Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 30, № 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

591-609 24
Аннотация

Актуальность. Современный этап цифровой трансформации образования, подкрепленный глобальными инициативами со стороны ЮНЕСКО и национальными стратегиями развития Российской Федерации до 2030 г., характеризуется интеграцией инновационных технологий, таких как технологии искусственного интеллекта (ИИ-технологии) в систему высшего образования. Особую актуальность данное направление приобретает в технических вузах, где формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции выступает основной задачей иноязычного образования. Одной из наиболее сложных лексико-грамматических категорий английского языка для студентов – будущих инженеров остаются фразовые глаголы, широко используемые в профессиональной коммуникации и технической документации. Однако на практике их изучение осложняется отсутствием системного подхода в учебных пособиях, дефицитом аудиторных часов и низкой эффективностью традиционных методов обучения лексике и грамматике. Для достижения основной цели исследования используются чат-боты как инструмент для внеаудиторной речевой практики, направленной на автоматизацию навыков использования фразовых глаголов. Цель исследования – определение эффективности методики формирования лексико-грамматических навыков студентов технического вуза на материале фразовых глаголов английского языка посредством практики с чат-ботом.

Методы исследования. Для проведения исследования использовались следующие группы методов: а) теоретические: изучение и анализ отечественной и зарубежной педагогической, методической, психологической научной литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта по исследуемой проблеме, моделирование; б) эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование; в) статистические: количественный и качественный анализ полученных результатов, математическая обработка данных; г) формирующие: в контролируемых условиях проведена опытно-экспериментальная работа с целью проверки авторской методики обучения; полученные данные использовались для анализа и выявления причинно-следственных связей между переменными. Эффективность методики формирования лексико-грамматических навыков студентов технического вуза на материале фразовых глаголов посредством практики с чат-ботом проводилась при помощи сопоставления результатов тестирования на констатирующем и контрольном этапах. Для анализа данных использовалось программное обеспечение IBM SPSS Statistics 21, сравнение средних величин проводилось согласно параметрическому статистическому методу t-критерию Стьюдента (t-тест). Объектом контроля выступили 15 лексико-грамматических навыков (9 рецептивных и 6 продуктивных).

Обзор литературы. В ходе анализа научной и учебно-методической литературе по теме исследования были обобщены результаты научных работ, посвященных использованию чатботов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, определены основные направления исследований.

Результаты исследования. Разработанная методика формирования лексико-грамматических навыков студентов технического вуза на материале фразовых глаголов английского языка посредством практики с чат-ботом была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы и доказала свою эффективность в сравнении с традиционными методами обучения по всем контролируемым параметрам. Проведенная опытно-экспериментальная работа выявила, что на начальном этапе обучения обе группы КГ (N = 24) и ЭГ (N = 24) имеют равный уровень языковой подготовки, поскольку статистической значимости между группами выявлено не было (p > 0,05 для большинства контролируемых параметров). Показатели в ЭГ имеют высокую статистическую значимость (p < 0,001), что свидетельствует о выраженной эффективности применяемой методики обучения. В КГ большинство показателей также значимы, но уровень значимости варьируется между p < 0,001 (параметры № 2–8, 10–11, 13–15) и p < 0,05 (параметры № 1, 9, 12). Наименее выраженным и имеющим слабую статистическую значимость в КГ является контролируемый параметр № 1 «соотносить звуковую форму слова с его значением» (*p = 0,037), при этом в ЭГ, несмотря на то, что он был лучше сформирован, тем не менее имеет низкий показатель t = 4,87 (p < 0,001) по сравнению с другими навыками. Разница в эффективности между КГ и ЭГ очевидна ввиду того, что показатели t-критерия Стьюдента в ЭГ значительно выше, чем в КГ, например, для параметра № 6 «дифференцировать фразовые глаголы и схожие монолексемные глаголы» t = 4,67 (КГ) против t = 7,89 (ЭГ). Наибольший разрыв в t-критерии Стьюдента наблюдается в продуктивных навыках, например, для параметра № 9 «прогнозировать грамматические конструкции с фразовыми глаголами» t = 4,12 (КГ) против t = 8,12 (ЭГ).

Выводы. Опытно-экспериментальная работа позволила выявить, что чат-боты ChatGPT и DeepSeek не имеют технической возможности для формирования навыков аудирования. При этом некоторые чат-боты (например, Replika AI) обеспечивает более естественное общение, чат-боты TalkPal и Praktika.ai более эффективны для коррекции ошибок. Речевая практика с чат-ботом вызвала интерес у студентов, что способствовало повышению уровня их мотивации к изучению английского языка. Интерактивный формат обучения и возможность получать мгновенную обратную связь сделали процесс более увлекательным и доступным. Использование нескольких различных чат-ботов одновременно позволило студентам ознакомиться с возможностями, которые предоставляли чат-боты, и выбрать тот, который в большей степени соответствовал запросам конкретного студента. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в дальнейших работах по выявлению лингводидактического потенциала ИИ-технологий и его применением в рамках иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов, формирования лексико-грамматических навыков студентов посредством других ИИ-технологий, а также в методике обучения иностранному языку.

610-620 12
Аннотация

Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема, связанная с ценностно-центрированными аспектами деятельности учителя и содержания его профессиональной подготовки. Цель исследования – обоснование объектно-предметной области аксиологической лингводидактики как современной научно-методической области.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования были использованы: критический анализ современных научных исследований в области лингводидактики, аксиологии, педагогики, анализ предметно-практической и образовательной деятельности в области преподавания иностранных языков и обобщение полученных результатов в формате цели и задач аксиологического подхода к обучению иностранным языкам.

Результаты исследования. В ходе исследования были определены объектная и предметная области аксиологической лингводидактики как автономной научно-методической области и уточнено предназначение этой отрасли в решении проблем современного лингвистического образования. Обоснована аксиологическая направленность современной лингводидактики как составляющей методической науки. В рамках исследования было уделено внимание аксиологическому подходу, развиваемому в рамках современной аксиологической лингводидактики, выделены основные доминанты и отличия от коммуникативного и межкультурного подходов, вместе с тем, определены его истоки.

Выводы. В результате достижения поставленной цели исследования были сделаны выводы о естественности и необходимости аксиологической переориентации лингводидактики и «последствиях» такой трансформации.

621-632 6
Аннотация

Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема разработки профессионально ориентированных учебников иностранного языка для студентов неязыковых направлений подготовки, в которых овладение иноязычными коммуникативными умениями было бы сопряжено с формированием этических и личностных ценностей обучающихся. Цель исследования – обоснование концепции профессионально ориентированного учебника английского языка для будущих инженеров, в содержание которого включены вопросы инженерной этики и который может быть использован в качестве средства обеспечения смыслообразования в учебном процессе, дидактического инструмента развития способности будущего инженера к ценностной рефлексии своей деятельности, формирования аксиологического компонента его профессиональной культуры.

Материалы и методы. Методологическую основу составили аксиологический и личностно ориентированный подходы, педагогическая герменевтика, реализуемые посредством специализированных «гуманитаризированных» технических текстов и упражнений, стимулирующих критическое мышление, принятие нравственных решений и профессионально значимое общение на английском языке.

Результаты исследования. На основе изложенной концепции был создан и проверен в учебном процессе учебник «Английский язык для инженеров. Инженерная этика (B2-C1)». Результаты апробации учебника показали не только развитие у студентов иноязычных коммуникативных умений, но и овладение ими способностью к глубокому пониманию инженерной этики, требований моральной ответственности и профессиональной честности инженера.

Выводы. Сделаны выводы о значимости интеграции гуманитарного содержания в обучение иностранным языкам в технических вузах для противодействия дегуманизации образования и формирования социально ответственных, рефлексирующих инженеров. Полученные результаты имеют прикладное значение для методики преподавания иностранных языков в вузах технического профиля подготовки.

633-647 10
Аннотация

Актуальность исследования определяется повышенным вниманием педагогической общественности к использованию внеаудиторных мероприятий в качестве формата и технологического направления лингводидактики. Разнообразные по содержанию, назначению и методике внеклассные мероприятия становятся инструментом всестороннего развития личности. Они не только углубляют и расширяют знания иностранного языка, но и способствуют развитию культурного кругозора, эрудиции, творческой активности обучаемых, оптимизации их коммуникативных навыков, духовно-нравственной сферы и эстетических вкусов.

Материалы и методы. В ходе исследования из массива публикаций, посвященных проблематике преподавания иностранного языка, были отобраны работы, отражающие методологические, технологические и методические подходы к организации педагогического процесса в рамках внеаудиторных (внеклассных) занятий. Обобщены результаты отечественных и зарубежных эмпирических исследований, интегрировавших констатирующий и формирующий эксперименты, предполагавших количественный и качественный анализ полученных данных с последующей их статистической обработкой.

Результаты исследования. Анализ литературных источников показал направленность большинства исследований на обоснование зависимости между участием студентов во внеаудиторных мероприятиях, их академическими достижениями и улучшением их социального благополучия, а также конкретизацию направлений совершенствования методики преподавания иностранного языка. Исследователи делают анализ методологических оснований реализации внеаудиторных мероприятий в преподавании иностранного языка, выделяя в качестве приоритетных деятельностный, коммуникативный, проектный, инклюзивный, гуманистический и эклектичный подходы. Педагогами конструируется значимость создания особой образовательной среды, реального или виртуального креативного пространства, стимулирующего межкультурное взаимодействие и преодоление психологических барьеров.

Выводы. Констатирован широкий спектр применяемых современными педагогами методологических подходов, дидактических технологий и форматов внеаудиторных мероприятий. Педагогами выдвинуты методические рекомендации относительно перспектив совершенствования организации внеаудиторных мероприятий как эффективного метода изучения иностранного языка.

648-659 13
Аннотация

Актуальность. Использование технологических решений на базе искусственного интеллекта (ИИ) аспектам иностранного языка или видам речевой деятельности в настоящее время выступает одним из наиболее актуальных векторов развития методики обучения иностранным языкам. Динамично появляющиеся исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные определению лингводидактического потенциала конкретных инструментов ИИ и поэтапных методик обучения, создают необходимую научную базу для создания моделей системного и комплексного обучения иностранному языку (ИЯ) на базе ИИ, когда языковая работа студентов с ИИ интегрируется в традиционное обучение. Цель исследования – разработать методику комплексного обучения студентов аграрного вуза профессиональному ИЯ на основе технологических решений на базе ИИ.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I». Участниками были студенты 1 года обучения направления подготовки 35.03.06 – «Агроинженерия». В контрольной группе (КГ) (N = 38) студентов использовалась традиционная методика обучения профессиональному иностранному языку на основе принципов обучения языку для специальных целей с элементами предметно-языкового интегрированного обучения. В экспериментальной группе (ЭГ) (N = 38) в качестве дополнения к традиционной методике была добавлена практика студентов с технологическими решениями на базе ИИ. Практика проходила во внеаудиторное время. Математическая обработка результатов осуществлялась на основе метода t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования. Экспериментальное обучение доказало эффективность авторской методики обучения студентов аграрного вуза профессиональному иностранному языку путем добавления к традиционному обучению внеклассной практики студентов с технологическими решениями на базе ИИ. Статистический анализ результатов среза на контрольном этапе выявил эффективность инновационного метода по всем пяти диагностируемым показателям: овладению профессиональным тезаурусом (t = 3,43 при p ≤ 0,05), овладению грамматическим материалом (t = 2,91 при p ≤ 0,05), дальнейшим развитиям умений чтения (t = 2,91 при p ≤ 0,05), устной диалогической речи (t = 3,95 при p ≤ 0,05), письменной монологической речи (t = 3,68 при p ≤ 0,05).

Выводы. Новизна работы состоит в разработке и доказательстве эффективности методики комплексного обучения профессиональному иностранному языку студентов аграрного вуза на основе технологических решений на базе ИИ. Перспективы данного исследования состоят в том, что его результаты могут использоваться в разработке моделей комплексного обучения иностранному языку учащихся и студентов языковых и неязыковых направлений подготовки и специальностей.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

660-671 15
Аннотация

Актуальность. Диалоговые тренажеры становятся важным педагогическим инструментом обучения, так как они являются практической реализацией коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам и во многом основаны на игровых методиках, что важно в работе с современными обучающимися. Цель исследования – проанализировать опыт создания и внедрения собственных разработок диалоговых тренажеров уровня А1 и А2 в учебный процесс довузовской подготовки.

Методы исследования. Использовались теоретические методы, включающие в себя анализ литературных источников, описан авторский материал. Диагностические методы включали в себя педагогическое наблюдение, описание результатов применения в учебном процессе диалоговых тренажеров. Определение понятий. Рассмотрено такое ключевое понятие исследования, как «диалоговый тренажер».

Результаты исследования. Диалоговые тренажеры «Русский язык как иностранный. Приключения Тома в России» и «Диалоги. Ван Ли. Путь в Россию», разработанные для обучающихся Подготовительного факультета Финансового университета с уровнями владения русским языком А1 и А2, созданы на принципах обучения иностранным языкам, реализованы с помощью современных технологий с учетом поведенческих особенностей современных обучающихся, что делает их передовым практическим педагогическим средством в работе коммуникативными умениями.

Выводы. Представленные диалоговые тренажеры применимы к цифровой дидактике, являются авторской перспективной разработкой, которая может быть универсальным инструментом для обучения русскому языку во всех существующих формах педагогического процесса. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных интеграции диалоговых тренажеров в процесс обучения.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

672-689 10
Аннотация

Актуальность. Существует множество публикаций по интерактивному обучению, в которых рассматриваются только положительные аспекты этой педагогической модели. В проведенном исследовании интерактивное обучение профессиональной дисциплине в университете рассмотрено более объективно, с учетом критического отношения к нему аспирантов. Цель исследования – определение значимости интерактивного обучения аспирантами многопрофильного вуза.

Материалы и методы. Местом проведения исследования является ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ). Для исследования использовались материалы лекционного курса по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» для всех аспирантов второго курса СПбПУ, презентации, итоговые задания аспирантов по составлению плана интерактивного занятия по профессиональной дисциплине и анкеты по оцениванию особенностей интерактивного обучения. На основе теоретического анализа научной литературы, систематизации существующих педагогических оценок интерактивного обучения (ИО) и мнений аспирантов, оцениваемых по десятибалльной шкале с вычислением среднего арифметического значения, были выявлены и обоснованы педагогические и методические условия его актуализации в учебном процессе современного университета.

Результаты исследования. Рассмотрена тема интерактивного проведения лекций и практических занятий; описана дискуссия по проведению интерактивного обучения с элементами профессионально-ориентированных ролевых игр и ротации ролей обучающихся в течение семестра. Проанализированы результаты анкетирования 125 респондентов по интерактивному обучению профессиональной дисциплине и выявлены его преимущества и ограничения. Наиболее важными преимуществами являются улучшение понимания материала студентами (9,1 баллов) и развитие их коммуникативных профессионально-ориентированных навыков (8,7 баллов), что соответствует преимуществам групповой формы обучения. Основные недостатки и ограничения интерактивного обучения включают повышение трудоемкости подготовки преподавателя к проведению интерактивных занятий (7,3 балла) и сложности организации интерактивного обучения в больших группах (7,3 балла). Показано, что педагогические аспекты ИО необходимо согласовывать с психологическими факторами проведения интерактивного обучения.

Выводы. Реализация интерактивного обучения в современном университете требует пристального внимания исследователей, поскольку оно, по мнению аспирантов, способствует повышению мотивации и углублению профессионализации обучающихся. Положительная оценка интерактивного обучения превалирует над отрицательной, хотя преимущество в 24 % является относительным. При проведении интерактивного обучения необходим тщательный подход к составу групп и распределению профессионально-ориентированных ролей с учетом внутриличностных отношений студентов и их пожеланий.

690-705 7
Аннотация

Актуальность. В обществе наблюдается изменение моделей семейных отношений, растет популярность вне семейных интересов, усугубляются проблемы взаимопонимания поколений. Демографические тенденции характеризуются падением уровня рождаемости, поздним вступлением в брак и деторождением, преобладанием малодетных и однопоколенных семей. Цель исследования – выявить концептуальных основ традиций и ценностных отношений в русской семье, которые могут быть использованы для формирования подготовки студентов к семейным отношениям и принятию ими стратегических решений о создании семьи.

Материалы и методы. Использовались общенаучные методы: историко-ретроспективный, аксиологический, систематизации традиций и ценностных отношений.

Результаты исследования. Определены концептуальные основы семейных традиций и ценностных отношений: патриархальная семейная система; многопоколенная и многодетная семья; приоритет духовной жизни семьи; важность воспитания детей; уважение к старшим; взаимопомощь и поддержка. Выявлены ценности традиционной семьи: вера, духовная связь, забота о ближних и незыблемость брачных уз, родительская любовь, долг по отношению к старшему поколению, материнство, отцовство, уважение к родителям и поминание предков, терпение, послушание, доверие, уважение, трудолюбие, верность, целомудрие и прощение.

Выводы. Традиции могут осуществлять ценностное ориентирование новых поколений. Система ценностей является фундаментальным элементом культуры, формируя ее духовную основу и определяя потребности и интересы. Первичным источником передачи ценностей новым поколениям через традиции выступает семья. В государственной политике в области семьи семейные ценности и традиции провозглашены абсолютными приоритетами.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

706-715 8
Аннотация

Актуальность. В условиях современного мира, где стресс и малоподвижный образ жизни воспринимаются значительной частью общества как нормальные условия жизнедеятельности, вопросы сохранения здоровья и профилактики гиподинамии приобретают особую актуальность не только для относительно здоровых граждан, но и для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в частности, детей. Принято считать, что во многом вопросы гармоничного развития личности, укрепления здоровья, формирования мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом позволяет решить урок физической культуры. Поскольку в настоящее время возрастает ценность уроков физической культуры, являющихся обязательным элементом системы школьного образования, то повышаются требования к качеству их планирования и содержания. Цель исследования – рассмотреть особенности и способы оценивания качества урока по физической культуре школьников с расстройствами аутистического спектра.

Методы исследования. Проведен анализ научной литературы и научных исследований, рассматривающих различные способы и методы оценивания качества уроков физической культуры, а также хронометрирование уроков физической культуры с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостью.

Результаты исследования. Выявлены и обоснованы методы педагогического контроля, которые целесообразно использовать для управления процессом физического воспитания школьников с расстройствами аутистического спектра. Результаты проведенного хронометрирования уроков физической культуры первоклассников с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостью выявили невысокие показатели общей и моторной плотности урока: показатели общей плотности урока в среднем составляют 77 %, моторной плотности урока – 56 %.

Выводы. Мониторинг качества уроков физической культуры позволяет оптимизировать процесс физического воспитания школьников с расстройствами аутистического спектра.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

716-727 7
Аннотация

Актуальность. История российско-иранских отношений насчитывает не одну сотню лет, и на протяжении всего периода они играли важную роль в политической и экономической сферах нашего государства. В связи с этим очень важным представляется вопрос о том, как регулировались эти отношения в документах международно-правового характера.

Материалы и методы. Основным источником для проведения исследования стали документы из фондов Российского государственного архива древних актов. Эти документы освещают деятельность российской дипломатической миссии в Персии 1715–1718 гг. во главе с А.П. Волынским и заключенным в ходе нее в июле 1717 г. Торговым договором с Персией. Дневник посольства, текст самого договора, ратификационные грамоты составили источниковую базу исследования. В ходе проведения исследования нами были востребованы методы анализа сравнительно-исторический, системно-структурный, биографический.

Результаты исследования. В течение XVII века российско-персидские отношения испытывали серьезные противоречия, связанные с бурными внутри- и внешнеполитическими событиями в обоих государствах. В целом на фоне наличия общего врага – Османской Турции – произошло определенное политическое сближение двух государств. Но в экономической сфере для России существовал ряд проблем, которые она хотела бы разрешить в свою пользу. В частности, российское правительство не устраивало то, что в российско-персидской торговле через Астрахань доминировали купцы – подданные персидского шаха. Причем на территории России для армян и персов существовал режим наибольшего благоприятствования для осуществления этой торговли. В Персии же, наоборот, российское купечество подвергалось различным притеснениям, несправедливому пошлинному обложению, вымогательствам и т. п. Для решения этих проблем царем Петром I было отправлено посольство во главе с А.П. Волынским в 1715–1718 гг.

Выводы. Главным успехом дипломатической миссии А.П. Волынского стало подписание торгового договора межу Россией и Персией в 1717 г. Договор был заключен на выгодных для России условиях, он был односторонним и содержал обязательства персидской стороны по обеспечению безопасной и выгодной торговли для российского купечества на территории Персии. Договор также привел к становлению российской консульской службы в Персии, что означало качественно новый этап в развитии межгосударственных отношений.

728-740 6
Аннотация

Актуальность. Ход истории во многом определяется ролью личности, ее деятельностью в конкретных обстоятельствах. Чем масштабней личность, тем большее влияние она оказывает на дальнейшие развитие событий в стране и мире. Одним из переломных моментов отечественной истории стали события Октябрьской революции 1917 г. Непосредственным участником, а затем видным общественным и политическим деятелем советского государства был Владимир Иванович Невский. Занимая различные должности, он самым непосредственным образом был связан с железнодорожным транспортом. Исследование роли В.И. Невского в вопросах обеспечения безопасной деятельности железных дорог в период Гражданской войны позволяет по-новому взглянуть на значимые аспекты социально-политической жизни молодого советского государства. Цель исследования – оценить роль В.И. Невского в обеспечении правопорядка на железнодорожном транспорте в первые годы советской власти.

Методы исследования. Хронологический метод позволил уточнить события и явления с точки зрения их последовательности. На основе биографического метода с использованием архивных документов удалось сосредоточиться на изучении деятельности В.И. Невского, определить его роль и влияние на события первых лет становления советской власти в России. Историко-генетическим методом удалось последовательно обнаружить изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения и в наибольшей мере приблизиться к воссозданию реальной истории обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного транспорта. Сравнительно-историческим методом произведено сопоставление действий В.И. Невского с действиями других участников событий, что способствовало более взвешенной оценке его роли в обеспечении правопорядка на объектах транспорта. Структурный метод позволил систематизировать полученную информацию.

Результаты исследования. Рассмотрена роль личности В.И. Невского в обеспечении правопорядка на железнодорожном транспорте в первые годы советской власти. Выявлены закономерности, которые могут быть учтены в современных условиях.

Выводы. Сделан вывод о вкладе В.И. Невского в стабилизацию и развитие железнодорожного транспорта в первые послереволюционные годы, оценен его вклад в организацию и формирование принципов обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте.

741-748 8
Аннотация

Актуальность. Массовое партизанское движение, развернувшееся в Восточном Забайкалье против режима атамана Г.М. Семенова, характеризуется обычными для партизанской тактики рейдовыми операциями без долгого удержания отдельных населенных пунктов. Исключением являются села Былыра и Кулинда Акшинского уезда, которые в феврале 1919 г. отказались подчиняться местным властям и по июнь оборонялись местным населением и небольшим партизанским отрядом, что привело к образованию так называемого Былыринского фронта. Иных подобных случаев в истории Гражданской войны в Забайкалье не происходило, что делает его уникальным феноменом, требующим детального изучения. Актуальность настоящего исследования обусловлена слабой проработанностью указанной темы. Цель исследования – рассмотреть массовое партизанское движение в Восточном Забайкалье с привлечением максимального количества источников, в том числе не вводившихся ранее в научный оборот архивных материалов.

Материалы и методы. Источниковой базой для исследования стали опубликованные воспоминания непосредственного участника событий П.А. Аносова, а также впервые вводимые в научный оборот рапорты начальника Акшинской уездной милиции, выявленные в фондах Государственного архива Забайкальского края, и хранящиеся там же документы бывших партизан. С помощью сравнительного и диалектического подходов воспоминания П.А. Аносова были сопоставлены с рапортами начальника Акшинской уездной милиции и верифицированы, что позволило максимально полно реконструировать произошедшие события. Кроме того, при проведении исследования использовались такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, индукция и дедукция.

Результаты исследования. Выявлены и проанализированы предпосылки возникновения Былыринского фронта, а также причины, по которым белые власти в течение пяти месяцев не могли подавить сопротивление восставших. В хронологической последовательности реконструированы события и боевые действия противоборствующих сторон.

Выводы. Установлено, что предпосылками возникновения Былыринского фронта стали: приход в этот район Алханайского партизанского отряда во главе с П.А. Аносовым, значительное количество сторонников советской власти в селах Кулинда и Былыра, а также близлежащих деревень; удобное для обороны географическое положение Былыры. Причинами неспособности белых властей ликвидировать восстание на протяжении длительного времени явились: недооценка противника и, как следствие, плохо подготовленное первое наступление, неудача которого позволила партизанам значительно вооружиться; несогласованность действий пехотных и казачьих частей при следующем крупном наступлении; пассивность командиров правительственных отрядов при проведении разведки и планировании операций.

749-762 6
Аннотация

Актуальность. Актуальность исследования динамики доходов населения в России в 1980– 1990-х гг. во многом обусловлена влиянием этого переходного периода на современное общество. Понимание причин и последствий экономических реформ, принятых политических решений позволяет выявить проблемы денежного неравенства и экономических кризисов, которые проявляются и в настоящее время, проанализировать положительные и отрицательные опыты исследуемого периода. Особый интерес представляет изучение периода 1980–1990 гг., так как переход к рыночной экономике сопровождался резким падением реальных доходов населения, ростом бедности, социальной дифференциации и нестабильностью. Поэтому политические решения, спровоцировавшие проявление этих проблем, являются примером того, что реализовывать не нужно. Цель исследования – выявление основных тенденций в области доходов населения в 1980–1990-е гг. на основе анализа и систематизации существующей научной литературы, посвященной изменениям в доходах населения России, а также определение перспектив дальнейших исследований в рамках социальной и экономической истории.

Материалы и методы. Акцентировано внимание на исследование работ отечественных экономистов, историков, социологов и политиков, рассматривавших динамику доходов населения России в 1980–1990 гг., а также причины сложившейся ситуации, официальную статистическую информацию о динамике доходов населения.

Результаты исследования. Приведены данные социологических опросов, свидетельствующие об ухудшении материального положения граждан, задержках заработной платы и росте протестных настроений. Особое внимание уделено региональному аспекту – исследованиям, посвященным Центральному Черноземью и Тамбовской области. На основе архивных материалов и анализа семейных бюджетов историки выявили особенности доходов в регионе, включая рост скрытых доходов, распространение полулегальной и нелегальной экономической деятельности.

Выводы. Несмотря на наличие значительного числа экономических и социологических работ, социальные последствия изменений в доходах населения в 1980–1990-е гг. остаются недостаточно изученными, особенно с точки зрения социальной истории. Сделан вывод о необходимости дальнейших междисциплинарных исследований, включающих как макроэкономический, так и исторический анализ, с привлечением региональных данных, документов личного происхождения и материалов социологических опросов. Систематизированы существующие научные подходы к изучению изменений в доходах населения России в 1980–1990-х годах и обозначены перспективные направления дальнейших исследований в рамках социальной и экономической истории Российского государства.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

763-773 9
Аннотация

Актуальность. Рассмотрена операция «Железные мечи», инициированная Израилем в ответ на масштабное нападение ХАМАС в октябре 2023 г., которая привела к значительной эскалации палестино-израильского конфликта. Цель исследования – выявление особенностей данной операции, а также ее влияния на изменение расстановки сил в регионе и возможные последствия для радикальных группировок на Западном берегу реки Иордан.

Методы исследования. Методологической основой работы явились принципы объективности и историзма, рассматривающие современные процессы и явления в развитии, в их взаимной и временной связях. Наряду с общенаучными методами, такими как анализ и сравнение, использовались методы источниковедческого анализа: историко-сравнительный, ретроспективный, синхронный.

Результаты исследования. Отмечено, что операция «Железные мечи», а также события, связанные с ней, наглядно продемонстрировали значительные возможности, которыми на сегодняшний день обладают радикалы в Секторе Газа в рамках вооруженной борьбы против израильтян. В частности, они продемонстрировали способность создавать обширную подземную инфраструктуру. Это позволяет им эффективно скрываться и маневрировать в условиях конфликта. Радикалы в Газе располагают более развитыми ресурсами для военных приготовлений по сравнению с их коллегами на Западном берегу, что позволяет им осуществлять масштабные операции. Подземные объекты не только обеспечивают защиту, но и служат стратегическими пунктами для управления действиями боевиков. В текущих условиях для радикалов в Газе приоритетом остается укрепление и расширение своей подземной инфраструктуры, что значительно усложняет задачи израильских сил безопасности в регионе.

Выводы. Операция «Железные мечи» имеет особое значение из-за достигнутых результатов и задействованных сил, ее следует считать ключевым моментом для военных приготовлений радикалов в Газе. Создание обширной сети подземных сооружений существенно укрепило позиции боевиков, что позволило им эффективно укрывать свои силы и маневрировать ими. В отличие от Газы, радикалы на Западном берегу реки Иордан сталкиваются с серьезными ограничениями в создании аналогичной инфраструктуры из-за активного противодействия израильских сил безопасности. Это обстоятельство делает сложным поддержание вооруженного противостояния на Западном берегу на уровне, приемлемом для радикалов, в то время как израильские силы сосредоточены на борьбе с угрозами в Газе.

РЕЦЕНЗИИ

774-784 6
Аннотация

Актуальность. Научная востребованность академическим сообществом публикации связана с необходимостью анализировать тему обучения переводу в многопрофильном вузе в третьем десятилетии ХХI века наряду с появлением широкого обсуждения вопросов обучения переводу, совершенствуя подготовку кадров в высшей школе для актуального особенно сегодня многопрофильного образования.

Материалы и методы. Педагогическим источником явилась монография опытного коллектива преподавателей двух авторитетных вузов: Московского государственного института международных отношений и Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В качестве редакторов-составителей выступают заместитель главного редактора журнала «Вопросы методики преподавания в вузе» Н.В. Попова и опытный координатор и участник многочисленных конференций по обучению переводу и конкурсов перевода М.М. Степанова. Методом подготовки рецензии стал анализ монографии с точки зрения ее места в современной педагогической науке.

Результаты исследования. Главным результатом стало представление научной педагогической общественности значимости и актуальности монографии по вопросам методики преподавания перевода в вузе для студентов неязыковых и языковых специальностей на уровнях бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительного профессионального образования: применение разнообразных переводческих практик в обучении студентов неязыковых направлений, способствующих формированию их переводческой компетенции; взаимосвязанное обучение переводу и публикационной деятельности аспирантов неязыкового профиля; использование информационных ресурсов – реальных и виртуальных ресурсов, данных корпусов для преподавания перевода на всех уровнях обучения в вузе; сочетание теории и практики перевода в обучении слушателей программ дополнительного образования; проведение мотивационных мероприятий, таких как конкурсы перевода и тренинги по психологической устойчивости переводчиков.

Выводы. Коллективная монография демонстрирует исследования, позволяющие сделать выводы о существующих тенденциях обучения переводу в многопрофильном вузе. Вместе с тем имеются дискуссионные вопросы, которые требуют дальнейшего обсуждения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)