Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 21, № 7-8 (2016)
7-14 53
Аннотация
Широкое распространение и беспрецедентная популярность мобильных устройств среди молодежи ведет к их стихийному применению в учебном процессе. Неструктурированное использование мобильных устройств в процессе обучения грозит неизбежными трудностями и сложностями, с которыми сегодня сталкиваются все участники учебного процесса. Одна из трудностей - отсутствие хорошо разработанной методической базы использования мобильных устройств в обучении. Цель заключается в рассмотрении некоторых ключевых вопросов, касающихся методических основ интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков, а именно: условий, способов и форм интеграции мобильных технологий в учебный процесс, критериев оценивания и типологии мобильных приложений, наиболее часто использующихся в преподавании иностранных языков. Описанные критерии оценивания дидактических или обучающих приложений помогут преподавателям выбрать качественный мобильный инструмент для развития коммуникативной компетенции обучающихся. Представленная типология инструментальных приложений, основанная на их дидактических свойствах, позволит педагогам не только сориентироваться в огромной массе мобильных ресурсов, но и познакомиться с обучающими возможностями приложений.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

15-22 67
Аннотация
На рубеже XX-XXI вв. отмечается повышение интереса к вооруженным силам стран Организации Североатлантического договора, в частности, к США и их ближайшим союзникам по военно-политическому блоку, среди причин чего можно выделить глобальную нестабильность, вызванную интервенциями коалициями западных стран в регионы Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. На этом фоне внимание лингвистов и переводчиков привлекает военная лексика английского языка. Особого внимания заслуживает тот факт, что большáя доля военной коммуникации происходит и регулируется посредством не общепринятых и закрепленных выражений и правил общения, а с помощью неформальной и полуформальной лексики, существенная часть которой - это исключительно разговорные экспрессивные лексические единицы - сленгизмы. В свою очередь, Первая мировая война представляет интерес не только в качестве одного из крупнейших вооруженных конфликтов, но и как событие, создавшее благоприятную атмосферу для взаимодействия различных стран (и вместе с тем - языков и культур) в военной сфере, что привело к интенсивному развитию форм военной коммуникации. Также следует отметить исключительную степень влияния именно Первой мировой войны на военную лексику, используемую в Вооруженных силах Великобритании. Изучено влияние Первой мировой войны на становление и развитие британского военного сленга. На рассматриваемых примерах проанализированы лексические единицы английского военного сленга указанного периода, произведена их тематическая классификация. Сделан вывод о влиянии крупных вооруженных конфликтов на лексическую систему языка в области неформальной военной коммуникации.
23-28 40
Аннотация
Рассмотрены вопросы обучения школьников профильных классов переводу научно-популярных текстов с английского языка на русский. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что сферы применения знания иностранного языка значительно расширяются в последнее время. Востребованность специалистов со знанием иностранного языка отмечается в научной, технической и рабочей среде, о чем свидетельствует набирающее силу международное движение WorldSkills, где владение английским языком как иностранным имеет важное значение для понимания и выполнения задания. Проанализированы основные особенности научного стиля, касающиеся типов текстовых структур, которые занимают важное место в обучении переводу, а также определяется порядок перевода английских групп слов - номинативных фраз, состоящих из главного слова и определения, которое включает в себя остальные слова. При этом определение может находиться как перед ключевым словом (левое определение), так и после него (правое определение). Перевод таких групп слов, как правило, производится справа налево. Обучение переводу научно-популярных текстов невозможно, если у школьника не сформирована научная картина мира. Каждая научная область характеризуется определенными явлениями, законами, понятиями. У обучающихся негуманитарного профиля научная картина мира формируется через термины и понятия предметных областей «Естествознание» и «Математика». Овладение научным стилем старшеклассниками негуманитарного направления в процессе обучения их переводу научно-популярных текстов будет способствовать улучшению качества предметного знания естественнонаучного блока и более глубокому познанию ими действительности.
29-40 42
Аннотация
Рассмотрен вопрос выявления и обоснования психолого-педагогических условий обучения студентов направления подготовки «Международные отношения» международной письменной коммуникации на основе метода рецензирования. Под психолого-педагогическими условиями понимаются внешние меры воздействия на педагогический процесс обучения иностранному языку, которые направлены как на интенсификацию процесса обучения, так и на повышение результативности и эффективности результата обучения. Выделены следующие психолого-педагогические условия, учет которых необходим для эффективности обучения студентов-международников письменной коммуникации на основе метода рецензирования: а) развитие положительной мотивации студентов к участию в обучении на основе метода рецензирования; б) актуализация студентом субъектной позиции в процессе обучения международной письменной коммуникации; в) группирование студентов в группы по уровню владения иностранным языком; г) владение студентами иностранным языком на уровне В1; д) сформированность у студентов лингвокомпьютерной компетенции; е) следование заранее разработанным этапам обучения. В совокупности данные психолого-педагогические условия будут оказывать влияние на отбор содержания обучения, методов и форм обучения (этапы обучения) и в конечном итоге на результат обучения.
41-45 48
Аннотация
Высококвалифицированный специалист в области управления должен обладать широким спектром профессиональных умений и навыков, необходимых для эффективного решения управленческих задач, главной из которых является умение осуществлять деловую и профессиональную коммуникацию на всех уровнях профессионального взаимодействия. Письменная коммуникация играет важную роль в деятельности менеджера, т. к. необходимость составлять письменные коммуникативные акты самой разной направленности является повседневной обязанностью менеджера любого уровня. Современные требования, предъявляемые к выпускникам управленческого вуза, делают владение навыками иноязычной письменной коммуникации неотъемлемым признаком профессиональной компетентности будущих менеджеров. Проанализированы роль и место, которое занимает иноязычная письменная коммуникация в профессиональном общении менеджера. Приведены конкретные примеры ситуаций, в которых менеджеру требуется осуществлять письменное деловое общение.
46-50 36
Аннотация
Проведен сравнительный анализ настоящего времени в языках романской группы (на материале испанского, португальского, итальянского и французского языка). Анализ научной литературы позволил провести сравнительный анализ настоящего времени в языках романской группы (на материале испанского, португальского, итальянского и французского языка) для дальнейшего одновременного (синхронного) преподавания данных четырех романских языков на основе их общности. В частности, проведено сравнение групп, на которые подразделяются глаголы в романских языках, проводя параллели с их прародителем латынью. Также проводится сравнение способов образования настоящего времени правильных глаголов и приводится список схожих неправильных глаголов в испанском, португальском, итальянском и французском. Наконец, сопоставлены случаи употребления настоящего времени. Таким образом, сравнительный анализ настоящего времени позволил выявить следующие сходства в лексико-грамматическом строе языков романской группы: равное количество и одинаковый принцип спряжения глаголов; общий набор неправильных глаголов для всех рассматриваемых языков; схожие случаи употребления настоящего времени. Сделан вывод, что на основе выявленных сходств испанского, португальского, итальянского и французского можно разрабатывать методику одновременного изучения нескольких иностранных языков этой группы.
51-56 36
Аннотация
Исследована роль блог-технологий в современном мире, актуальность их применения в образовании. Кроме того, на основе анализа научной литературы раскрыта сущность понятия «блог», различные типологии блогов, а также способы их применения в процессе обучения. Использование блогов в обучении становится актуальным благодаря таким свойствам, как удобность, универсальность, доступность, авторство и архивирование записей. Отмечены преимущества использования блога учебной группы в процессе обучения иностранному языку и выделены его дидактические свойства. Блог учебной группы - такой тип блогов, который является общим пространством для группы учащихся и учителя, где они могут общаться на интересующие их темы по предмету. Блог учебной группы объединяет коллектив, учащиеся группы становятся равноправными членами команды. В отличие от блога учителя, здесь обучающиеся ведут блог (публикуют записи, комментируют посты, составляют опросы). Другими словами, они проявляют свою самостоятельность и независимость. Это идеальный вариант для развития письменных навыков и критического мышления. К дидактическим свойствам блога учебной группы предложено отнести следующие: реализация принципов сотрудничества и равенства; формирование чувства независимости и самостоятельности учащихся; построение вариативного обучения; асинхронное обучение в рамках блога учебной группы. В работе описано каждое дидактическое свойство блога учебной группы.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

57-63 40
Аннотация
Современная система физического воспитания призвана всемерно способствовать формированию и укреплению здоровья подрастающего поколения, повышению работоспособности, формированию высоких нравственных качеств, бодрости духа, силы и выносливости, воспитанию здоровой и жизнерадостной студенческой молодежи. Молодежь должна быть не только всесторонне образованной, но и духовно красивой, физически крепкой, закаленной. Физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни студентов, ибо она представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивает методы и средства реализации стратегической задачи становления гармонической личности - ее физического совершенства, играет одну из первостепенных ролей в решении проблемы развития и рационального использования свободного времени. Патриотизм во все времена занимал особое место в жизнедеятельности российского общества, выступая ключевой проблемой становления российской государственности, ее защиты от внешней экспансии, осуществления национальных отношений и духовной жизни. Патриотическое воспитание молодежи невозможно без наглядного примера. Всю нашу историю будущие воины воспитывались на примере подвигов былинных богатырей, а также реальных людей, героев, которых народ помнил столетиями - князей Святослава, Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Образцом для подражания чуть позже стали знаменитые военачальники и флотоводцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов, П.С. Нахимов и Ф.Ф. Ушаков и мн. др. В настоящее время комплекс ГТО стал не только одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность молодежи и взрослых, явился той формой, благодаря которой люди приобщались к систематическим занятиям физической культурой и спортом, но и системой, несущей большую патриотическую составляющую. Комплекс ГТО вовлекал молодых людей в массовое физкультурное движение и открывал многим дорогу в большой спорт, тем самым, внося огромный вклад в развитие российского спорта. Многие выдающиеся спортсмены начинали свой путь в спорте со сдачи норм комплекса ГТО. И, наконец, комплекс ГТО - это важная составляющая часть подготовки молодежи для службы в рядах Вооруженных сил России.
64-70 37
Аннотация
Представлены результаты изучения мнения учителей физической культуры об особенностях и ходе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на примере Белгородской области. Для сбора данных проводился анализ специальной научной литературы и опрос учителей физической культуры в виде беседы. Педагоги отвечали на 10 основных вопросов. Опрошено 108 учителей физической культуры сельских и городских общеобразовательных школ Белгородской области в 2016 г. В ходе исследования выявлены особенности мнения учителей физической культуры о необходимости изменения физической подготовки учащихся старших классов для выполнения норм и требований комплекса ГТО V ступени, введения специфических физических упражнений, методов развития физических качеств, сокращения времени физической подготовки для тестирования учащихся. Выявлялись особенности фактически применяемых средств и методов для физической подготовки учащихся старших классов к сдаче норм комплекса ГТО, количество времени, которое отводят учителя на уроках физической культуры для многоборной физической подготовки учащихся старших классов, а также замечания и предложения по совершенствованию планомерного внедрения комплекса ГТО в общеобразовательных организациях. Определены типичные недостатки, факторы, затрудняющие процесс эффективного внедрения комплекса ГТО в школах. Полученные данные публикуются впервые. Они могут оказаться ценными в процессе внедрения комплекса ГТО в общеобразовательных организациях России, коррекции и совершенствования отдельных мероприятий в процессе подготовки и приема норм и требований комплекса ГТО в школах у учащихся старших классов, выполняющих требования V ступени комплекса ГТО, а также при планировании будущей тактики и стратегии содержания физической подготовки учащихся.
71-76 52
Аннотация
Адаптивный спорт имеет многофункциональную направленность на всестороннее развитие личности человека с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков в двигательной и психических сферах. Одной из основных задач современного общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. Проблема нормального функционирования и взаимодействия в обществе человека с ограниченными возможностями предполагает процесс расширения и приумножения социальных связей, создание полноценных условий для достижения максимально возможной совместимости инвалида с естественной социальной средой. Интеграция инвалидов в обществе может осуществляться только путем их развития и включения в разнообразную социально значимую деятельность. Активизация работы с людьми-инвалидами средствами адаптивного спорта имеет большое социальное значение и способствует гуманизации самого общества и, в первую очередь, изменению отношения к этой группе населения. Адаптивная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, во всех регионах должна быть направлена на увеличение числа занимающихся без предварительного отбора и для всех возрастных групп маломобильного населения. Главная задача такой адаптивной физкультурно-спортивной деятельности - стимулировать стремление людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к ежедневным физкультурным и спортивным занятиям, а в дальнейшем - мотивировать и вовлекать их в соревновательную и спортивную деятельность.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

77-83 51
Аннотация
Проведена экспериментальная работа по обоснованию педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения. Актуальность заключается в совершенствовании работы учреждений лечебно-оздорови-тельного отдыха подрастающего поколения при условии изучения педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий и разработке модели его реализации. В рамках исследования педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения было проведено социологическое исследование на базе учреждений культуры и досуга Тамбовской и Воронежской областей, в котором приняло участие 300 человек. В ходе исследования была выявлена степень включенности респондентов в организацию лечебно-оздоровительного отдыха, проанализированы актуальные направления организации лечебно-оздоровительного отдыха, изучено развитие инновационных подходов к организации лечебно-оздоровительного отдыха, проанализирована подготовка кадров детского и подросткового лечебно-оздоровительного отдыха, обобщены мнения респондентов относительно совершенствования лечебно-оздоровительного отдыха. Опытно-экспериментальная работа послужила основой для разработки модели реализации педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения, а также педагогической программы. Анализ результатов позволил сделать вывод, что внедрение модели активно воздействует на мотивационную, когнитивную, операционную, коммуникативную, рефлексивную, эмоциональную, творческую сферу жизни личности.
84-94 44
Аннотация
Целью является обобщение опыта реализации технологий больничной клоунады и клоунотерапии в практике социально-культурной деятельности. Раскрыты особенности развития технологий больничной клоунады в отечественной и зарубежной практике социально-культурной реабилитации. Явление больничной клоунады рассмотрено с точки зрения его задач, функций, эволюции в России и зарубежных странах. Выявлены особенности подготовки волонтеров и профессионалов в области клоунотерапии; проанализированы наиболее эффективные подходы и приемы. Представлен анализ деятельности международных организаций в области клоунотерапии. Рассмотрен опыт деятельности ведущих специалистов в области больничной клоунады - П. Адамса, У. Барни, К. Симон и В.М. Ольшанского, К. Седова и др. Показано, что ведущими направлением деятельности организаций больничной клоунады является оказание регулярной социальной поддержки и помощи в больницах и хосписах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям. Данный вид социально-культурной реабилитации предполагает помощь в социализации и гармонизации детей-сирот в детских домах и детских психиатрических больницах; содействие адаптации и абилитации детей, попавших в трудные жизненные ситуации в результате чрезвычайных ситуаций.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

95-99 27
Аннотация
Обращается внимание на усиливающуюся роль семьи в трудных и быстро меняющихся социально-экономических условиях современной жизни, вызванные этим проблемы. Их решение требует психолого-педагогической поддержки, начальным этапом которой является социально-психологи-ческое изучение семьи. Обосновывается специфика социально-психологического подхода к изучению семьи в современных социально-экономических условиях, заключающаяся, с одной стороны, в поиске объективных критериев для различения типов семьи, а с другой - в определении содержательной характеристики семьи как естественной малой группы и особенностей воздействия конкретного типа семьи на личность. Отмечается необходимость соотнесения и интеграции социологического и психологического подходов к изучению семьи, каждый из которых имеет свои традиции исследования групп. Рассматриваются специфика названных подходов и их роль в едином социально-психоло-гическом подходе к изучению семьи. Определяются цель и задачи социально-психологического изучения семьи как направления профессиональной деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов на основе социально-психологического подхода. Раскрывается содержание общих и частных принципов социально-психологического изучения семьи, основных этапов этого процесса: установление необходимости изучения семьи; общее знакомство с семьей; анализ результатов исследования и выдвижение гипотез о причинах проблем семьи; социально-психологический диагноз семьи.
100-103 75
Аннотация
Рассмотрена история зарождения и становления социального воспитания в России. В конце XIX в. происходит всплеск педагогических новаций в развитых странах мира как реакция на наступивший кризис в системе образования, который коснулся и России. Преодоление данного кризиса виделось в использовании новых подходов в педагогике (трудовая школа, социальная педагогика, идеи свободного воспитания и мн. др.). Особое внимание стало уделяться изучению влияния на ребенка социальной среды, в т. ч. проблем общественного влияния на личность. Проанализировано взаимодействие школы и социальной среды в деле воспитания подрастающего поколения, начиная с конца XIX - начала XX в. Определена сущность понятий «педагогизация среды», «социальное воспитание», «общественное воспитание». Отмечено, что именно в изученный период складывается направление в отечественной педагогической науке «педагогика среды», которое изучало воздействие окружающей среды на ребенка. Обращено внимание на причины, повлиявшие на возможность реабилитации термина «социальное воспитание». Сделан вывод, что данная наука и отрасль знаний охватывает проблемы, связанные с социальным воспитанием различных групп населения, и что «социальное воспитание» является ключевым понятием социальной педагогики.

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

104-109 49
Аннотация
Проанализирована эволюция идеологических и правовых представлений о браке и семье в советской России в период с 1917 и вплоть до конца 1920-х гг. Выявляется, что одна из причин трансформации представлений о браке и семье - очевидные разрушительные социальные и правовые последствия революционного эксперимента в брачно-семейных отношениях для государства. Рассматриваются правовые и социальные регуляторы поведенческой модели населения в брачно-семейных отношениях, разработка соответствующего законодательства. Анализируется процесс изменения законодательства в брачно-семейной сфере и практика государственного регулирования брачно-семейных отношений в послереволюционный период от провозглашенной в начале революции «свободы» любви» до ужесточения политики в этом вопросе во второй половине 1920-х гг. Прослеживается процесс синхронизации изменения идеологии брачно-семейных отношений и соответствующего законодательства. Утверждается, что практика разработки и применения в 1920-е гг. норм брачно-семейных отношений на основе революционно-новаторских идей не выдержало проверки практикой общественной жизни. Революционный эксперимент привел лишь к девальвации поведенческих норм, к утрате многих контролирующих поведение человека норм. Традиционная семья подтвердила свою значимость как важнейший социальный институт.
110-117 48
Аннотация
Европейский союз является уникальной формой сотрудничества и основным игроком, учитывая то, что его внешняя политика оказывает существенное влияние на международную обстановку. Проанализированы некоторые неоднозначности этого явления при помощи интерпретации с точки зрения нескольких методов исследования. Кроме того, рассмотрены основные координаты развития Европейской политики безопасности и обороны, в рамках выражения интересов национальной безопасности государств-членов ЕС, в частности, Румынии. Для обоснования генезиса и эволюции европейской безопасности и европейской политики обороны, а также отношения между Европейским союзом и Румынией, рассматриваются две дополнительные методологические практики: объективная, основанная на концепции эпистемологического объяснения, и интерпретативная практика, основанная на эпистемологические концепции понимания и интерпретации. Румыния последовательно выступает за улучшение и продвижение своих национальных интересов, эффективно используя инструменты своей национальной дипломатической, экономической, военной и информационной силы. Активное участие Румынии в достижении целей Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО), преобразованной в Общую политику безопасности и обороны ЕС (CSDP), приносит как преимущества, так и новые обязанности в сфере безопасности.
118-122 51
Аннотация
Исследуется значение открывавшихся на территории восточной Галиции во второй половине XIX - начале XX в. народных читален в развитии национального самосознания русин на протяжении данного периода. Охарактеризовано возникновение и развитие читален, раскрывается роль представителей основных течений русинской общественно-политической мысли, греко-католического духовенства и светской интеллигенции в становлении читальных клубов, причины и динамика изменения отношения различных групп крестьянства (прежде всего, в зависимости от их социальной, возрастной и гендерной принадлежности) к открывавшимся заведениям. Проанализировано влияние на рядовых членов читален различия в руководящем составе филиалов крупнейших организаций, координировавших деятельность народных клубов - русофильского «Общества Михаила Качковского» и преимущественно украинофильской «Просвиты». Рассмотрен вопрос о характере изданий, предоставлявшихся в народных читальных клубах - учебной, художественной, научной и производственно-хозяйственной литературы, изменении читательских предпочтений, фокусировавшихся ранее на художественных произведениях. Благодаря сравнительному анализу данной литературы сделан вывод о причинах успеха распространения «Просвиты» по сравнению с «Обществом Михаила Качковского», заключавшихся в доступности населению языка распространяемой литературы и направленности изданий на удовлетворение экономических и социально-бытовых нужд крестьян и горожан.
123-132 49
Аннотация
Рассматривается роль музеев в политико-просветительской и агитационно-пропагандистской деятельности в Тамбовской губернии и Тамбовской области в 1920-1941-х гг. После Октябрьской революции перед музеями страны была поставлена задача активного участия в культурном и политическом просвещении, формировании марксистско-ленинского мировоззрения у широких народных масс. Политика директивных органов государства, включивших музей в русло идеологической работы, привела к изменению методов построения музейных экспозиций. В работе с населением преобладали в этот период внемузейные, агитационные формы - лекции, выставки-передвижки, приуроченные к политическим компаниям. Выставки, как одна из форм деятельности музеев, способствовали проведению антирелигиозной пропаганды, повышению уровня знаний, приобщению к истории и искусству, ознакомлению с фондами музеев региона, санитарно-гигиеническому просвещению населения региона. Передвижные выставки обслуживали жителей отдаленных районов Тамбовской губернии, тем самым расширяя географию деятельности музеев. Основным материалом таких выставок были специально подготовленные наглядные экспонаты, плакаты, лозунги, брошюры, что приводило к снижению основной функции музея - отбору, хранению и экспонированию историко-культурных раритетов. В период 1920-1941 гг. происходит не только расширение аудитории музеев Тамбовщины, но и изменение ее социального состава. Наблюдается отход от некогда привычной трактовки музея, процесс расширения границ музейной деятельности, стремление добиться тесной связи с обществом, усиление идеологического влияния музеев на культурную жизнь Тамбовщины.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)