Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 30, № 5 (2025)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1023-1037 38
Аннотация

Актуальность. Олимпиадное движение является важным фактором, оказывающим существенное влияние на выявление и развитие одаренности обучающихся. Особую роль играют перечневые олимпиады и Всероссийская олимпиада школьников (ВСОШ), в том числе по английскому языку. Высокие достижения в лингвистических состязаниях являются пропуском в ведущие селективные вузы нашей страны. При этом, несмотря на все богатство и разнообразие учебных и методических материалов для подготовки к олимпиадам, отмечается целый ряд так называемых «черных лебедей» – негативных стимулов, оказывающих существенное воздействие на дидактический и методический аспекты реализации олимпиадного движения по английскому языку. Среди них явная недостаточность внедрения системного теоретико-практического подхода, в особенности в плане контроля качества разрабатываемых заданий, критериев определения победителей и призеров, формирования предметнометодических комиссий. Цель исследования – выявить и проанализировать так называемых «черных лебедей», то есть негативные стимулы, оказавшие существенное воздействие на дальнейшую эволюцию дидактической и методической мысли в рамках подготовки к состязаниям.

Материалы и методы. В рамках исследования мы обращаемся к концепции «черных лебедей» Н. Талеба. В образовательном контексте указанная концепция сводится к диагностике и изучению неопределенностей и случайностей, которые несут в себе экзистенциальные риски для системы подготовки одаренных детей к олимпиаде по английскому языку. Отбор научной литературы для ее последующего контент-анализа проводился методом PRISMA, позволившим выделить основные кластеры направлений публикационной активности по рассматриваемой проблематике. Для получения эмпирических данных нами проведена серия полуструктурированных интервью со студентами ведущих вузов Москвы, имеющими опыт участия во ВСОШ по английскому языку.

Результаты исследования. Выявлены ключевые противоречия, оказывающиеся «черными лебедями» для олимпиадного движения по английскому языку. К таковым относятся: значимая разница в требованиях к уровню сформированности коммуникативной компетенции ФГОС школьного образования и ВСОШ; неоднозначность формулировок заданий; практики обнуления оценок за несущественные нарушения; использование не заявленных ранее форматов; задания с низкой конструктной, содержательной и внешней валидностью; недостатки в формулировке шкал и критериев оценивания; непрозрачность принципов формирования состава предметной методической комиссии. Сформулированы рекомендации, позволяющие, по нашему мнению, способствовать разрешению указанных противоречий.

Выводы. Очевидно, что при всех значимых успехах олимпиадное движение по английскому языку нуждается в системной, научно-обоснованной трансформации. Сформулированные рекомендации могут являться в определенном смысле реформирующими мерами, способствующими нейтрализации «черных лебедей» и созданию единой, но при этом обоснованно гибкой концепции олимпиадных заданий, повышая содержательную валидность, репутацию и престиж олимпиады.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

1038-1062 39
Аннотация

Актуальность проблемы и цель исследования. Активное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их интеграция в образование создает разрыв между потенциальными возможностями ИИ и реальным уровнем готовности педагогов к их эффективному и критически осмысленному применению в профессиональной деятельности. Целью статьи является комплексный анализ и разработка этапов формирования ИИ-компетенции педагога иностранных языков в контексте цифровой трансформации образования.

Материалы и методы. В основу исследования положен междисциплинарный подход и анализ научных отечественных и международных источников. Эмпирической базой для исследования стали результаты анкетирования (60 человек) и рефлексивного опроса (50 человек) педагогов иностранных языков, проходивших курс повышения квалификации на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова в период с мая по июнь 2025 года. Анкетирование было направлено на диагностику уровня осведомленности, готовности и практического использования ИИ-технологий, а также на выявление профессиональных потребностей. Для сбора качественных данных применялся метод рефлексивного опроса, позволивший получить субъективную оценку педагогов.

Результаты исследования. В результате исследования представлена и обоснована структура ИИ-компетенции педагогов иностранных языков, раскрыты этапы её формирования, а также уточнено понятие и структура нейролингводидактической компетенции. Дается сравнительный анализ международных и российских подходов к формированию структуры ИИ-компетенции, представлена апробированная на практике модель повышения квалификации преподавателей. Полученные данные свидетельствуют, что курс способствовал развитию как теоретических знаний, так и практических навыков, необходимых для обучения иностранным языкам с поддержкой ИИ.

Выводы. Практическая значимость исследования заключается в разработке готовой к внедрению модели повышения квалификации. Тем не менее, были выявлены ключевые аспекты, требующие дальнейшего внимания и доработки - это объем информации, технические сложности работы с дистанционной платформой и необходимость расширения языковой поддержки ИИ-инструментов. Перспективы исследования связаны с адаптацией предложенной модели для различных педагогических контекстов и ее дальнейшей оптимизацией с учетом выявленных затруднений.

1063-1082 62
Аннотация

Актуальность. Стремительное развитие и интеграция технологий искусственного интеллекта (ИИ) в систему высшего образования знаменуют собой начало одной из самых масштабных цифровых трансформаций. В Российской Федерации этот процесс регламентируется рядом нормативных документов, закладывающих основы для цифровизации всех сфер жизни, включая образование. В этой связи педагогическое сообщество активно исследует дидактический потенциал ИИ, рассматривая его как инструмент персонализации образования, автоматизации рутинных задач, аналитики данных и разработки образовательной экосреды. Одной из ключевых профессиональных компетенций современного педагога иностранного языка, в соответствии с CEFR, является медиация. Однако в условиях активной интеграции ИИ в образование возникает закономерный вопрос: может ли генеративный ИИ взять на себя функцию медиатора? Цель исследования – разработать номенклатуру умений иноязычной медиативной деятельности и сравнить качество медиации педагога иностранного языка и генеративного ИИ.

Методы исследования. Теоретические методы: изучение и анализ научной и учебнометодической литературы по вопросам интеграции ИИ-технологий в систему высшего образования, интеграции ИИ-технологий в методику обучения иностранному языку, развития медиативных умений у будущих педагогов иностранного языка. Эмпирические методы: анкетирование для получения исходных данных, наблюдение за деятельностью педагогов иностранного языка и ИИ в процессе осуществления медиации, проведение сравнительного анализа между результатами медиации.

Определение понятий. Ключевым понятием в исследовании выступает ИИ-медиация. Результаты исследования. Разработана номенклатура медиативных умений в соответствии с тремя видами медиации. Медиация текста: 1) умение осуществлять устный и письменный перевод; 2) умение сжимать / развертывать текст / речевое высказывание; 3) умение трансформировать текст (перифраз); 4) умение адаптировать текст под целевую аудиторию;

  • умение транскодировать информацию (создавать и интерпретировать инфографики);

умение создавать билингвальные глоссарии. Медиация идей: 7) умение формулировать цель и выстраивать логику высказывания; 8) умение синтезировать информацию из различных источников; 9) устанавливать причинно-следственные связи между новой информацией и уже имеющейся; 10) умение направить участников коммуникации на поиск общего решения. Медиация в процессе коммуникации: 11) умение создавать позитивную атмосферу общения; 12) умение фокусировать внимание на предмете обсуждения; 13) умение управлять групповой динамикой общения; 14) умение осуществлять контроль соблюдения этики речевого общения; 15) умение предупреждать социокультурные конфликты; 16) умение поощрять уважительное отношение к партнеру по общению; 17) умение выбирать медиативную стратегию в соответствии с форматом коммуникации; 18) умение решать профессиональные и межличностные конфликты; 19) умение принимать ответственность за исход медиации.

Выводы. Проведенное исследование выявило четкое распределение сильных сторон между педагогом иностранного языка и ИИ. Генеративный ИИ демонстрирует бесспорное лидерство в медиации текста. В медиации идей ИИ выступает как «архитектор текста», в некоторых аспектах не уступая, а даже превосходя педагога. Однако в медиации в процессе коммуникации педагог обладает непреодолимым преимуществом, основанным на человеческих качествах.

1083-1090 19
Аннотация

Актуальность. В условиях ускоренной интеграции систем искусственного интеллекта (ИИ) в прикладные и исследовательские практики формулирование запросов выступает как критически важный компонент стратегий интеракции человека и машины, а именно большой языковой модели (LLM, Large Language Model). В исследовании предпринят систематический анализ принципов построения эффективных запросов (prompting) с акцентом на их роль в повышении точности, воспроизводимости и управляемости выходных данных систем генеративного ИИ. Цель исследования – разработка таксономии типов запросов как компонента стратегий интеракции.

Материалы и методы. Использованы методы анализа и синтеза существующих теоретических и прикладных материалов по теме. Материалом послужили исследования последних трех лет, посвященные различным подходам к эффективному взаимодействию человека с машиной.

Результаты исследования свидетельствуют о наличии нескольких типов запросов на этапе первичного обращения к модели, обязательно сопровождающихся дальнейшим диалогом для проверки надежности предоставленного ответа. Алгоритм успешной интеракции с машиной включает в себя обязательные умения, которые могут быть оценены по определенным критериям и метрикам полученного ответа.

Выводы. Стандартизация процедур составления запросов является необходимым условием для обеспечения безопасного и ответственного применения искусственного интеллекта в масштабируемых приложениях. В качестве направления для дальнейшего исследования выделено создание междисциплинарных курсов по развитию стратегий интеракции с ИИ.

1091-1111 44
Аннотация

Актуальность. Подготовка кадров для науки и экономики требует наличия современных исследовательских компетенций в научно-технологической сфере, в том числе владение ИИ-технологиями. Цель работы – разработать базовую классификацию инструментов ИИ, применимых в исследованиях бакалавров, магистрантов и аспирантов гуманитарного профиля, а также проанализировать субъективные мнения обучающихся об эффективности, сильных и слабых сторонах использования ИИ в науке.

Методы исследования. Применялись следующие научные методы: анализ релевантной литературы, обучающий эксперимент, формализованное анкетирование, статистические методы.

Результаты исследования. Установлено, что бакалавры используют ИИ для структурирования информации (73,9%), написания выводов (78,3%), составления обзора литературы (60,9%) и генерации идей (52,2%). Магистранты и аспиранты с помощью ИИ оформляют статьи и список литературы (73,9%). Наиболее эффективными ресурсами респонденты признали ChatGPT (х̅ =8,5 и 8,2 балла), DeepSeek (х̅ =8,2 и 7,7 балла) и Chatpdf (х̅ =7 и 7,7 балла). Магистранты и аспиранты более критичны при описании достоинств инструментов ИИ и чаще выявляют недостатки.

Выводы. Делается вывод о том, различия между бакалаврами и магистрантами/ аспирантами в выборе ресурсов ИИ и в оценке их достоинств и недостатков обусловлены разным уровнем их исследовательской компетенции и степенью готовности к самостоятельной научной деятельности. Применение ИИ облегчает студентам решение ряда задач, однако только квалифицированные преподаватели способны контролировать исследования обучающихся и информировать о корректных и недопустимых способах применения ИИ в науке.

1112-1122 24
Аннотация

Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема, связанная с применением этнокультурного подхода в обучении иностранному языку школьников, что отвечает современным российским социокультурным реалиям, учитывающим интересы страны и этносов, населяющих регионы России. Этнокультурный подход в иноязычном образовании способствует развитию самосознания учащихся как культурно-исторических личностей, как носителей индивидуальных и коллективных этнокультурных черт. Системное знакомство обучающихся с этнокультурными реалиями, которое осуществляется на уроках иностранного языка на основе применения этнокультурного подхода, способствует формированию позитивной этнической идентичности и готовности к межэтническому общению, основанному на уважительном отношении к представителям других этносов. Для России как многонациональной и многоконфессиональной страны формирование представления о других национальностях и развития благоприятных межнациональных отношений у подрастающего поколения является крайне актуальной задачей системы образования. Особенно остро данная проблема касается Северо-Кавказского региона как одной из самой многонациональной территории нашей страны. Цель исследования – обоснование применения этнокультурного подхода на уроках иностранного языка как фактора, способствующего формированию этнокультурных и общекультурных знаний, развитию самосознания учащихся как субъектов культурного диалога и носителей уникальных этнокультурных черт, гармонизации межэтнических взаимоотношений, а значит консолидации общероссийской нации, сохранению мира и целостности России.

Методы исследования. Основные методы исследования: критический анализ современных научных исследований в области этнокультурного иноязычного образования, изучение научной и научно-методической литературы по проблематике исследования, анализ, обобщение и классификация информации.

Результаты исследования. Выявлена актуальность этнокультурного иноязычного образования в многонациональном регионе, изучен этнический состав Северо-Кавказского федерального округа, обосновано использование этнокультурного подхода с целью формирования позитивной этнической идентичности и организации успешной межэтнической коммуникации, определены этнопсихологические особенности северокавказских школьников как представителей определенного региона проживания.

Выводы. Сделаны выводы о необходимости применения этнокультурного подхода в системе иноязычного образования, так как использование данного подхода способствует достижению более эффективных результатов в освоении иностранного языка благодаря повышению мотивации к его изучению. Этнокультурный подход является одним из важнейших направлений в обучении иностранному языку, который способствует формированию этнокультурных и общекультурных знаний, а также развитию этнической идентичности и культуросообразного отношения к миру.

1123-1135 21
Аннотация

Актуальность. Спонтанная публичная речь стала современной реалией всего чуть больше десятилетия, что объясняет недостаточную изученность данного феномена и определяет новизну данного исследования на современном этапе развития лингвистической науки. Дана характеристика понятия «лингвистическая ошибка» на примере французского языка, что определяет значимость работы в современном межкультурном пространстве.

Методы исследования. В работе детально описаны и проанализированы примеры ошибок, отобранных методом сплошной выборки в письменной публичной речи политических деятелей Франции. Фактическим материалом послужили интернет-ресурсы, предоставляющие доступ к письменным публичным выступлениям французских политиков, и исследования, проводимые в данной области крупными французскими печатными изданиями Le Figaro, Le Monde, RTL и т. д.

Результаты исследования. Рассмотрены определения языковой нормы, проведен анализ и выявлены основные типы языковых ошибок в письменной публичной речи политических деятелей современной Французской Республики, даны обоснования с точки зрения лингвистических (основные тенденции развития языка) и экстралингвистических факторов, что необходимо для понимания векторов развития современного французского языка, его актуального нормативного состояния и правил коммуникации.

Выводы. Появление орфографических, грамматических и лексических ошибок именно в письменной речи политиков может свидетельствовать о терпимом отношении современного французского общества к подобным ошибкам ввиду их частотности, а следовательно, позволяет говорить о направлениях развития французского языка, который под влиянием английского начинает проявлять тенденцию к упрощению.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

1136-1153 19
Аннотация

Актуальность. В условиях цифровой трансформации образования возрастает необходимость поиска эффективных средств формирования орфографической грамотности у иностранных студентов. Проблема заключается в том, что при обучении русскому языку как иностранному орфография традиционно рассматривается фрагментарно, а потенциал цифровых ресурсов в этой сфере остается малоизученным. Цель исследования – определить дидактические возможности цифровых инструментов для обучения орфографии в РКИ. Материалы и методы. Исследование опирается на системно-аналитический и описательный методы. Была проведена выборка и анализ цифровых образовательных платформ (Moodle, Quizlet, LearningApps, Wordwall, Kahoot, Google Forms, ЯКласс, Учи.ру), а также анкетирование и интервьюирование преподавателей РКИ. В качестве теоретической базы использованы современные лингводидактические и методические разработки.

Результаты исследования. Установлено, что цифровые ресурсы обладают значительным дидактическим потенциалом, так как они обеспечивают интерактивность, визуализацию правил, персонализацию обучения, быстрый контроль и служат дополнительным стимулом для самостоятельной работы студентов. Наибольшую эффективность показали Moodle (управление учебным процессом), Quizlet (закрепление правил через карточки), Wordwall и Kahoot (игровые форматы). Также выявлены проблемы недостаточной цифровой компетентности преподавателей и нехватки целевых методических материалов.

Выводы. Использование цифровых ресурсов для обучения орфографии РКИ может существенно повысить результативность обучения при условии их системной интеграции в учебный процесс. Перспективным направлением является разработка и активное внедрение специализированных упражнений, цифровых тренажеров и программ повышения квалификации педагогов в рамках применения цифровых ресурсов в практике обучения.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1154-1163 27
Аннотация

Актуальность. Представлено исследование методики всесторонней подготовки параспортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата (НОДА). В качестве доступного адаптивного вида спорта для людей с инвалидностью рассмотрена пулевая стрельба, которая не только развивает специальные навыки, но и способствует их социальной адаптации и включению в общественную жизнь. Цель исследования – определение влияния специальных физических упражнений на выносливость, координацию и силу, применяемых в ходе интегральной подготовки парастрелков.

Материалы и методы. Параспортсмены, имеющие НОДА (ампутации стопы, голени), были распределены на две группы. В ходе внедрения методики дифференцированной физической подготовки спортсменов с НОДА осуществлялся мониторинг изменений показателей их физической готовности как на начальном этапе, так и по завершении эксперимента. Были применены методы анализа и изучения научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контроль и эксперимент, а также статистические методы обработки данных и обобщение результатов исследования.

Результаты исследования. Проанализированы показатели физической подготовленности парастрелков с НОДА в процессе внедрения методики, а также выявлены различия в развитии отдельных физических способностей. Полученные данные о динамике физической подготовленности свидетельствуют об эффективности применения дифференцированного подхода, учитывающего особенности развития физических качеств параспортсменов в стрелковых дисциплинах.

Выводы. Анализ динамики физической подготовленности, зафиксированный в экспериментальной группе парастрелков, подтвердил эффективность методики дифференцированной физической подготовки, разработанной с учетом специфики проявления физических качеств спортсменов с НОДА.

1164-1177 20
Аннотация

Актуальность. Популяризация роллер-спорта среди детей с расстройствами аутистического спектра диктует необходимость разработки научно-обоснованных методик занятий. Цель исследования – обоснование использования роллер-спорта как средства адаптивного физического воспитания у детей с расстройствами аутистического спектра.

Методы исследования. В исследовании приняло участие 23 мальчика в возрасте 9–10 лет с расстройствами аутистического  спектра,  которые  были  разделены  на  контрольную (n = 10) и экспериментальную (n = 13) группы. Исследовались физические качества и выраженность признаков расстройств аутистического спектра. Для изучения достоверности полученных показателей не связанных выборок использовался критерий Манна–Уитни (рMU), связанных – Т-критерий Вилкоксона (рW) при уровне значимости p ≤ 0,05. Показатели представлены в виде медианы и интерквартильного размаха.

Результаты исследования. Занятие по роллер-спорту состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Такое деление необходимо для подготовки не только физического, но психического состояния ребенка. Средства и методы занятий адаптивным физическим воспитанием необходимо подбирать в зависимости от степени выраженности признаков расстройств аутистического спектра. Основные элементы роллерспорта, используемые на занятиях у данной категории детей, являются базовые и специфические. Для коррекции психоэмоционального состояния применялись визуальное расписание со счетом и уточняющие обозначения, доска с визуальными карточками «Сначала – потом». Для обозначения временных границ занятия с целью снижения тревожности и обозначения его начала и окончания применялся визуальный таймер.

Выводы. Роллер-спорт благоприятно влияет на психофизическое состояние детей с расстройствами аутистического спектра. Перспективность исследований составляет дальнейшая популяризации роллер-спорта среди данной категории детей.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

1178-1187 14
Аннотация

Актуальность. Рассмотрены процессы освоения Верхнего Подонья в первой половине XVII века. Несмотря на соседствующее расположение рассматриваемых территорий, протекавшие на них процессы не были однородными. Данное обстоятельство свидетельствовало о различиях в подходах к проведению переписи у писцов. Большая роль в данном вопросе отводится влиянию военного фактора. Возрастание количества однодворцев явилось следствием невозможности создания крестьянского хозяйства в условиях постоянной угрозы со стороны татар. Цель исследования – изучение динамики развития сельских поселений, а также социально-демографической структуры Елецкого и Воронежского уездов по материалам дозорных и переписных книг 1615 и 1646 гг. соответственно.

Методы исследования. Основные результаты исследования получены в ходе использования статистического и сравнительно-исторического методов.

Результаты исследования. Рассмотрены общие для Елецкого и Воронежского уездов положительные и негативные черты. Установлена связь внешнеполитических факторов с замедлением процессов развития рассматриваемых территорий. Выявлены общие характерные для каждого региона тенденции. Одним из основных отличий являлась фиксация в уездах разных категорий жителей. В источниках по Елецкому уезду большое значение придавалось записи несовершеннолетних детей и недорослей. В Воронежском – крестьянского и бобыльского населения. Здесь же встречалось большее разнообразие наименований населенных пунктов. Рассмотрен основной ареал концентрации сельских поселений. Созданные на этапе колонизации локальные группы не подверглись кардинальным изменениям относительно своих границ к середине XVII века. Процессы основания новых поселений сопровождали весь рассматриваемый период, что, однако, не сказалось на расширении ареала расселения жителей южных уездов. В связи с этим сделан вывод о большей выгодности для проживания именно на тех территориях, которые изначально были облюбованы первыми помещиками.

Выводы. Основной результат исследования – установлена закономерность между специфичностью условий для проживания средневекового человека и социального состава южных регионов Российского государства в первой половине XVII века.

1188-1197 27
Аннотация

Актуальность. Актуальность исследования заключена в теоретическом осмыслении данной проблемы в тематическом поле относительно нового социогуманитарного направления. Цель исследования – актуализация поколенческой проблематики в исторических исследованиях на примере теоретического обобщения вклада научного проекта, посвященного поколению «революционного перелома», в изучение аграрной истории России.

Материалы и методы. Работа содержит историографический обзор проблемы роли поколения «революционного перелома» в аграрной истории России первой трети XX века и определяет основные направления дальнейших исследований в контексте поколенческой истории. Проведен анализ научных работ как отечественных, так и зарубежных историков, посвященных поколенческим исследованиям. Особое внимание уделено сравнительно новым историческим исследованиям поколения «революционного перелома». Использовались аналитический, дедуктивный и историко-сравнительный методы.

Результаты исследования. На современном этапе в отечественной исторической науке возрастает интерес к поколенческим исследованиям. Отмечено, что поколенческий подход используется историками как в социально-демографических исследованиях, так и при изучении исторической памяти и различных поведенческих моделей, позволяющих кристаллизировать особый поколенческий стиль.

Выводы. В ходе проведенного анализа исторических исследований и тенденций изучения феномена поколения «революционного перелома» в судьбе русской деревни сделаны выводы о том, что поколенческий фокус исследования позволяет по-новому осмыслить многие актуальные проблемы как аграрной истории, так и крестьяноведения в целом. Выделены наиболее перспективные направления в рамках поколенческих исследований.

1198-1211 19
Аннотация

Актуальность. Послевоенное восстановление промышленности в новых регионах СССР, таких как Калининградская область, представляет собой сложный и противоречивый процесс, где формальные успехи часто маскировали глубокие системные проблемы. Целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП), определенная как ключевая отрасль экономики области, в период с 1946 по 1953 г. столкнулась с комплексом взаимосвязанных кризисов. Исследование этого периода позволяет выявить фундаментальные противоречия советской экономической политики и понять долгосрочные причины структурных проблем региона. Цель исследования – доказать, что восстановление калининградской ЦБП носило кризисный характер, а не было успешной реконструкцией, и выявить ключевые факторы этого системного кризиса.

Методы исследования. В основе методологии лежит системный подход, позволивший рассмотреть восстановление ЦБП как многокомпонентный процесс, в котором производственные, кадровые, управленческие и социальные факторы тесно взаимосвязаны. Историко-генетический метод дал возможность проследить развитие кризисных явлений в динамике. Сравнительно-исторический метод использован для соотнесения специфики калининградского случая с общими тенденциями в СССР. Комплексный анализ неопубликованных архивных материалов ГАКО, региональной периодической печати и устных историй обеспечил достоверность и репрезентативность выводов.

Результаты исследования. Установлено, что развитие ЦБП Калининградской области сдерживалось катастрофическими разрушениями войны, острейшим дефицитом квалифицированных кадров, тяжелейшими социально-бытовыми условиями, неэффективным управлением и технологической зависимостью от импорта. Доказано, что, несмотря на частичное восстановление мощностей к 1951 г. (77 % – по целлюлозе, 69 % – по бумаге), отрасль сталкивалась с непреодолимыми трудностями: высочайшей текучестью кадров, хроническим невыполнением планов, частыми авариями и коррупцией.

Выводы. Сделан вывод о кризисном характере послевоенного восстановления целлюлозно-бумажной промышленности Калининградской области, при котором формальные успехи маскировали глубинные структурные проблемы. Опыт калининградской ЦБП является показательным кейсом противоречий советской послевоенной экономической политики, последствия которых сказывались на развитии региона на протяжении последующих десятилетий.

1212-1224 16
Аннотация

Актуальность исследования определена значимостью изучения советского опыта управления промышленностью с целью разработки оптимальной стратегии социально-экономического развития РФ, выявления как достижений, эффективных механизмов, так и недопущения прежних просчетов. Цель исследования – определить и охарактеризовать основные направления реорганизации системы управления нефтедобывающей промышленности на рубеже 1960-х – 1970-х гг., выявить причины, проанализировать результаты.

Материалы и методы. Источниковую базу исследования составили к настоящему времени рассекреченные документы из фондов Аппарата ЦК КПСС Российского государственного архива новейшей истории. Основой для анализа стали документы, направленные руководством министерства нефтедобывающей промышленности в ЦК КПСС и содержащие сведения о ходе реализации принятых в 1969 г. решений о необходимости совершенствования и удешевления аппарата управления. Методологической основой исследования стали: общенаучный метод анализа, системный подход, принципы объективности и историзма.

Результаты исследования. Определено, что причинами перестройки системы управления нефтяной отрасли промышленности стали: ее чрезмерная многозвенность, мешающая принятию оперативных решений, снижающая степень ответственности загруженного административными функциями инженерно-технического персонала за совершенствование техники, технологии; необходимость перераспределения ресурсов в новые более перспективные нефтеи газодобывающие районы.

Выводы. Оптимизация системы управления отраслью обусловила высвобождение значительного количества специалистов, сокращение расходов, большую централизацию, но оставались факторами торможения просчеты в планировании, ценообразовании, сказывалась недостаточность инвестиций. Существовали и объективные причины, связанные с освоением новых труднодоступных регионов. Отставание в сфере внедрения автоматизированных систем управления преодолевалось нередко за счет покупки зарубежного оборудования.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1225-1235 20
Аннотация

Актуальность. В исследование включены анализ процесса принятия решений Чан Кайши и членами правительства, а также влияние изменений международной обстановки на реализацию их внешнеполитической стратегии. Исследование данной темы способствует более комплексному пониманию влияния изменений европейской обстановки в начальный период Второй мировой войны на ситуацию на Дальнем Востоке, а также всестороннему анализу развития, трансформации и факторов влияния отношений Китая с другими странами в течение всего периода Японо-китайской войны. Цель исследования – изучить концепцию правительства Чан Кайши по использованию изменений европейской обстановки для обеспечения стратегических интересов Китая в период с марта 1939 г. (оккупация Чехословакии Германией) по октябрь 1939 г. (полный контроль СССР и Германии над Польшей).

Материалы и методы. Исследование основано на опубликованных или введенных в научный оборот архивных материалах Китая и России, а также мемуарах и дневниках ключевых деятелей китайского правительства того периода. Анализ данных источников проводится с применением методов исторического и документального анализа.

Результаты исследования. Результаты исследования свидетельствуют, что действия СССР в отношении Польши явились коренной причиной, по которой правительство Чан Кайши оказалось неспособно реализовать первоначально определенную внешнеполитическую стратегию – оперативно присоединиться к «антиагрессивному блоку» во главе с Великобританией и Францией с целью быстрого установления связи между Японо-китайской войной и европейским военным конфликтом. Результаты исследования демонстрируют, что ключевая роль СССР во внешнеполитической концепции Китая того периода, а также сложности в определении отношений между СССР, Великобританией, Францией и Германией в условиях текущей международной обстановки вынудили правительство Чан Кайши отказаться от первоначальных планов форсированного присоединения к англофранцузскому «антиагрессивному блоку» во избежание провокаций в адрес СССР.

Выводы. Правительство Чан Кайши не смогло в полной мере реализовать задуманную на данном этапе внешнеполитическую стратегию для достижения своей цели «быстрого установления связи между Японо-китайской войной и европейским военным конфликтом», что послужило причиной возрождения в правительственных кругах концепции «необходимости скорейшего обращения к посредничеству США в Японо-китайской войне».

1236-1249 16
Аннотация

Актуальность. Отражена роль профсоюзов Соединенных Штатов в деле мобилизации сил рабочих страны на борьбу с фашизмом, на укрепление военного и экономического сотрудничества США и СССР. Цель исследования – отношение американских профсоюзов к вопросу о военно-экономическом сотрудничестве СССР и США в годы Второй мировой войны в целях скорейшего разгрома фашизма.

Методы исследования. Исследование основано на достаточно широкой источниковой базе – публикациях периодических изданий тех лет, записках, стенограммах выступлений лидеров профсоюзных движений США. Методология исследования представлена как общенаучными, так и специальными историческими методами. В частности, применялись сравнительно-исторический, историко-системный методы.

Результаты исследования. Показаны изменения, происходившие во время Второй мировой войны, в отношениях лидеров американских профсоюзов к вопросу военно-экономического сотрудничества между США и странами антигитлеровской коалиции. Деятельность американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов оказала существенный вклад в успешное выполнение программы ленд-лиза.

Выводы. Позиция американских профсоюзов по отношению к вопросу о военно-экономическом сотрудничестве со странами антигитлеровской коалиции и, прежде всего, сотрудничестве с СССР в годы Второй мировой войны претерпела определенную эволюцию, что было обусловлено как военными событиями, так и политикой американского государства. В целом организованные рабочие США выступали в антифашистском лагере, играя важную роль в деле мобилизации сил рабочих страны на борьбу с нацизмом, на укрепление военного и материально-технического сотрудничества США и СССР.

1250-1264 15
Аннотация

Актуальность. Проведено комплексное исследование проблем взаимоотношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой в период с 1991 по 2025 г. Проанализированы исторические предпосылки, внешнеполитические стратегии и ключевые события, формирующие динамику армяно-турецких отношений. Уделено особое внимание роли признания геноцида армян и конфликту в Нагорном Карабахе как центральным факторам, препятствующим нормализации двусторонних связей. Работа выявляет противоречивость внешнеполитических подходов Армении и Турции, обусловленную исторической памятью, национальными интересами и региональными амбициями. Рассматривается влияние внешних игроков, таких как Россия, США и ЕС, на процесс урегулирования конфликта.

Материалы и методы. На основе системного и междисциплинарного подхода предложена модель перспектив нормализации, включающая признание исторической правды и стратегические компромиссы.

Результаты исследования. Показано, что в армяно-турецких отношениях исторические противоречия, связанные с геноцидом армян и его отрицанием Турцией, остаются главным барьером для нормализации, в то время как политика Эрдогана, ориентированная на агрессивную поддержку Азербайджана и расширение влияния в регионе, привела к потере Арменией контроля над Нагорным Карабахом. Разнятся также подходы Армении, которая, разочарованная ограниченной помощью Запада, усиливает сотрудничество с Россией при сохранении связей с ЕС и НАТО, и оценки внешних акторов – от ослабления позиций Москвы до балансирующих усилий США, ЕС и Ирана. Перспективы мирного договора сулят экономические выгоды, но сопряжены с рисками для суверенитета Армении, включая территориальные уступки и отсутствие гарантий по пленным, что отражает дисбаланс сил и сложности урегулирования конфликта.

Выводы. Армяно-турецкие отношения отражают слом прежней системы в Южном Кавказе, где Турция и Азербайджан доминируют, укрепляя позиции через военную поддержку и проекты вроде «Среднего коридора», в то время как Россия теряет влияние. Подход Турции более агрессивный и системный, чем балансирующий курс Армении, сталкивающейся с внутренними конфликтами и осторожностью США/ЕС из-за НАТО. Прогнозы указывают на нормализацию с рисками уступок, включая «Зангезурский коридор», без гарантий. Для

стабильности Армении нужны реформы, укрепление связей с Россией и международные гарантии от США, ЕС и Москвы.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)