Том 22, № 3 (2017)
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
5-14 54
Аннотация
Проанализированы принципы, отражающие приоритеты в отборе учебного материала и раскрывающие способы достижения целей обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование»: соответствия вузовской подготовки педагога структуре его профессиональных компетенций, фундаментальности педагогической подготовки с опорой на психологическое знание, целостности педагогической подготовки, согласованности предметно-методи-ческих знаний, практической направленности педагогической подготовки, формирования профессиональной субъектной позиции будущего педагога. Проведен анализ соответствия трудовых функций, заявленных в профессиональном стандарте педагога, компетенциям, формируемым согласно ФГОС ВО в процессе изучения блоков дисциплин учебного плана («Базовый», «Психолого-педагогический», «Предметно-методический» и «Практики») основной образовательной программы по профилю «Начальное образование». Проведен анализ соответствия основной образовательной программы подготовки по профилю «Начальное образование» (прикладной бакалавриат - два вида профессиональной деятельности) профессиональному стандарту педагога, показана связь трудовых действий, умений, знаний профессионального стандарта с формируемыми компетенциями подготовки будущих бакалавров по данному профилю.
15-27 53
Аннотация
Обоснована специфика проектирования технологии развития индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности (ИСПД) преподавателя вуза. Рассмотрено соотношение понятий «развитие» и «формирование», обоснована необходимость использования термина «формирующее развитие» применительно к реализации проектируемой технологии. Доказано, что нужный эффект достигается не воздействием, а синергетизмом взаимодействия преподавателя и помогающего ему педагога, который создает такие условия, при которых преподаватель включается в активную деятельность по достижению поставленной цели. Основная цель внешнего формирующего воздействия заключается в переводе преподавателя, а следовательно, и его ИСПД, в устойчивый режим саморегулируемого развития интенсивного типа, связанного с эффективным использованием внутренних ресурсов и возможностей внешней среды. Выбор данной стратегии предполагает обращение к рефлексии и саморегуляции педагога как осуществления им автономного личностного выбора на основе интеграции свободы и ответственности и приобретения новых ценностных ориентиров. Технология формирующего воздействия рассмотрена с синергетической позиции как взаимодействие двух самоорганизующихся систем - «формирующего, воздействующего помощника» и «изменяющегося» (преподавателя, аспиранта), и эффективность проектируемой технологии тем выше, чем больше информационное взаимодействие данных саморегулирующихся систем. Процесс упорядоченности каждой из систем осуществляется благодаря именно информационному взаимодействию участников, поскольку каждая из систем друг для друга составляет источник организации своей деятельности и поведения. Подробно рассмотрены цели и содержание трех этапов технологии развития ИСПД преподавателя вуза: аналитико-рефлексивного, конструктивно-коррекционного и оценочно-стабилизирующего. Аналитико-рефлексивный этап дает возможность не только определить особенности индивидуальности преподавателя и его реальный ИСПД, но и способствует анализу существующего взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе. Конструктивно-коррекционное формирующее воздействие создает условия для перехода ИСПД преподавателя в неустойчивое состояние и способствует выбору им в этой ситуации траектории дальнейшего саморегулируемого развития. Осуществление оценочно-стабилизирующего этапа позволяет обеспечить устойчивое преобладание у преподавателя стремления к наиболее полному использованию внутренних и внешних возможностей при изменении ИСПД на бифуркационном этапе саморегулируемого развития.
28-32 31
Аннотация
Рассмотрена актуальная проблема инженерной подготовки студентов с ограниченными возможностями в системе многоуровневого образования технического университета. Показано, что одной из целей получения профессионального инженерного образования студентами с ограниченными возможностями на каждом уровне обучения является готовность генерировать идеи, разрабатывать и реализовывать продукты научной и проектной деятельности как образовательного результата. Рассмотрены основные возможности многоуровневой системы вуза - это удовлетворение расширяющихся образовательных запросов личности и общества. Рассмотрен комплекс организационных условий в целях эффективного управления образовательной системой многоуровневой профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями - это, прежде всего, результативные действия руководителя вуза, обеспечивающие управление и корректировку деятельности руководителей организационных структур (финансово-экономических, материально-технических, кадровых), педагогов и студентов, а также сформированность эффективной внутренней образовательной и социокультурной среды. Важным моментом в инженерной подготовке учащихся является определение содержания программ дополнительного профессионального образования вуза, которое основывается на ознакомлении и обучении студентов новым видам профессиональной деятельности, необходимым для быстроменяющихся направлений науки, техники и технологий. Интеграция образования, науки и производства также рассмотренa авторами как организационное условие, поскольку обучение студентов проводится на инновационных площадках вуза при реализации образовательных проектов. Особое место в системе образования технического вуза занимает организация бизнес-школ, отличающихся введением активных инновационных методик и методов обучения (бизнес-тренинги, мастер-классы, ролевые ситуации, деловые игры), выступающих организационным условием в реализации эффективных образовательных технологий. Создание равных возможностей для получения востребованных инженерных специальностей в системе многоуровневого профессионального образования технического вуза рассмотрено как важнейшее организационное условие для студентов с ограниченными возможностями.
33-38 40
Аннотация
Современный этап развития общества характеризуется глобальной информатизацией, которая постепенно меняет осмысление действительности людьми и их подход к окружающему. Новые технологии позволяют сделать жизнь людей проще, а организацию обучения интересней. Социальные сервисы являются популярным средством коммуникации в условиях информатизации жизни. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда, использующая эти сервисы, способна изменить традиционные взгляды на систему образования за счет новых методов, форм и средств работы. Обоснованы некоторые проблемы и предпосылки формирования современной информационно-коммуникационной образовательной среды, а также охарактеризованы возможности информационно-коммуникационной образовательной среды (социальных сервисов) для обеспечения личностного развития обучающихся. Проанализированы наиболее популярные и часто используемые социальные сервисы: социальные сети, сервисы обмена мультимедийными данными, сервисы обмена документами, сервисы коммуникации в реальном времени, сервисы для сотрудничества, сервисы блоггинга и микроблоггинга. Организация обучения с помощью новых «инструментов» позволят обогатить образовательный процесс, сделав его более простым и привычным для обучающихся. Созданные условия для личностного развития будут направлены на удовлетворение образовательных потребностей, интересов и их личностных особенностей.
39-48 55
Аннотация
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в связи с введением новых профессиональных стандартов. Проанализированы российские и зарубежные нормативные документы, в частности, профессиональные стандарты для разных уровней образования, и сделан вывод, что информационно-коммуникационная (ИК) компетенция преподавателя вуза имеет трехуровневую структуру, отражающую профессиональную ИКТ-компетентность в соответствующей предметной области. ИК компетенция преподавателя высшей школы рассматривается как его неотъемлемая профессиональная характеристика, отражающая применение ИКТ в профессиональной области как для решения широкого круга педагогических задач, моделирования и конструирования образовательной деятельности, так и для формирования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности. Представляется, что одним из способов развития ИК компетенции педагогов являются курсы повышения квалификации. При всем многообразии существующих на образовательном рынке программ и курсов повышения квалификации в области ИКТ, существует, тем не менее, ряд объективных факторов, снижающих эффективность формирования ИК компетенции. Одним из таких факторов является отсутствие постоянной поддержки и консультирования педагогов в промежутках между курсами повышения квалификации. Выход из сложившейся ситуации видится в использовании цифровых технологий, обладающих широкими дидактическими возможностями в этой области.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
49-56 53
Аннотация
В современной отечественной педагогике известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе образовательного процесса в вузах. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический, аксиологический), так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно (ситуационный, полипарадигмальный, информационный, контекстный, эргономический и др.). К ним также относится компетентностный подход. Введено определение и объяснена роль компетенции как базовой категории компетентностного подхода. Обусловлена необходимость системной и комплексной реализации компетентностного подхода в обучении иноязычному военному дискурсу. Основной формой реализации компетентностного подхода в обучении военному дискурсу называется разработка квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке специалистов данного направления. На основе задач, стоящих перед ними, выведены требования к военно-профессиональным компетенциям, дополняющим общие компетенции, перечисленные в ФГОС ВО. Классифицируются профессионально-специлизированные компетенции, в их рамках выделяются и оговариваются отдельные знания, умения и навыки, вырабатываемые у специалиста в ходе получения образования. Сделан вывод о необходимости и высоком потенциале применения компетентностного подхода в обучении иноязычному военному дискурсу по специальности «лингвистическое обеспечение военной деятельности».
57-62 33
Аннотация
Изучена проблема обучения иностранному языку студентов аграрных вузов. В настоящий момент выпускник вуза должен иметь не только профессиональные навыки, быть высококвалифицированным в конкретной области, но и быть носителем профессиональной культуры. Современному обществу необходимы специалисты широкого профиля. Рассмотрены важность и преимущества изучения иностранных языков студентами аграрных вузов. Описаны основные проблемы обучения иностранному языку студентов аграрных вузов: малое количество аудиторных часов, низкая мотивация, неорганизованность самостоятельных видов деятельности студентов, низкая языковая подготовка, недостаточное учебно-методическое обеспечение. Даны определения учебного подкаста и подкаста преподавателя, основные условия использования данной технологии, этапы создания и размещения. К основным преимуществам подкаста можно отнести: возможность использования как в аудиторной, так и во внеаудиторной (самостоятельной) работе по изучению иностранного языка, активизация и развитие устной и письменной речевой деятельности, развитие навыка чтения и правильного произношения (при прослушивании аутентичного подкаста). В качестве заключения раскрыты пути решения основных проблем обучения иностранному языку студентов аграрных вузов посредством учебных подкастов.
63-71 46
Аннотация
На современном этапе развития информационного общества вопросы информатизации образования приобретают особую значимость. С каждым днем все больше и больше новые информационные и коммуникационные технологий внедряются в различные сферы человеческой деятельности, включая образование. Одной из таких технологий является видео-подкаст, под которым понимается короткий по продолжительности, записанный обучающимися или созданный профессионально видео-файл, распространяемый в цифровом формате в сети Интернет. Рассмотрены основные типы видео-подкастов и их классификация в соответствии с рядом параметров: содержательной направленностью, сегментацией, методикой обучения и ориентацией учебного процесса. Приведены факторы, обуславливающие преимущества использования видео-подкастов в обучении иностранному языку. К ним относятся: актуальность использования видео-подкастов, отношение обучающихся к использованию видео-подкастов, влияние использования видео-подкастов на процесс и результат обучения. Описаны дидактические свойства видео-подкастов и их методические функции. К дидактическим свойствам относятся: размещение в сети Интернет на сервисе видео-подкастов; возможность создания собственной группы в социальной сети «ВКонтакте» для размещения видео-подкастов и ее модерация; возможность размещения и удаления комментариев пользователями. Данные дидактические свойства имеют соответствующие методические функции: запись студентами видео-подкастов для учебных целей на иностранном языке; создание собственной группы в социальной сети для размещения видео-подкастов и их группового обсуждения; модерация группы в соответствии с предпочтениями обучаемых; индивидуальная работа при создании, размещении видео-подкастов и их обсуждении; ограниченная доступность видео-подкастов для авторизированных членов группы.
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
72-77 36
Аннотация
Проведенный анализ учебно-методического обеспечения направления подготовки «Социальная работа» позволил определить актуальность разработки содержательно-технологического обеспечения процесса формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий. Разработанный комплекс дисциплин вариативного блока формирования информационной компетентности был реализован и разделен на три этапа: адаптивно-установочный, репродуктивно-деятельностный и профессионально-ориентированный этап. Реализация адаптивно-установочного этапа характеризуется формированием у студентов простейших навыков поиска и отбора информации с помощью персонального компьютера и его программного обеспечения, ориентацией будущих социальных работников на активную информационную деятельность в решении учебных задач. Репродуктивно-деятельностный этап предполагает более углубленную и систематизированную работу с информацией, использование интернет-ресурсов, поисковых систем, специализированных компьютерных программ для анализа статистических данных, формирование познавательной и прикладной активности при работе с информацией в решении учебных, исследовательских и профессиональных задач. Профессионально-ориентированный этап является максимально приближенным к профессиональной деятельности социального работника. Студенты приобретают навыки работы с информацией в информационных системах посредством межведомственного электронного взаимодействия: портал государственных услуг «Электронный работодатель» и др. Знакомятся со специализированным программным обеспечением социальных служб, развивают навыки проектной и исследовательской деятельности.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
78-82 46
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью профилирования физической подготовки кадет к дальнейшему их поступлению в высшие военные учебные заведения, что делает обязательным создание особой разновидности их физической деятельности - профессионально-прикладной физической культуры. Целью исследования стало изучение отношения к занятиям физической культурой и спортом здоровых, а также кадет с нарушениями свода стопы. Основным методом исследования явилось анкетирование с помощью разработанных анкет. Доказано, что кадеты, не имеющие нарушения свода стопы, чаще и в большем объеме занимаются профессионально-прикладной физической подготовкой и спортом. При этом данные занятия вызывают у них меньший дискомфорт, чем у сверстников, имеющих нарушения свода стопы. Здоровые кадеты в основном самостоятельно сделали выбор в пользу дополнительных занятий физической культурой, в то время как кадеты, имеющие патологию опорно-двигательного аппарата, реже посещают спортивные секции, и в основном туда их привели друзья или родители. Кадетам с нарушениями свода стопы тяжелее даются физические нагрузки в целом и занятия строевой, а также профессионально-прикладной физической подготовкой.
83-90 58
Аннотация
Рассмотрен способ определения характера изменения усилия с ростом внешнего отягощения при выполнении локальных упражнений на тренажерах для разных групп мышц в процессе физического воспитания студентов в рамках учебно-тренировочных занятий. Каждый хочет стать сильнее, но развитие силы - это не самоцель, а стремление к здоровью. Нередко в повседневной трудовой деятельности молодые люди оказываются неспособны преодолевать трудности, связанные с проявлением максимальных силовых напряжений, так как в системе физического воспитания учащейся молодежи практически не применяются упражнения с интенсивными дозированными отягощениями. Известно, что процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет сильные, выносливые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своими движениями. Основное средство атлетической гимнастики - силовые упражнения с внешним сопротивлением (отягощением). В первую очередь к ним относятся упражнения со штангой и гантелями. Тренажеры наиболее травмобезопасны, обеспечивают нагрузку на строго определенную группу мышц. Однако свободные отягощения допускают значительно большее разнообразие движений и включение в работу множества мышц. Например, при подъеме штанги задействована сразу большая часть мышц тела, которые обеспечивают не только поднятие груза, но и удержание равновесия. В связи с этим тренажеры действительно эффективны лишь в комбинации со штангой, гантелями и блочными устройствами. Атлетическая гимнастика в той или иной степени может и должна быть дополнением к другим видам занятий физкультурой - легкой атлетике, плаванию, спортивным играм, единоборствам и т. д. Получены экспериментальные данные, позволяющие определить индивидуальные и типологические особенности изменения усилия с ростом внешнего отягощения.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
103-110 36
Аннотация
Представлена характеристика развития сети библиотек в Тамбовской губернии в первые годы становления советской власти. Проведен анализ мероприятий органов управления советского правительства, направленных на реорганизацию библиотечного дела. Отмечено, что самым острым вопросом библиотечного строительства в Тамбовской губернии стало создание сети общедоступных библиотек, призванных стать проводниками политики коммунистической партии. После революционных событий 1917 г. библиотечное дело становится важным элементом культурного развития. Впервые в российской истории создаются органы государственного руководства библиотечным делом, формируется государственная библиотечная сеть, соответствующая административно-территориальному делению страны, ставятся под государственный контроль библиотеки других ведомств. В Тамбовской губернии трансформировался видовой состав библиотек: коммерческие публичные, церковные, личные библиотеки, существовавшие до революции 1917 г., были национализированы. В губернии государственная библиотечная сеть включала Центральную губернскую библиотеку, создание которой стало принципиально новым явлением в организации библиотечного обслуживания Тамбовской губернии, поскольку дореволюционные (земские) проекты библиотечной сети подобного статуса библиотек не предусматривали; уездные центральные, городские, волостные, сельские библиотеки, а также детские библиотеки и передвижные. Приведены статистические сведения о количестве различных видов библиотек.
111-120 45
Аннотация
Исследованы изменения численности населения губерний и уездов юга Центральной России в 1830-1850-е гг. На изменение численности населения трех рассмотренных губерний и уездов юга Центральной России в 1830-1850-е гг. влияли такие факторы, как эпидемии холеры (холерные эпидемии сопровождал голод 1833 и 1848 гг.), цинга, циклические неурожаи, сопровождавшиеся голодом в деревне (неурожаи и голод на Черноземье отмечались в 1833-1834, 1839-1840, 1848, 1856 гг.). Рост оброков и барщины привел к остановке роста крепостного населения и стагнации, продолжавшейся вплоть до реформы 1861 г. Так, с 1830-х гг. практически полностью прекратился рост абсолютной численности крепостного населения. Однако в 1850-е гг. положение стало исправляться в связи с улучшением эпидемиологического положения и возобновления указа Павла I о трехдневной барщине. При этом важно заметить, что в указанный период демографические проблемы были не только у крепостных крестьян. В целом, в 1830-1850-е гг. наблюдался рост населения в губерниях и уездах юга Центральной России, однако при этом сокращалась процентная доля крепостных крестьян.
121-128 39
Аннотация
Рассмотрен институт земских участковых начальников как объект контроля со стороны вышестоящих инстанций. Интерес представляет тот факт, как осуществлялся надзор за самими земскими начальниками и их деятельностью, ведь в их компетенцию входили обширные полномочия: административные, судебные функции, заседания в комиссиях и т. п. Контроль за деятельностью вышеупомянутых должностных лиц осуществлял уездный съезд, состоящий из административного и судебного присутствия. Но, как показал анализ исследования, уездный съезд по своему составу фактически являлся таким же продворянским учреждением, как и сами земские начальники, и потому контроль носил зачастую формальный характер. Ревизии земских участков проводились нечасто. В Тамбовской губернии они были в период с 1906 по 1909 гг., в 1912 г. и в 1915 г. При этом ревизии в большинстве случаев заканчивались успешно, несмотря на выявленные ошибки. Таким образом, контроль за институтом земских начальников существовал. Но он был скорее формальным, нежели фактическим. Практически во всех инстанциях земские начальники, за рядом некоторых исключений, находили поддержку. Все это делало власть должностных лиц огромной, позволяющей вмешиваться во многие стороны крестьянской жизни.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
91-96 48
Аннотация
Рассмотрен вопрос о карьерном самоопределении студенческой молодежи. Сущность исследуемой дефиниции рассмотрена с уточнения таких базовых понятий, как карьера, карьерная стратегия, карьерные траектории, карьерное самоопределение. Определена специфика понятий «карьера», «карьерные стратегии молодежи», «карьерное самоопределение» с точки зрения социологии, психологии, педагогики и социально-культурной деятельности. Охарактеризован процесс карьерного самоопределения студенческой молодежи как способность личности к психорефлексивной деятельности, ориентированной на поиск карьерных траекторий, осознанный выбор образа профессиональной деятельности, этапов карьерного пути и технологий достижения поставленных карьерных целей. Рассмотрены структурные компоненты карьерного самоопределения, такие как: карьерные ориентации, карьерное прогнозирование, карьерная компетентность, карьерная самооценка, познавательная деятельность. Выявлены этапы карьерного самоопределения студенческой молодежи, включающие развитие профессиональных и личностных навыков индивида. Изложены современные концепции моделирования процесса карьерного самоопределения, который включает личную креативность, со-креативность, креативность в рамках группы или организации. Студенческое самоуправление рассмотрено как эффективная среда для карьерного самоопределения молодежи, активизирующая личностный потенциал в процессе обучения путем интеграции в процесс управления и самоуправления вузом. Определены ключевые векторы развития студенческого самоуправления в контексте формирования карьерных стратегий.
97-102 46
Аннотация
Обоснована модель по формированию информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности. Подчеркнута актуальность авторской модели, которая соответствует современным требованиям в качественной подготовке военных специалистов. Доказано, что огромным потенциалом в развитии информационной культуры курсантов обладает социально-культурная деятельность, специфика которой заключается в том, что в свободное от аудиторной работы время слушатель самостоятельно моделирует досуговое пространство в зависимости от индивидуальных предпочтений. Модель основана на принципах системности, добровольности и свободы выбора и включает в себя: концептуальный блок (нацелен на развитие способности к быстрой и эффективной формализации материала, решению задач по интерпретации данных, поиску информации на основе учета внутренних мотивов личности к расширению кругозора); функционально-со-держательный блок (направлен на освоение современного информационного программного обеспечения, развитие информационного мышления, творческого воображения при включении в виртуальные ситуации, а также понимания престижа информационного образования в обеспечении служебной карьеры); критериально-результативный (ориентирован на разработку диагностических методик по выявлению уровня сформированности информационной культуры курсантов). При этом особая роль отводится средствам социально-культурной деятельности, моделирующим образовательную и социокультурную среду вуза (аудиторную и внеаудиторную работу) с использованием педагогически полезного дидактического обеспечения, создаваемого на базе современных информационных технологий.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)