Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 21, № 10 (2016)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

6-13 56
Аннотация
C учетом существующих государственных стратегических документов в области образования разработаны основные механизмы профессионального роста педагога. Рассмотрены преимущества, которыми обладает многоуровневый образовательный комплекс Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в контексте формирования непрерывной системы профессионального роста педагога в современных социально-экономических условиях. Подробно раскрыты возможности каждого уровня образовательного комплекса с позиции их значимости для дальнейшего личностно-профессионального совершенствования педагога: допрофессиональная подготовка, среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, магистратура), постдипломное образование. Все реализуемые образовательные программы имеют вариативный характер, готовы к постоянным изменениям, содержат значительный блок предметов по выбору в соответствии с потребностями будущего педагога и направлены на формирование комплекса трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога. Особое внимание уделяется формам и методам обучения, которые в максимальной степени способствуют профессиональному росту современного педагога: андрагогические методы, инновационно-рефлексивный практикум (позиционные дискуссии, полилог, метод проекций, инверсий, рефлексии контрастов), сэндвич-подготовка, максимальное использование творческих заданий, разработанных на основе положений нейропедагогики. Рост количества и вариативности индивидуальных маршрутов, с помощью которых можно войти в учительскую профессию и развивать свое профессиональное мастерство, позволит создать систему непрерывного профессионального развития (профессионального роста) от профильного класса до завершения карьеры учителя.
14-19 48
Аннотация
Формирование всесторонне и гармонично развитой личности будущего специалиста является основной целью современного обучения в учебном заведении. Система образования ориентирована на общественно-экономические нужды и обусловливается общественными потребности в специалистах, обладающих определенными компетенциями, навыками и умениями, которые постоянно пополняют и совершенствуют свои знания, интеллектуальные способности, культуру. Дано определение и рассмотрены основные подходы к пониманию понятия «интеллектуальная культура». Интеллектуальная культура личности указывает на уровень развития будущего специалиста и представляет собой четко организованный симбиоз образованности, умения самостоятельно мыслить, способности выделять приоритетные направления своей деятельности, а также умения и желания учиться и приобретать новые знания, оценивать и систематизировать их, подходить творчески к любому заданию и целенаправленно достигать поставленных целей в зависимости от сложившейся обстановки. Произведен анализ содержательного аспекта интеллектуальной культуры студентов. В ней рассмотрены основные подходы к определению сущности понятия «интеллектуальная культура», состоящие в выделении двух оснований для ее формирования и функционирования - аксиологического и деятельностного. Выделены и охарактеризованы основные взаимосвязанные структурные компоненты интеллектуальной культуры студентов: потребностно-мотивационный, когнитивный, организационно-деятельност-ный и эргономический.
20-28 52
Аннотация
Актуальность темы определяется тем, что в условиях развития современного информационного общества будущий социальный работник должен обладать информационным стилем мышления, быть готовым к быстрому восприятию и обработке больших объемов профессионально-ориентированной информации, владеть современными средствами, методами и технологиями работы, что будет являться предпосылкой к становлению специалиста высокого уровня, профессиональная деятельность которого связана с изменением жизни клиента, его социального статуса, где важную роль играет владение социальным работником высоким уровнем информационной компетентности. Даны определения понятий «информационная компетентность социального работника», «информационная деятельность социального работника». Выявлены и обоснованы три педагогических условия, способствующие успешному процессу формирования информационной компетентности социального работника в условиях вуза: активизация информационной деятельности будущих социальных работников посредством учебной и практической работы; использование компьютерных технологий в процессе обучения социальных работников на межпредметном уровне; использование средств вики-технологии в процессе формирования информационной компетентности социального работника вуза. Для активизации информационной деятельности будущего социального работника и как результат - формирование у него высокого уровня информационной компетентности определены средства компьютерных технологий, используемых студентом в процессе его учебной и практической работы. Внедрение в процесс обучения социальных работников средств компьютерных технологий (виртуальная экскурсия, электронный учебник, вики-технологии) способствует развитию знаний о способах получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминированной информации с помощью компьютерных технологий, обобщенных умений и навыков интегрировать их в технологии социальной работы в целях дальнейшего продуктивного осуществления своей профессиональной деятельности.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

29-38 56
Аннотация
Высокий уровень проявления двигательно-координационных качеств, скоростно-силовых способностей, аэробной выносливости на занятиях оздоровительной аэробикой в сочетании с контролем движений по параметрам времени, усилий, темпа и пространства предъявляют высокие требования к нервно-мышечному аппарату занимающихся. Справедливо полагать, что при организации занятий данным видом двигательной активности помимо традиционно используемых критериев должны учитываться функциональные характеристики центральной нервной системы. К числу информативных показаний функциональных состояний ЦНС, позволяющих прогнозировать возможные изменения в деятельности нервной системы студенток на занятиях оздоровительной аэробикой, относятся особенности проявления работоспособности нервных клеток, дифференцировки сенсорных сигналов, воспроизведения временных интервалов. Методика оценки свойств центральной нервной системы занимающихся оздоровительной аэробикой представлена тестированием психомоторных показателей: быстроты двигательной реакции, работоспособности в условиях дефицита времени, точности восприятия времени, силы нервной системы. Результаты исследования психомоторных показателей выявили отличия в функциональном состоянии центральной нервной системы студенток 1-2 курсов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и показали, что специфичность структуры двигательных действий оздоровительной аэробики положительно сказывается на показателях психомоторной организации занимающихся.
39-43 48
Аннотация
Представлена характеристика физических качеств, которые необходимо развивать у детей 7-9 лет, занимающихся каратэ дисциплины «Ограниченный контакт», регламент проведения спортивного поединка по которой требует их соответствующей физической подготовки. Обоснованы физические качества, которые необходимы юным каратистам дисциплины «Ограниченный контакт» во время спортивного поединка. Были использованы методы научного познания: анализ специализированных литературных источников, обобщение и классификация полученных данных и др. Определены общие и специальные физические качества, которые необходимо развивать у юных каратистов. Качества быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости составляют необходимую базу физических кондиций каратиста. К специальным физическим качествам каратистов отнесены: мышечное чувство, чувство дистанции, способность к статическому и динамическому равновесию, умение перестраивать двигательные действия, быстрота реакции, скоростно-силовая выносливость, взрывная сила и др. Определено, что для эффективного проведения ударных и защитных действий в спортивном поединке по каратэ дисциплины «Ограниченный контакт» юным каратистам необходимо целенаправленно развивать как общие, так и специальные физические качества. При этом физические качества во время атакующих и защитных действий, как правило, проявляются комплексно.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

44-55 45
Аннотация
Формирование дискурсивной компетенции в рамках иноязычной коммуникативной компетенции выступает одной из целей обучения иностранному языку на разных этапах обучения. На этапе обучения иностранному языку в аспирантуре формирование дискурсивной компетенции включает обучение научному письменному дискурсу. Изучен вопрос определения номенклатуры умений письменной речи аспирантов в сфере научного дискурса. Рассмотрены такие понятия, как «иноязычная коммуникативная компетенция», «дискурсивная компетенция», «дискурс», «академический дискурс» и «научный дискурс»; компоненты научного дискурса; умения письменной речи в сферах академического и научного типов дискурса. В результате исследования предложено рабочее определение научного дискурса в качестве процесса и результата выражения и интерпретации научных знаний с целью дальнейшего поэтапного усовершенствования существующих или синтеза новых научных знаний. Согласно исследованию В.И. Карасика, научный дискурс рассмотрен с позиций всех его аспектов: а) участников коммуникации; б) хронотопа; в) целей дискурса; г) ценностей; д) стратегий; е) материала или тематики; ж) разновидностей и жанров дискурса; з) прецедентных текстов; и) дискурсивныех формул. В рамках обучения научному дискурсу аспирантов предполагается развитие у них следующих умений письменной речи: написания аннотации, реферата, рецензии, текста доклада, научного отчета, научной статьи, монографии, диссертации; оформления презентации выступления, стендового доклада; составления заявки на участие в научном мероприятии и заявки на грант.
56-61 40
Аннотация
Исследована роль иноязычного письменного взаимодействия. На основе анализа научной литературы раскрыта сущность понятия «письменная речь», исследованы цели, которые ставит перед собой письменная речь, ее различия от устной речи, а также подходы к ее обучению. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) повлияло на смену ролей письменной речи, ранее она использовалась как способ обучения, а сейчас рассматривается в качестве цели обучения. Кроме того, рассмотрены умения письменной речи, которыми должны обладать учащиеся средней общеобразовательной школы, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. К ним относятся следующие: написание содержания о прочитанном или прослушанном тексте, составление поздравительных открыток, оформление анкеты сличной информацией, написание плана и кратких тезисов, написание писем личного и делового характера, сочинения, фиксация результатов проектной деятельности. На данный момент иноязычное письменное взаимодействие посредством ИКТ становится целью обучения иностранному языку. Также выделены различные типы письменного взаимодействия. Под иноязычным письменным взаимодействием понимают формулирование запроса, выражение и обсуждение и интерпретацию текста в письменной форме. Использование блогов в обучении иноязычному письменному взаимодействию становится особенно актуальным. Отмечены преимущества использования блога учебной группы в процессе обучения письменной речи иностранному языку и выделены письменные умения.

ПЕДАГОГИКА УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

62-66 52
Аннотация
Обсуждены вопросы организации воспитательной работы в колледже (организации среднего профессионального образования). Отмечено, что важно определить методологические подходы, опираясь на которые станет возможным построение логичной, последовательной работы по воспитанию обучающихся. Особое внимание обращено на формулу: семья - образовательная организация - социум, поскольку от согласованности действий этих составляющих зависит успех воспитания обучающихся средней профессиональной организации. Также при организации воспитательной работы очень важно избегать одномерности, а сама воспитательная работа не должна замыкаться только на внутренних вопросах организации. Кроме того, признана необходимость взаимопроникновения образовательной среды колледжа в его социокультурную среду, что дает возможность положить в основу всей работы средовый подход. Отмечен большой опыт работы по воспитанию подрастающего поколения на Белгородчине, проанализированы основополагающие документы Правительства области по этому вопросу. Особое внимание уделено духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодежи как приоритетным направлениям работы, важным локусом в воспитательной работе признается и Закон Белгородской области «О поддержке молодежи в Белгородской области», с такими его основными направлениями как труд и занятость молодежи, образование, творчество и т. п.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

67-71 56
Аннотация
Проанализировано понятие «социальная технология», которая определяется как деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Определено, что, как и любая социальная деятельность, социальная технология многообразна по своему конкретному воплощению, целевым функциям, своему характеру и результатам. Примером может служить применение здоровьесберегающих технологий в деятельности специалиста социальной работы. Здоровьесберегающие технологии рассмотрены как совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Анализ научной литературы позволил выделить, что с целью формирования здорового образа жизни применяются различные социальные технологии, направленные на работу как с различными категориями клиентов, так и с сотрудниками социозащитных учреждений. В работе с коллективом специалистов используется весь широкий спектр мер по защите от неблагоприятных биологических и социальных факторов. В системе мер социальной защиты населения наиболее эффективными являются реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта, адаптивная физическая культура. Кроме того, в системе социальной защиты населения применяются технологии, включающие в себя основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью маломобильных групп населения в современном обществе. Обосновано, что квалифицированное содействие клиентам в решении проблем, связанных со здоровьем, определяет профессиональные особенности социальной работы и уровень подготовки специалиста по соответствующей медицинской специализации, выполняющего координирующую роль и участвующего в оказании медико-социальной помощи.
72-81 79
Аннотация
Проблема социального здоровья имеет стратегическое значение для развития общества, социальной сферы, личности, в связи с этим актуальной задачей теории и практики социальной работы становится поиск инновационных технологий, обеспечивающих социальное благополучие населения. Анализ исследований в области технологического подхода позволил дать авторское определение технологии социальной работы как системы знаний, социальной практики и учебной дисциплины, нацеленной на эффективное решение социальной проблемы. Технологии сохранения и развития социального здоровья определены как социально-педагогические и инновационные, то есть технологии позитивной социализации. Социализация трактована как развитие и саморазвитие личности в процессе усвоения и воспроизводства социальной культуры на всех возрастных этапах. Для концептуального обоснования инновационной технологии обеспечения социального здоровья важно понимание категории «социальное здоровье» как результата социально-педагогической деятельности. Интегрированный критерий социального здоровья личности - ее субъектность в процессе социализации. Тенденция взаимовлияния социального здоровья среды и личности позволяет рассматривать в качестве базовых подходов в разработке инновационных технологий социально-педагогического обеспечения социального здоровья населения средовой и личностно-ориентированный подходы. Выделены группы и структура технологий, обеспечивающих социальное здоровье среды и личности. Отражена авторская позиция о перспективах исследования инновационных технологий, обеспечивающих сохранение социального здоровья личности и среды, выделены перспективные направления технологизации социальной работы, которые повысят качество и эффективность социально-педагогической деятельности, учитывающей конкретные социальные потребности и проблемы граждан в современной ситуации и в будущем.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

82-88 41
Аннотация
На основе официальных архивных русских документов, с использованием данных турецких авторов показан процесс вынужденной миграции части дагестанцев в Османскую империю во второй половине XIX - начале XX в., выявлены причины, хронология и масштабы этой этнической миграции. На основе данных турецких авторов Иззета Айдемира и Бадри Хабичоглу, проанализировавших огромный конкрето-исторический архивный материал выделены основные этапы переселения северокавказцев в Турцию. Отражено влияние переселенческого движения в Дагестане непосредственно не только на демографические и территориальные позиции северокавказских этносов, но и на этнический состав населения ряда турецких провинций, в которых поселились мигранты из Дагестана и Северного Кавказа. Выявлены особенности переселенческого движения представителей народов Дагестана, отличавшие его от переселенческого движения среди других народов Северного Кавказа.
89-95 49
Аннотация
Произошедшие в последнее время изменения в жизни нашей страны привели к переоценке многих общественных ценностей. В поисках национальной идентичности государство и общество начало активно возрождать церковную жизнь. Особую роль в истории Русской православной церкви играла монастырская деятельность, которая требует изучения, чтобы в современных условиях использовать положительный опыт, выработанный в течение многих веков православными обителями как духовно-религиозными и социальными центрами, очагами православной культуры. На окраинах страны монастыри являлись центрами православной культуры в разные периоды расцвета и упадка христианства, а иногда и полного исчезновения. При распространении православия в поликультурном и поликонфессиональном регионе, каким был Северный Кавказ, монастырям отводилась миссионерская функция. Имея большой авторитет, они оказывали влияние на все сферы жизни этих территорий, наставляя и приобщая население контактных зон к христианству. На Северном Кавказе монастырская жизнь имела свои особенности и традиции, отличные от других районов Центральной России. Привлечение ранее неопубликованных источников позволило провести и реконструировать деятельность монастырей, определить их роль в колонизации региона. История РПЦ на Северном Кавказе значима не только в качестве самостоятельного предмета исследования, но и как неотъемлемая часть гражданской истории, объективное изучение которой невозможно без рассмотрения деятельности монашества в регионе.
96-103 55
Аннотация
Рассмотрено становление и развитие общественного транспорта в губернских (областных) центрах России в ХIХ-ХХ вв. Актуальность темы обусловлена необходимостью учета опыта предыдущего развития в процессе организации транспортного обеспечения населения в российских городах на современном этапе. Проанализирован процесс зарождения системы городского транспорта в губернских и областных центрах страны. До середины XIX столетия в городах типа Пензы, Рязани и Тамбова практически не существовало потребностей в общественном транспорте. Только в середине 1920-х гг. в региональных центрах стали предприниматься попытки к устройству автобусного сообщения. Несмотря на появление первых автобусов, весь довоенный период характеризуется отсутствием регулярных общественных перевозок горожан. Время интенсивного количественного и качественного развития городского транспорта начинается в послевоенные годы. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. в Рязани, Пензе, Тамбове появляются первые троллейбусные маршруты, заметно увеличивается количество автобусов. Вторая половина ХХ в. - время активного развития массового общественного транспорта в областных центрах, создания разветвленной маршрутной сети, роста пассажирооборота. Период наивысшего подъема приходится на 1970-1980-е гг. В условиях социально-экономического кризиса конца ХХ в. городским властям пришлось решать крайне сложные и принципиально новые для них проблемы управления транспортом. Актуальной стала проблема экологического воздействия транспорта на городскую среду. Тем не менее, в 1990-е гг. рынок пассажирских перевозок не испытал кризиса, принципиально по-новому структурировался, гибко отреагировал на городские потребности. Обоснован вывод о том, что продолжалось противоречивое, разбалансированное, но поступательное развитие, свойственное «догоняющей» урбанизации.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

104-109 52
Аннотация
События прошлого нередко становятся камнем преткновения на пути политического сотрудничества Республики Корея и Японии. Один из наиболее острых подобных вопросов - проблема так называемых вианбу , «женщин для утешения», корейских работниц японских полевых борделей времен Второй мировой войны. И южнокорейские общественные организации, и официальный Сеул в последнюю четверть XX в. весьма активно обращались к этой теме, утверждая о насильственном характере привлечения женщин к работе в борделях и необходимости признания ответственности японских властей. Обычно прохладная реакция Токио трактуется южнокорейцами как проявление великодержавного высокомерия к бывшей колонии и свидетельство желания пересмотреть историю и итоги Второй мировой войны. Достигнутое в конце 2015 г. соглашение призвано поставить точку в политическом конфликте. Тем не менее, учитывая обычное место сложных вопросов прошлого в азиатской политической культуре, можно утверждать, что судьба этой договоренности неясна и будет зависеть от общего фона южнокорейско-японских отношений. Кратко рассмотрены японские «станции утешения», о превращении вопроса вианбу в международно-политическую проблему и проанализированы последствия политизации проблемы для ее изучения методами социальной истории.

РЕЦЕНЗИИ

110-112 42
Аннотация
В рецензируемой монографии рассмотрен важный аспект процесса исторического развития российских городов. Городское хозяйство являлось предметом многих исследований, но проблемы его развития изучены далеко не полностью. Конкретные аспекты развития коммунальной инфраструктуры требуют более глубокого и детального анализа. В данной работе автор предлагает систематизированный подход к комплексному изучению процессов урбанизации в широких хронологических рамках. Достоинством книги можно назвать результаты контент-анализа новейшей научной литературы по исследуемой проблематике. Также следует отметить использование автором различных видов исторических документов, отражающих историю городской коммунальной инфраструктуры. Это позволило обосновать вывод о движении городского хозяйства провинциальных центров России в направлении общемирового процесса урбанизации, но с существенными противоречиями и недоработками, свойственными обществам с догоняющим характером модернизации. Монография, несомненно, имеет новаторский характер и будет полезна для специалистов по городской истории России, муниципальных служащих и других категорий читателей.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)