Том 23, № 173 (2018)
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
7-12 29
Аннотация
Проанализированы проблемные аспекты формирования и развития методической компетентности преподавателя современного вуза. Обосновано расширение профессиональных функций преподавателя за счет введения предпринимательской, инновационной деятельности. Рассмотрено соотношение методической компетентности педагога с профессиональным стандартом и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3++. Специфика методической компетентности как вида профессиональной готовности заключается в ее личностно-мотивационном и деятельностном характере, она формируется и развивается в ситуациях реального решения возникающих профессиональных проблем. Предложены и раскрыты структурные составляющие методической компетентности: мотивационная, когнитивная и инструментальная. Сделан акцент на важности роли мотивационной составляющей, которая является основой для процесса совершенствования методических компетенций преподавателя вуза. Рассмотрены возможные траектории выбора преподавателя в ситуации когнитивного диссонанса, которая возникает после рефлексии педагогом своего уровня методической компетентности. Представлены и проанализированы данные экспериментального исследования мнений педагогов по вопросам совершенствования различных методических аспектов профессиональной деятельности. В контексте развития методической компетентности рассмотрены проблемные вопросы преподавателей, имеющих педагогическое образование, и педагогов без базового педагогического образования.
13-28 81
Аннотация
Раскрыта актуальная проблема изменения способов и качества чтения современных читателей деловой и художественной литературы и задачи совершенствования культуры чтения. Отмечены особенности развития и взаимосвязь читательской культуры дошкольников, школьников разных возрастных групп, студентов и педагогов. Основное внимание сосредоточено на характеристике чтения педагогов: раскрываются читательские компетенции учителей начальной и средней школы. Компетенции педагогов связаны с умением формировать у школьников правильные способы и качества навыка чтения, составлять библиотечку внеклассного чтения в соответствии с законами формирования круга детского чтения, вырабатывать умения творческой работы с текстом. Раскрыта значимая интеллектуальная способность педагога производить комплексный анализ произведения при подготовке к урокам литературного чтения. Уделено внимание воспитательной компетентности педагога. Обобщающее значение приобретает описание экзистенциальных основ чтения, касающееся всех групп читательской квалификации, выделены специфика и функции чтения. В заключение сформулированы перспективы развития читательской культуры педагога.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
29-42 77
Аннотация
Междисциплинарные связи лежат в основе интеграционных процессов в сфере высшего образования, полностью соответствуя принятым в настоящее время Федеральным государственным стандартам третьего поколения. Одной из форм их реализации является методология предметно-языкового интегрированного обучения (Content and Language Integrated Learning), получившая в последние годы распространение в сфере высшего образования. Целью исследования стало определение места Content and Language Integrated Learning как междисциплинарного явления в системе высшего образования. Рассмотрено место Content and Language Integrated Learning в обучении иностранному языку в вузе на условной шкале между английским языком для специальных целей (English for Specific Purposes) и английским языком в качестве средства обучения (English as Medium for Instruction). Проведенный обзор существующих практик и проблем локализации Content and Language Integrated Learning в зарубежных университетах показал, что ключевым фактором для успешной реализации Content and Language Integrated Learning является взаимодействие преподавателей иностранного языка и преподавателей-предметников при решении возникающих проблем. Утверждается, что в практике российского технического вуза Content and Language Integrated Learning реализуется в двух основных моделях: посредством билингвального обучения на базе общенаучных и технических дисциплин, таких как математика и инженерные дисциплины, или на базе дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» в курсах «Введение в специальность» или «Введение в дисциплину», что является наиболее приемлемым форматом адаптации Content and Language Integrated Learning в современном университете. Отмечается, что достижение межкафедрального взаимодействия является сложной организационной задачей. Делается вывод о том, что единой модели Content and Language Integrated Learning в современном университете не существует, что его локализация в вузе зависит от возможностей конкретного вуза.
43-48 49
Аннотация
Посвящена важности правильного овладения навыками практической фонетики как начального этапа изучения китайского языка. В ней рассматривается комплекс основных проблем, которые возникают у русскоязычных студентов на начальном этапе овладения фонетической компетенцией, связанных с ключевыми особенностями фонетической системы китайского языка и ее отличиями от фонетической системы русского языка. В первой части работы изучаются основные особенности фонетики китайского языка, производится сравнительный анализ фонетических систем русского и китайского языков. В данном фрагменте рассматриваются те аспекты звукового строя двух языков, различия между которыми являются наиболее существенными. Цель данного сравнения заключается в выявлении и описании тех элементов фонетической системы китайского языка, которые вызывают наибольшее количество трудностей у русскоязычных студентов. Следующим этапом работы является формулировка основных ошибок, допускаемых студентами на начальном этапе овладения фонетической компетенцией китайского языка. В данной части работы выявляется связь между основными трудностями, встречающимися при обучении, и ключевыми отличиями фонетических систем русского и китайского языков. Описание ошибок проведено на основе материалов, полученных в ходе изучения ключевых аспектов фонетической системы китайского языка и сравнения ее с фонетической системой русского языка в данных аспектах, а также личных наблюдений. Завершающим этапом описания каждого вида ошибок является приведение рекомендаций по их предупреждению и исправлению. Данные рекомендации основаны на опыте преподавателей китайского языка, а также на личных наблюдениях.
49-57 34
Аннотация
Целью обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки является формирование иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессионального общения. В этой связи тематическое содержание обучения дисциплине «Иностранный язык для профессиональных целей» должно быть направлено на внутрипрофильную специализацию и отражать специфику не только направления подготовки студентов, но и выбранного профиля обучения. Однако, как свидетельствует анализ основных образовательных программ по ряду направлений подготовки в аграрных университетах и учебных программ курса «Иностранный язык для профессиональных целей», тематическое содержание обучения иностранному языку далеко не всегда отражает специфику направления подготовки и профиля обучения. Рассмотрены основные три модели обучения иностранному языку для профессиональных целей: 1) модель обучения иностранному языку для специальных целей; 2) модель обучения профильной дисциплине на иностранном языке; 3) модель интегрированного предметно-языкового обучения. На основе анализа моделей предложено содержание дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей», реализуемой на основе модели обучения профильной дисциплине и иностранному языку, предметное содержание обучения иностранному языку, а также тематическое содержание данного курса на примере направления подготовки «Садоводство» и двух профилей: «Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн» и «Плодоовощеводство и виноградарство». Часто тематического содержания обучения дисциплине будет инвариантной независимо от выбранного профиля обучения, а часть - вариативной, отражая специфику конкретного профиля обучения.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
58-65 40
Аннотация
Представлены особенности, а также тенденции и проблемы развития национальных казахских видов спорта в Западно-Казахстанской области. Применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, изучение документации, беседы. Полученные данные были интерпретированы на основе теории деятельности, культурологического подхода, концепции сочетания национального и интернационального в сфере физической культуры. Исследование проводилось на кафедре естественнонаучных дисциплин Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета (Западно-Казахстанская область, г. Уральск) в 2012-2017 гг. Показана противоречивая динамика количества секций по видам спорта, занимающихся спортом, действующих тренеров в городской и сельской местности региона. Отмечена общая положительная тенденция в развитии показателей функционирования национальных казахских видов спорта с 2012 по 2014 г., подчеркнута их культурологическая ценность. Выявлены проблемные ситуации в развитии национальных казахских видов спорта в сельской местности, кадровом обеспечении, незначительном по количеству охвате этими видами спорта населения Западно-Казахстанской области. Показано, что развитие и функционирование национальных казахских видов спорта происходит неравномерно, но при этом явно доминирует городское население за счет лучших материально-технических условий, финансового и кадрового обеспечения. Отмечено значение национальных казахских видов спорта для повышения уровня массовости занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью - ведущего показателя развития отрасли «физическая культура», возрождения и сохранения богатых национальных культурных традиций, воспитания и оздоровления подрастающего поколения, реализации новых общенациональных и региональных стратегий в физической культуре и спорте как одного из важнейших направлений развития Республики Казахстан на ближайшую и дальнейшую перспективу в соответствии с новыми правительственными документами, появившимися в последние годы.
66-73 60
Аннотация
Информационные и эмоциональные нагрузки в сочетании с низким уровнем культуры здорового образа жизни студентов (неумение эффективно организовывать режим дня, труда и отдыха, самостоятельные занятия физической культурой и спортом, многочасовое пребывание перед экранами компьютеров и телевизоров) вызывают синдромы «ранней и хронической усталости» и снижают двигательный потенциал. В этой связи исследование влияния различных средств физической культуры в физическом воспитании студентов приобретает особую педагогическую и социальную значимость. Мощные ресурсы педагогического воздействия на развитие личности студента имеет физическая рекреация. Включая в свое содержание физические упражнения, спортивные и подвижные игры, туристические походы, физкультминутки и физкультпаузы, прогулки на лыжах, оздоровительный бег, занятия в тренажерном зале, физическая рекреация восполняет дефицит двигательной активности у студенческой молодежи и составляет содержательную основу физкультурно-рекреационной деятельности в период обучения в вузе. Раскрыты сущность и значение физической рекреации, приводятся данные, позволяющие судить об отношении студенток к физической рекреации и занятиям физической культурой и спортом. Показано, что методика занятий атлетической гимнастикой является эффективной, в том числе при использовании принципа генеральной направленности занятий на сохранение комфортной зоны физической нагрузки при выполнении силовых упражнений.
74-79 51
Аннотация
Долгое время отрицалась возможность обучения и воспитания умственно отсталых детей, и впервые возможность обучения была доказана французским психиатром Ж. Итаром в 1799 г. В настоящее время роль педагогического воздействия не вызывает сомнений в обучении и воспитании данных детей. Всем умственно отсталым детям свойственны существенные отклонения в мышлении, восприятии, речевой деятельности, памяти, внимании, волевых процессах, эмоциональной сфере. Эти отклонения не только отрицательно сказываются на их обучении и воспитании, но и на социализации и интеграции в современное общество. Поэтому целью воспитания и обучения умственно отсталого ребенка становятся формирование и развитие у него жизненно необходимых навыков и умений для его последующих социализации и интеграции в современное общество. Умственно отсталый ребенок должен овладеть жизненно необходимыми навыками и умениями в той степени, в какой они для него индивидуально доступны. Формирование базы жизненно необходимых навыков и умений требует особого подхода и занимает одно из приоритетных направлений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Несмотря на большое количество работ, посвященных обучению и воспитанию умственно отсталых детей, их социализация и интеграция в современное общество остаются и в настоящее время важнейшей социально-педагогической проблемой.
80-85 55
Аннотация
Представлено соотношение футбола и войны с социально-исторической точки зрения. Необходимость такого соотношения вызвана отсутствием социально-исторического анализа функционирования спорта на примере футбола в современных условиях развития общества, в котором прогрессирует проявление враждебности, социального и политического напряжения, агрессивности, что создает реальную угрозу дальнейшему существованию футбола и других популярных видов спорта, всему международному олимпийскому движению. Применялись такие методы исследования, как анализ, обобщение данных специальной литературы, сравнение, изучение электронных источников. Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета (Российская Федерация), университета в Багдаде (Республика Ирак) на протяжении 2015-2018 гг. Всего изучено 157 различных источников. При рассмотрении соотношения футбола и войны приводятся исторические факты, свидетельствующие о том, что футбол выступает в качестве уникального социально-исторического средства взаимодействия не только между футбольными командами в матчах в мирное время, но и средства, связанного с проявлением враждебности, конфликтов и даже военных действий. При этом футбол становится способом временного примирения враждующих сторон, демонстрации благородства и жизнестойкости, а иногда и поводом для разжигания конфликтов и даже войн. Полученные данные проанализированы впервые. Результаты исследования свидетельствуют о том, что футбол как вид спорта в социально-историческом контексте выходит за рамки тренировочно-соревновательной деятельности. Тенденции в обществе системно отражаются на спортивной деятельности. По этой причине спорт становится орудием взаимодействия между враждующими сторонами (командами, странами), предпосылки и последствия которого имеют явный или скрытый политический, экономический, идеологический характер. Результаты исследования способствуют расширению представлений о социальных функциях спорта в современном обществе и инициируют новые направления исследований в истории, социологии, теории спорта.
86-94 58
Аннотация
Рассмотрены особенности организации физической подготовки летного состава к профессиональной деятельности, сделана попытка научного обоснования эффективности применения средств физической подготовки в процессе боевой подготовки летчиков через изучение накопленного теоретического опыта. Одной из важнейших составляющих процесса становления профессионала, наряду с формированием знаний, навыков и умений, является развитие профессионально важных качеств, наличие которых для тех или иных видов деятельности общепризнано. Как правило, под профессионально важными качествами понимаются отдельные черты личности, психические и психомоторные, а также физические качества, способствующие овладению определенной профессией и совершенствованию в ней. В результате проведенных исследований были выделены наиболее важные личностные профессионально важные качества: общее физическое развитие: сила, быстрота, выносливость, координация движений, долговременная мотивация на профессию военного летчика, способность к правильной самооценке, способность к психической адаптации к различным условиям, устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям, черты характера: целеустремленность, настойчивость, сильная воля, решительность, смелость, нравственные качества: честность, порядочность, чувство долга, товарищество, социальные качества: склонность к лидерству, коммуникабельность, правильные ценностные ориентации, стремление к профессиональному совершенству. На протяжении всего времени программы физической подготовки постоянно дополнялись и претерпевали изменения. Данное обстоятельство связано с непрекращающимся процессом совершенствования авиационной техники, а также с изменением требований к военным летчикам.
95-101 99
Аннотация
Посвящено исследованию методических аспектов отработки приемов борьбы как элемента комплексной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел к несению службы. На основе многолетнего опыта работы со слушателями по отработке и применению боевых приемов борьбы, в частности, приема «рычаг руки внутрь», сделан вывод, что, несмотря на то, что проведение приема четко регламентируется методическими рекомендациями, целесообразно введение элементов его усовершенствования. Это приведет к наиболее качественному и быстрому освоению необходимых для несения службы навыков. Приведена рекомендованная методика отработки приема «рычаг руки внутрь», которая включает изучение в течение двух-трех занятий приема ограничения свободы передвижения скручиванием руки внутрь с последующим применением его элементов при освобождении от захватов и обхватов, а также защиты от ударов с применением холодного оружия или других предметов. В рамках совершенствования методики проведения приема «рычаг руки внутрь» и последующей его отработки предложено в концовке проведения приема в момент прижатия корпусом руки партнера к себе проводить фиксацию противника в подконтрольном положении. Это определяется тем фактом, что при игнорировании данной рекомендации положение остается слабо контролируемым и при оказании сопротивления до завершения приема обучаемому приходится вступать в единоборство, что не всегда ведет к желаемому результату при задержании. Основанием для вывода стало углубленное изучение и отработка приема на дополнительных занятиях с сотрудниками, желающими повысить свои показатели в физическом развитии, в том числе в боевых приемах борьбы. В заключение отмечено, что отработка приема с фиксацией и удержанием в течение полугодового обучения трижды в неделю во время дополнительных занятий по физической подготовке обеспечивает большую уверенность при его проведении, более быстрое и четкое выполнение.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
166-173 42
Аннотация
Доказано, что мнение, согласно которому под «фрягами» перечня Иафетова племени Повести временных лет следует понимать генуэзцев, не имеет под собой данных. Это утверждение, которое прочно закрепилось в науке и в свете которого даются переводы древнейшей русской летописи, покоится на памятниках Куликовского цикла, в которых присутствует термин «фряги». Но анализ как этих источников, так и ряда других показывает, что данный термин наполнялся конкретным содержанием лишь в случае его четкой географическо-этнической локализации, без которой он абсолютно безличен (как, например, и термин «немцы», который также прилагался к очень большой совокупности западноевропейских народов). Поэтому толкование «фрягов» летописи в качестве генуэзцев ошибочно. Истинной же является точка зрения, которая была выражена В.Н. Татищевым, что во «фрягах» надлежит видеть французов (франков). При этом «веньдици», стоящие в соседстве с «фрягами», - не венецианцы, а полабские и южнобалтийские славяне, именовавшиеся «вендами», «венедами» и в XI-XII веках игравшие важную роль в истории Центральной и Восточной Европы. Именно с ними были связаны варяги и русь, прибывшие, согласно летописи, к восточным славянам в 862 г. и принявшие активное участие в их жизни.
Отражение процессов переселения в Верхнем Приамурье в «зеркале ойконимии»: историко-культурный обзор
174-180 26
Аннотация
Изучены названия населенных пунктов (ойконимов) Верхнего Приамурья. Освоение данного региона началось во второй половине XVII века русскими казаками. Тем не менее в последующие годы (особенно после «Айгунского трактата») ойконимы этого региона начинают приобретать свою специфику. Именно к этим проблемам обращено исследование. К данной проблеме ранее обращался ряд исследователей, но актуальность представленного исследования заключена в обобщении и представлении целостного «ойконимического портрета» переселения человеческих групп и сообществ из других регионов российского государства. Не менее важным можно считать применение комбинированного подхода к истории освоения Верхнего Приамурья: географического, исторического и лингвистического. Проведен анализ географических названий, сформировавшихся в ХVII-XX веках и сохранившихся на карте XXI века. В исследовании частично применялись изоглоссарный подход и «уровневый метод», который был ранее разработан нами. Применение анализа топонимов для истории освоения Дальнего Востока (в частности Приамурского региона) использовалось не так часто. Однако названия населенных пунктов несут в себе не только «идеологическую окраску», но и особенности (аспекты) перемещения групп людей, объединенных единой целью или общим единым проживанием. Существуют и другие стороны в истории заселения дальневосточного региона. В результате анализа выявлены особенности распространения топонимов «переселенческого типа», основные периоды их появления, динамика распространения. Также указаны главные причины появления ойконимов, «перенесенных» из западных областей государства, и обозначен императив проблем при изучении ойконимии районов позднего заселения. Кроме этого, выявлена взаимосвязь между количеством, распространенностью ойконимов «перереселенческого» того или иного характера и национальным составом в Верхнем Приамурье.
181-188 44
Аннотация
Рассмотрена проблема взаимоотношений между церковью и государством, которая на нынешнем историческом этапе приобретает новые черты. В конкретном исследовании поставлена цель: определить степень влияния церковной политики государства на положение православных монастырей Тамбовского края в XVIII веке. Помимо этого, в качестве одной из основных задач ставилось раскрытие причин и этапов возникновения и распространения монастырей как в северной, так и южной части региона в процессе христианизации края. В связи с географическими условиями, которые непосредственно влияли на местоположение и особенности монастырского делания в регионе, дана объективная оценка и классификация обителей. Проанализированы общее и, в особенности, материальное состояние некоторых монастырей на рубеже XVII-XVIII столетий, предпринята попытка раскрыть причины упразднения многих из них в процессе секуляризации. Рассмотрены вопросы монастырского строительства, развития культуры и ремесел, состояние и динамика книжных фондов библиотек Козловского Троицкого мужского монастыря и Саровской пустыни. Освещена многогранная просветительская и административная деятельность епископа Феофила Раева в конце XVIII столетия. Таким образом, представлены общая оценка и последствия воздействия государственных реформ на состояние монастырей в регионе. Показаны наметившиеся перспективы и векторы дальнейшего развития монастырского делания в Тамбовском крае, положительные и отрицательные последствия которых будут реализованы в следующем столетии.
189-194 20
Аннотация
Рассмотрена многовековая проблема общественно-политической мысли России о ее цивилизационных взаимоотношениях с Западом в связи с их нынешним обострением. Акцентируется внимание на основных причинах расхождений, которые связаны с различием объективных факторов, формирующих цивилизационные типы, таких как географическое положение и климатические условия, религия, менталитет и др. Они, благоприятствуя западным цивилизациям, создают у них ошибочное представление о своем месте и роли в мире, о праве диктовать другим народам свои правила и условия. Логически неизбежная при этом абсолютизация западного видения мира оборачивается конфликтами и войнами. Утверждения российских мыслителей XIX-XX веков (Н.Я. Данилевский, евразийцы и др.) о месте и роли России в мире и приоритетах ее геополитики оказались пророческими. Проводится мысль о том, что относительно более гуманные и справедливые основы и принципы незападных цивилизационных типов более приемлемы для современных международных отношений.
195-202 32
Аннотация
Посвящено архитектурным, экономическим и социальным механизмам развития малого города как предмета исследования, находящегося на границе урбанизированной и рурализированной среды. Конец XIX - начало XX века - это период, который ознаменовался кардинальными преобразованиями в разных областях человеческой жизнедеятельности. Попытка переустройства сложившихся принципов организации общества с целью решения наиболее острых и актуальных на тот период проблем привела к изменениям в отношении архитектуры города и деревни. В начале XX века различия между понятиями «город» и «деревня» и, соответственно, расхождения в принципах устройства городского и деревенского поселения стали настолько значительными, что необходимость создания некоторого смежного инструмента градоустройства и социального расселения привела к созданию множества архитектурных и градостроительных концепций. Общей целью проектов стала всеобъемлющая реформация в отношении архитектурно-пространственных решений села и города в рамках высокого темпа развития индустриализации. Одной из важнейших предпосылок формирования новой концепции расселения страны 20-х гг. XX века стал такой социокультурный и архитектурно-пространственный феномен, как рабочие и фабричные поселки, формирование и развитие которых велось за счет благотворительности и активного участия предпринимателей конца XIX века.
203-208 52
Аннотация
Показана деятельность Владивостокского порта в период с 1905 по 1914 г., особое внимание уделено положению порта в условиях промышленного подъема, раскрыта деятельность особых совещаний и комиссий, вырабатывавших проекты развития порта и предложения по совершенствованию управления им. Проведен анализ взглядов таких исследователей, как В.П. Бянкин, А.И. Крушанов, Н.А. Беляева, Ю.Д. Филиппов, А.А. Илларионов, А.А. Гвоздарев, Г. Орленко и других авторов, которые исторически последовательно проследили этапы становления и развития отечественного мореплавания на Дальнем Востоке, показали задачи, которые решал морской транспорт в хозяйственном развитии и освоении российской окраины. По исследуемой теме на основе архивных документов обобщен новый материал, полученный из архивных документов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока и Государственного архива Приморского края, из которого видны изменения в управлении Владивостокским торговым портом, раскрыта деятельность особых совещаний и комиссий, вырабатывавших проекты развития порта и предложения по совершенствованию управления им. Дана общая характеристика проектов учреждения Владивостокского коммерческого порта, проанализирована нормативная база, регламентирующая порядок управления портом. Обращено внимание на противоречивость организации управления портом, порождавшую многочисленные межведомственные противоречия между Морским, Военным и гражданскими ведомствами. Сделан вывод о том, что Владивостокский торговый порт нуждается в модернизации объектов инфраструктуры и расширении подъездных путей в связи с увеличением грузооборота. Выделение государственных субсидий для поддержания регулярных рейсов пароходным обществам способствовало дальнейшему экономическому развитию отечественной промышленности на Дальнем Востоке и способствовало расширению морского судоходства в регионе.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
121-127 49
Аннотация
Рассмотрены вопросы сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся. Проанализированы основные подходы к определению понятия психологического здоровья. В контексте нашего исследования мы придерживаемся определения И.В. Дубровиной, рассматривающей психологическое здоровье как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом, и возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья также подтверждается федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Обобщены концепции психологического здоровья. Определено влияние методов педагогики на психологическое состояние обучающихся. Подчеркнуто, что от выбора методов обучения зависит психологическое состояние обучающегося и социальный климат класса. Проанализирована история создания тестов. Выделены основные типы тестов. Рассмотрены преимущества и недостатки использования тестов для контроля знаний обучающихся, их обучения и воспитания. Изучено влияние тестового контроля на психологическое состояние обучающихся и на формирование личностных качеств. Подробно раскрыты функции тестового контроля: дидактическая, воспитательная, диагностико-профилактическая и корректирующая. Предлагаются методы диагностики и коррекции, позволяющие минимизировать риски, связанные с некорректным использованием тестового контроля.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
145-152 42
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время культура рассматривается как определяющий фактор социально-экономических перемен и ресурсный потенциал региона, требующий подготовки кадров, владеющих передовыми инновационными методами и технологиями в сфере индустрии креативного досуга. Целью исследования было на основе анализа нормативно-правовых документов и научных исследований разработать классификацию видов индустрии креативного досуга, разработать и апробировать программы подготовки и переподготовки кадров для учреждений культурно-досуговой сферы г. Москва. В исследовании были использованы такие методы, как анализ нормативно-правовых документов, научных источников и педагогической практики, теоретическое проектирование. Выявлено противоречие между требованиями работодателя в сфере индустрии креативного досуга к качеству подготовки кадров в профильных вузах и недостаточным уровнем сформированности у них профессиональных компетенций, разработана классификация видов и форм креативного досуга, обоснована потребность в развитии педагогической теории и социально-культурной практики, выявлена необходимость в разработке и научно-методическом обеспечении системы подготовки кадров в условиях высшего профессионального образования, раскрыты научные предпосылки педагогического проектирования образовательных программ и требований к их созданию в системе высшего профессионального образования, в условиях института культуры и искусств Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». В процессе исследования конкретизированы понятия «индустрия досуга» и «индустрия креативного досуга», внедрение разрабатываемой образовательной системы обосновано взаимодействием вуза и предприятий индустрии креативного досуга, что является важным педагогическим условием развития как учреждений культуры, так и качественной профессиональной подготовки будущих кадров.
153-165 44
Аннотация
Анатолий Александрович Васильев - всемирно известный режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств России, реформатор российского театра рубежа XX-XXI веков, открывший новые пути сценического искусства. Рассмотрено новаторство экспериментальных поисков А.А. Васильева, сумевшего творчески развить метод, основанный на достижениях русской психологической школы, полученный в ГИТИСе из рук М.О. Кнебель, ученицы К.С. Станиславского. В созданном им уникальном авторском театре «Школа драматического искусства», не имеющем аналогов в мире, режиссер подверг исследованию и развил методику анализа пьесы и работы актера над ролью в психологическом театре. А.А. Васильев попытался разработать метод актерской техники в игровом театре. За период работы в Театре им. К.С. Станиславского, Театре на Таганке, в лаборатории «Школы драматического искусства» на материале пьес М. Горького, В.И. Славкина, Платона, Т. Манна, А.С. Пушкина и других он стремился преодолеть психологический театр, найти пути способа существования актера в игровом театре, воспитать актера, способного соединить в себе духовность и нравственность с особой техникой игры. А.А. Васильев в процессе постановки спектаклей по А.С. Пушкину открыл новый способ работы актера над ролью. Не погружение в предлагаемые обстоятельства роли и присвоение их, а присвоение мыслей автора и дистанционное отстранение персоны-актера от образа «персонажа» и установление игровых взаимоотношений между ними. В «Плаче Иеремии» В.И. Мартынова, «Иосифе и его братьях» Т. Манна режиссер пытался соединить религию и театр. Также идет речь о лабораториях, ведущих исследовательскую работу в театре «Школа драматического искусства», учениках и единомышленниках А.А. Васильева, продолжающих экспериментальную работу после его отъезда во Францию.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
102-110 47
Аннотация
В последнее время проблема поиска качественной информации становится особенно актуальной в связи с развитием средств массовых коммуникаций и наступлением «эпохи постправды». Однако в научной литературе эта тема разработана недостаточно, особенно в аспекте содержания высшего образования. Рассмотрены причины появления «ложных новостей», сформулировано понятие качества информации, предложена стратегия активного поиска качественной информации в научных и образовательных интернет-ресурсах. Приведены примеры, иллюстрирующие основные положения статьи. Проведенное исследование показало, что, несмотря на гигантский «информационный шум», в Интернете имеются научные и образовательные ресурсы, содержащие качественную информацию. Результаты исследования предлагается использовать в сфере образования, для обучения студентов методам поиска качественной информации.
111-120 63
Аннотация
Проведен анализ современной системы образования в области информационной безопасности в Российской Федерации, основывающийся на рассмотрении образовательных и профессиональных стандартов. Показано, что подготовка специалистов по защите информации включает в себя среднее профессиональное, высшее и дополнительное образование, реализуемое высшими учебными заведениями, профессиональными образовательными организациями, учебными центрами. Сделан вывод о том, что система образования в области информационной безопасности коррелирует с системой профессиональной деятельности по защите информации. Так, требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников средних и высших учебных заведений в области информационной безопасности в большей части совпадают с аналогичными требованиями к знаниям, умениям и навыкам сотрудников, чья профессиональная деятельность относится к группе занятий «Специалисты в области информационной безопасности». Обусловлены различия в знаниях, умениях навыках (трудовых действиях) выпускников и сотрудников на основе анализа стандартов. Проанализированы количественные показатели образовательных программ отечественных вузов. Обоснована востребованность моноуровневой системы в области информационной безопасности в связи со сложностью и многогранностью видов деятельности выпускников - будущих специалистов по защите информации. Детально рассмотрена содержательная компонента подготовки специалистов, сделаны выводы, что все направления подготовки ориентированы на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи обеспечения информационной безопасности с естественнонаучной, технической и правовой стороны гуманитарной составляющей.
ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
128-135 47
Аннотация
Рассмотрены вопросы эмоционального благополучия детей в среднем дошкольном возрасте, представлено описание эмпирического исследования по формированию эмоционального благополучия у детей пятого года жизни на занятиях художественно-эстетической деятельностью. Показана возможность успешного развития эмоциональной сферы детей, в том числе состояния эмоционального благополучия на занятиях музыкальной, изобразительной, театрально-игровой деятельностью. Основные показатели эмоционального благополучия: уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым, общий эмоциональный тонус, способность ребенка определять эмоциональное состояние другого человека, уровень сопереживания (сочувствия), который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане. В содержание занятий включаются задания на развитие эмоциональной экспрессии, формирование у детей опыта эмоционального реагирования в процессе ознакомления с азбукой выражения эмоций, реализация комплекса музыкальных пластико-пантоми-мических этюдов и эмоционально-сенсорных игр. Содержание занятий и культурно-досуговых мероприятий направлено на обогащение эмоционального опыта дошкольников, формирование положительного отношения к сверстникам, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие детско-родительских отношений. Проведенное исследование показало, что детская художественно-эстетическая деятельность является средством организации аффективной составляющей личности ребенка, важным условием его эмоционального благополучия и позитивного личностного развития.
136-144 63
Аннотация
Рассмотрена такая педагогическая проблема, как формирование универсальных учебных действий в системе начального образования. Раскрыты основы понятия «универсальные учебные действия». Значительное внимание уделено исследованиям отечественных ученых в области системно-деятельностного подхода к формированию универсальных учебных действий. Проанализированы основные подходы к формированию универсальных учебных действий, выявлена и обоснована необходимость формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Исследованы основные признаки личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, а также особенности их развития. Определены возможные пути развития и формирования универсальных учебных действий средствами учебного сотрудничества. Также проанализированы основные взаимодополняющие положения формирования универсальных учебных действий. Раскрыты этапы формирования у школьников начального образования универсальных учебных действий, аргументируется реализация проводимого процесса с точки зрения целесообразности предложенной системы. Рассмотрены исследования новообразований младшего школьного возраста. Особое внимание акцентировано на универсальных учебных действиях. Выделены и описаны характерные особенности новообразований, происходящих в данном возрастном периоде. Значительное место занимает характеристика основных новообразований младшего школьного возраста. Исследованы и обоснованы основные подходы к изучению вопросов формирования универсальных учебных действий младших школьников, определены блоки универсальных учебных действий: личностный, регулятивный и коммуникативный. Обосновано, что становлению и формированию универсальных учебных действий во многом способствует учебная деятельность школьников начального образования. Прослежено становление личности младшего школьника, начиная с первых этапов его развития. Предоставлено обоснование роли формирования умения «учиться» младшего школьника. Изложены различные взгляды на процесс становления универсальных учебных действий школьников младшего школьного возраста. Исследование представляет интерес для специалистов в области педагогики и психологии системы начального образования.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)