Том 23, № 177 (2018)
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
7-15 42
Аннотация
Необходимость поиска новых возможностей оптимизации обучения иностранным языкам обусловлена рядом особенностей современного образовательного процесса, его коммуникативной ориентированностью и культурной обусловленностью. Интеграция когнитивной лингвистики в структуру занятий по английскому языку отвечает требованиям и преподавания языка в его неразрывной связи с культурой соответствующей страны, и коммуникативно-ориентированного образования. Лингвокогнитивное направление в обучении позволяет успешно применять принципы и методы когнитивной науки для повышения эффективности преподавания иностранной лексики, что было доказано в ряде экспериментальных исследований. Рассмотрен один из важных аспектов обучения лексике - обучение отрицанию, выраженному в языке лексическими и фразеологическими средствами. Доказана значимость отрицания как неотъемлемой части коммуникативного акта, позволяющего выражать смыслы отсутствия, несоответствия, отрицательной оценки, коммуникативной реакции, а также важность всего широкого спектра языковых средств выражения отрицательных смыслов для успешной организации коммуникативно-ориентированного образования как фундаментального принципа построения современного обучения иностранным языкам. Обоснована возможность рассмотрения отрицания как культурно-обусловленной категории, имеющей значимость в структуре лингвокультурного обучения. Приведены доводы в пользу соответствия обучения отрицанию на лингвокогнитивной основе ряду критериев всестороннего и гармоничного построения образовательного процесса.
16-29 40
Аннотация
Проанализированы методы обучения иностранному юридическому языку, способы перевода юридических текстов, значимых для формирования переводческих умений и навыков обучающихся, а также сравнение лингвистических и национально-культурных аспектов немецких, испанских и российских юридических текстов. В качестве исследуемого материала использованы немецкий и испанский языки в сфере юриспруденции, национальные системы права, так как специализированный перевод требует предварительных (фоновых) знаний для правильного понимания юридического текста. Обучающийся юридическому испанскому/немецкому языку должен обладать языковыми компетенциями в объеме, позволяющем осуществить перевод максимально приближенный к оригиналу. Материалом исследования послужили уголовный и гражданский кодексы ФРГ и Испании, словари юридического немецкого и испанского языков, публикации периодической печати, лингвистические научные статьи и монографии. Необходимость исследования проблем обучения иностранному юридическому языку, перевода юридических текстов и сопутствующих им явлений на данном материале совершенно очевидна на общем современном фоне динамического развития межкультурной коммуникации. Специфика немецкого и испанского юридических языков, их структурные и семантические особенности, функционирование и приемы перевода юридического текста являются малоизученными, что определяет актуальность данной работы. В процессе исследования использованы описательный и сравнительный методы, метод лексикографического отбора, представленный в виде анализа немецких глаголов обладания, а также интерпретационный анализ юридического немецкого и испанского языков.
30-38 27
Аннотация
Рассмотрены основные тенденции обучения иностранному языку для профессионального общения в высшей школе студентов направления подготовки «Юриспруденция», влияние изучения на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, а также дифференциация на различные профили подготовки и их влияние на сферу будущей профессиональной деятельности. Выделение профилей обучения для студентов-юристов обусловливается как возможностям конкретно взятого высшего учебного заведения, так и потребностями региона в специалистах, обладающих фундаментальными знаниями в определенных сферах права. В большинстве вузов Российской Федерации в рамках направления подготовки «Юриспруденция» выделяют три профиля подготовки: государственно-правовой, уголовно-правовой и гражданско-правовой. В рамках модели интегрированного предметно-языкового обучения иностранному языку для профессионального общения предметное содержание обучения должно коррелировать с будущей профессиональной деятельностью обучающихся и профилем обучения. Анализ же современных основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по направлению подготовки «Юриспруденция» большинства вузов страны свидетельствует о том, что предметное содержание обучения иностранному языку является инвариантным для всех профилей обучения и не отражает специфики будущей профессиональной деятельности выпускников. Описана специфика обучения по каждому профилю в рамках направления подготовки «Юриспруденция», выделено предметное содержание обучения английскому языку студентов государственно-правового, гражданско-правового и уголовно-правового профилей обучения.
39-49 37
Аннотация
Корпусные технологии выступают одними из современных интернет-технологий, на основе которых можно развивать у студентов умения письменного иноязычного взаимодействия. Под корпусными технологиями предложено понимать различные типы массивов текстов, объединенных в единой электронной системе по конкретному типологическому признаку. В качестве наиболее распространенных типологических признаков выступают: тип языковых данных, разметка, язык, регистр, цель создания корпуса, хронологический признак, индексация, характер разметки, назначение корпуса, способ существования корпуса и разметка. На основе анализа методической литературы, посвященной использованию современных информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (блог-технологии, вики-технологии, подкасты, лингвистические корпусы, социальный сервис «Твиттер»), выделены дидактические свойства корпусных технологий. К ним относятся следующие: многоязычие, контекстность, динамичность, возможность осуществления поиска в корпусе по заданному шаблону, возможность выбора функциональных типов текстов в корпусе, сортировка результатов поиска и сетевой доступ. Каждому из дидактических свойств соответствует определенная методическая функция, учет которых необходим при выявлении и обосновании ряда психолого-педагогических условий, а также разработке методики обучения студентов письменному иноязычному взаимодействию на основе корпусных технологий.
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
59-69 66
Аннотация
Представлены технологии театротерапии в современной социальной реабилитации, раскрыты компоненты паратеатральной системы: игровая терапия; больничная клоунада; психодрама; психомелодрама; сатидрама; фигуративная психодрама; пессо-терапия; психогимнастика; «театр угнетенных»; форум-театр; «политический театр»; невидимый театр; театр воспоминаний; плейбэк-театр; театр артистов из бездомных или других незащищенных категорий; театр спорта. Отмечено, что театротерапия крайне актуальна для социальной реабилитации детей. Рассмотрены некоторые наиболее яркие достижения экспериментальных технологий театротерапии в различных странах: США (проект «Невидимые люди»); Греции; России (Проект «Инвизибл пипл», или «Люди-невидим-ки»; Всероссийский фестиваль особых театров «ПРОТЕАТР», проект «Нить Ариадны»; проект «Прикасаемые»; «Театр Простодушных»; «ARTель вдохновения»; «NeFoрмат»; «Говори свободно» (Л.В. Соловьева)). Указано, что посредством театротерапии происходит совершенствование навыков сознательного действия в условиях драматического произведения, стимулируются процессы самопознания в контексте развития эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер личности. Реализация технологий арт-терапии в современной практике социальной реабилитации крайне актуальна и востребована. Вот почему столь значимо теоретико-методическое обоснование становления и перспективных направлений развития указанных технологий, а также создания базы соответствующего информационно-методического обеспечения, учитывающего последние достижения медицинских и психолого-педагогических отраслей научных знаний. Также важны специализированные программы переподготовки и повышения квалификации работников социальной сферы, учитывающие инновационные наработки в области социальной реабилитации, в том числе технологиями театротерапии.
70-80 51
Аннотация
Дано определение сущности формирования правовой культуры подростка, которое понимается как целенаправленный, специально организованный, управляемый социально-педагоги-ческий процесс, обеспечивающий усвоение подростками правовых знаний, проявление нормативно-правовой позиции в социально-полезной деятельности. Рассмотрены факторы, влияющие на формирование правовой культуры современного подростка в обществе. К ведущим факторам, влияющим на правовую культуру подростка, отнесены единая общенациональная политика в области формирования правовой культуры («Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»), организация пространства для участия подростков в социально значимой деятельности и для реализации правового просвещения (на примере программы «Не оступись!»), социализирующий потенциал семьи в процессе правового просвещения, влияние на правовую культуру подростка СМИ, прежде всего, Интернета (методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети Интернет), правовое просвещение подростков в образовательном учреждении, привлечение новых субъектов, влияющих на формирование правовой культуры (межведомственное взаимодействие) (рассмотрено на примере деятельности Уполномоченного по правам ребенка и правовых клиник), влияние особенностей подросткового возраста.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
97-104 53
Аннотация
Рассмотрены аспекты адаптации к процессу обучения и физического воспитания курсантов-первокурсников. Обозначены проблемы и аспекты физиологической адаптации и показана ее связь с деятельностью сердечно-сосудистой системы организма курсантов-первокурсников. Показан основной фактор рассматриваемого нами процесса физиологической адаптации. Доказана актуальность исследования адаптационных механизмов деятельности организма курсантов-первокурс-ников во время начала их обучения в военном вузе. Доказана необходимость увеличения объема физической активности для более успешной адаптации курсантов-первокурсников к обучению в военном вузе. Отражены результаты воздействия продолжительных и регулярных физических нагрузок, совместимых с нормальной жизнедеятельностью организма, при которых у человека развиваются его адаптивные функциональные перестройки. Приводятся результаты исследования функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы курсантов-первокурсников для конкретизации индекса Робинсона (с целью количественной характеристики систолической работы сердца). Оценка данных показателей необходима для полноты определения адаптационных возможностей организма курсантов-первокурсников. Также отражены результаты исследования частоты сердечных сокращений, систолического артериального давления в покое. Все проведенные исследования направлены на определение эффективности реализации разработанной системы физического воспитания курсантов-первокурсников, направленной на совершенствование адаптационного потенциала их организма, для улучшения образовательного процесса в военном вузе.
105-111 42
Аннотация
Приведены данные эксперимента, направленные для развития скоростно-силовых качеств студентов Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, занимающихся рукопашным боем. Развитие скоростно-силовых качеств является неотъемлемой частью специальной подготовки спортсменов по рукопашному бою. Разработанная нами программа состоит из комплексов упражнений, направленных на развитие специфических скоростно-силовых качеств. Упражнения направлены на развитие мышц брюшного пресса, рук и ног. Занятия по программе проводились 3 раза в неделю в подготовительной части тренировки после хорошей разминки и занимали по продолжительности 15 минут. Анализ изменения уровня развития скоростно-силовых качеств бойцов в процессе педагогического эксперимента подтвердил положительное влияние используемых средств, методов и организационных форм. Положительные сдвиги в уровне развития скоростно-силовых качеств отражают возрастные влияния целенаправленного педагогического воздействия, о чем свидетельствуют более выраженные изменения показателей у бойцов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Таким образом, экспериментально подтверждено положительное влияние экспериментальной программы на результаты студентов, занимающихся рукопашным боем.
112-117 59
Аннотация
На современном этапе развития баскетбол как командная игра набирает все больше и больше поклонников. Баскетбол отличается большим количеством технических приемов, выполняемых в быстро меняющихся условиях. Данные обстоятельства подтверждают актуальность развития координационных способностей юных баскетболистов. Представлена методика развития координационных способностей баскетболистов, занимающихся на этапе начальной подготовки. Данная методика состоит из двух блоков: 1 - направлен на развитие ловкости рук; 2 - на правильную работу ног. Были выбраны четыре теста, показывающие уровень развития координационных способностей. Тесты проводились в начале и в конце эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. Данные статистической обработки результатов показали, что в трех тестах результаты экспериментальной группы достоверно выше. Лишь в одном тесте достоверность результатов не подтвердилась. Таким образом, проведенное исследование доказывает, что внедрение в учебно-тренировочный процесс упражнений на развитие ловкости рук и правильной работы ног позволяет существенно повысить уровень развития координационных способностей и требует доработки упражнений, способствующих развитию точности попаданий бросков со средней дистанции.
118-128 37
Аннотация
С подписанием конвенции ООН «О правах инвалидов» отношение государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью кардинальным образом начало меняться в лучшую сторону. В этой связи был принят ряд нормативно-правовых актов, в том числе государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 гг., целью которых является создание условий, способствующих интеграции лиц с ОВЗ в общество и повышению уровня и качества их жизни. Одним из перспективных инструментов профессиональной адаптации и социальной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью являются средства адаптивной физической культуры в процессе получения ими профессионального образования, которые, однако, в настоящее время не получили достаточного развития и требуют дальнейшего изучения. Целью нашего исследования было изучение показателей, характеризующих эффективность процесса адаптивного физического воспитания лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе регионального инклюзивного средне-профессионального образования. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной эффективности работы в данном направлении, что требует разработки целенаправленных научно-обоснованных мероприятий по повышению двигательной активности лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установлено, что показатель количества лиц с ОВЗ и инвалидностью с высокой двигательной активностью складывается под положительным влиянием показателя количества спортивных секций в учреждении, количества спортивных мероприятий с совместным участием как студентов без отклонений в состоянии здоровья, так и лиц с ОВЗ внутри учреждения, на муниципальном и региональном уровне, уровня финансирования. Полученные формулы прогноза возможно применить для расчета прогнозируемого количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью, при увеличении того или иного показателя на определенное количество пунктов. Установленные показатели необходимо использовать для разработки мероприятий по развитию процесса адаптивного физического воспитания в системе регионального инклюзивного средне-профессионального образования.
129-136 40
Аннотация
Хореография в спорте давно утвердилась как средство специализированной подготовки спортсменов, помогающее сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными, зрелищными. Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Среди множества форм эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В настоящее время с появлением и развитием у нас в стране и за рубежом фитнеса появилось большое количество современных танцевальных направлений, которые привлекают подростков. Одним из таких направлений является хип-хоп. Хип-хоп танцы - это объединяющий термин для нескольких танцевальных стилей и направлений. Большинство опрошенных нами тренеров отмечают, что гимнастки подросткового возраста без особого энтузиазма относятся к занятиям классической хореографией, и это, в свою очередь, подтверждается мнением самих гимнасток. А также 90 % опрошенных нами тренеров и хореографов не отрицают тот факт, что применение танцевальных элементов в стиле хип-хоп в хореографической подготовке юных гимнасток существенно повысит интерес к занятиям хореографией и расширит объем их двигательных навыков. Подростковый возраст обычно характеризуется как «критический период детства». Подросткам свойственна повышенная критичность, и в связи с этим может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. Им становится крайне важным выделиться из толпы, выразить свою индивидуальность и самым распространенным способом для этого становятся различные виды современных танцев.
137-144 52
Аннотация
Восстановительное лечение после инсульта является важным звеном в реабилитации больных и направлено на: повышение общего тонуса организма; выработку активных движений путем растормаживания; предупреждение патологических состояний: стойких двигательных расстройств, контрактур и анкилозов; борьбу с повышением мышечного тонуса и синкинезиями; профилактику осложнений в связи с вынужденной гиподинамией; выявление, восстановление и компенсацию двигательных навыков. Изучение проявления двигательных нарушений больных, перенесших геморрагический инсульт, позволяет сделать вывод, что ранняя вертикализация и занятия на вертикализаторе “Irigo” позволяют: активировать работу сердечно-сосудистой системы; задают интенсивную афферентную связь, которая стимулирует способность нервных клеток «переучиваться» и в определенной степени брать на себя обязанности погибших, компенсировать их бездействие; снижают риск вторичных осложнений. На основании теоретического анализа литературных источников и результатов, полученных после проведения диагностических тестов, нами была разработана методика занятий физической реабилитацией с применением инновационных средств и методов для мужчин 55-60 лет после перенесенного геморрагического инсульта на амбулаторном этапе. Для оценки эффективности разработанной методики реабилитации мужчин после перенесенного геморрагического инсульта мы посчитали целесообразным использовать следующие тесты функционального и двигательного состояния: пробу Штанге, ортостатическую пробу, упрощенную пробу Ромберга, гониометрии локтевого сустава, тест «Расстояние, пройденное за 1 минуту», тест «Доска с фигурками».
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
151-158 36
Аннотация
В пореформенный период отечественной истории вопрос материального обеспечения приходского духовенства являлся одним из наиболее обсуждаемых. Со страниц светской и церковной периодической печати священнослужители и видные общественные деятели заявляли о том, что финансовое положение причтов нуждалось в улучшении. Основной источник содержания клириков - требоисполнение - отличался нестабильностью и приводил к частым конфликтам между священнослужителями и мирянами. Но, несмотря на все сложности в материальном обеспечении служащих клириков, положение заштатного духовенства современниками оценивалось как бедственное и критическое. Уволенные со службы по болезни или возрасту клирики, а также вдовы и сироты духовных лиц не имели никаких источников заработка и могли рассчитывать либо на помощь своих близких, либо на деятельность епархиальных попечительств о бедных духовного звания. На основе архивных материалов и опубликованных источников рассмотрена деятельность епархиальных попечительств Центрального Черноземья по материальному обеспечению представителей духовного сословия во второй половине XIX - начале XX века. Сделан вывод о том, что епархиальные попечительства не располагали достаточными средствами для оказания ощутимой поддержки заштатным клирикам, вдовам и сиротам. Однако ввиду крайне тяжелого материального положения бедных причтов даже самые незначительные пожертвования с радостью принимались священно- и церковнослужителями.
159-164 40
Аннотация
Железные дороги явились важным объединяющим фактором в системе хозяйства государства в середине XIX века, обеспечивая связь и единство путей сообщения как отдельных регионов Центрально-Черноземного района, так и всей России. Железнодорожный транспорт представлял собой систему, влияющую на экономику и на уровень жизни, здоровья, культуру, образование. Так, к примеру, для реализации социальных и культурных функций железнодорожное ведомство создавало сеть учреждений, развивая социально-культурную инфраструктуру. Процесс модернизации общества посредством создания быстрой и надежной транспортной связи затронул не только центр, но и периферию России. Со второй половины XIX века в российском обществе меняются представления о провинции. Именно железные дороги несли «новую жизнь» рыночных отношений в самые отдаленные деревни и захолустные города, некоторые из которых теперь получали шанс стать железнодорожными станциями.
165-172 43
Аннотация
Изучена одна из наиболее специфических форм работы по внедрению центров политического и культурного просвещения для сплочения крестьянских масс, не связанная напрямую с методами администрирования и командования. Проанализированы этапы, организация и средства по осуществлению советской кампании по усилению центров политического просвещения и культурного уровня в сплочении крестьянских масс, проводившейся в 1920-1927-е гг. Сопоставлена просветительская работа в центрах политического просвещения с идеологическими аспектами, что позволяет проследить динамику взаимодействия советской власти с населением губернии в формировании и сплочении крестьянских масс вокруг советской власти. Изложено правовое становление центров политического просвещения на территории Курской губернии. В годы социалистического строительства Советом Народных Комиссаров был принят декрет «О проведении культурно-просветительной работы в деревне», главной целью которого было привлечение как можно большего числа трудящегося населения страны, которое было наделено избирательным правом. Молодому только образованному Советскому государству требовались подкованные люди в сфере культурно-политического просвещения, чтобы создать новую структуру управления на местах. К тому же возникала необходимость в квалифицированных кадрах на производстве, которые могли донести информацию до масс. Данный материал разъясняет основные предпосылки центров культурного и политического строительства, определяет основные задачи пролетариата в области культурного и политического воспитания в поднятии культурного уровня масс. Рассмотрено, какова роль центров массово-политической работы в улучшении деятельности политического просвещения, что способствовало в управлении государством, приобщая к политической жизни страны в решении важнейших социальных вопросов жизни деревни.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
173-179 37
Аннотация
Санкционный режим вокруг КНДР в связи с ее ракетно-ядерной деятельностью складывался в течение последних полутора десятилетий. В результате осуществления решений Совета Безопасности ООН страна оказалась выключена из мировой финансовой системы, военное сотрудничество с ней запрещено, введены чувствительные отраслевые санкции на экспорт и импорт, перекрыты основные каналы получения Пхеньяном иностранной валюты. Кроме того, США, Республика Корея и Япония параллельно вводили и односторонние ограничения. В первой половине 2018 г. наметилась возможность урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова, поэтому представляется интересным оценить эффективность санкций. Проанализированы проблемы, связанные с реализацией ограничительных мер в отношении Северной Кореи, а также описаны способы, к которым руководство страны прибегает для их обхода. Среди них - строительство автаркичной хозяйственной системы, прямое игнорирование требований Совета Безопасности ООН, введение в заблуждение партнеров, промышленный шпионаж, эксплуатирование особенностей глобального рынка и дипломатическая работа. Данные меры позволяют КНДР не только поддерживать и развивать экономику, но и продолжать ракетно-ядерную программу. Какой бы ни была дальнейшая судьба урегулирования ядерной проблемы, очевидно, что санкции не являются эффективным инструментом ее решения ни с политической, ни с технологической точки зрения, и им на смену должен прийти полноценный политический диалог.
К 100-ЛЕТИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТАМБОВЩИНЕ
180-188 49
Аннотация
Рассмотрен малоизученный аспект истории региональной культуры - связь выдающихся деятелей отечественного библиотечного дела с Тамбовским краем. Часть из них связана с регионом местом рождения, часть - местом жизни и деятельности, некоторые - через своих учеников. Более подробно рассмотрены первые две из названных категорий: даны биографические данные персон, охарактеризован их вклад в развитие отечественной культуры, в частности библиотечного дела. Особо освещено влияние столичных ученых на становление и развитие библиотечного образования на тамбовской земле и формирование библиотековедческого научно-исследовательского направления в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина. Хронологически охвачены досоветский, советский и постсоветский периоды истории отечественной культуры. Всего проанализирована деятельность 16 теоретиков и практиков библиотечного дела и библиографии.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
81-89 32
Аннотация
Отражена специфика организации педагогической практики в вузах культуры и искусств, где основополагающими элементами структуры организационно-педагогического процесса являются методологические подходы, формирующие систему организации педагогической практики в области хореографического искусства. Раскрыта сущность синергетического, системного, кибернетического, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного, инновационного подходов, а также приведены важнейшие принципы, условия и формы педагогической практики в вузах культуры и искусств, ее функционирование, развитие и взаимодействие на основе методологических подходов. Представлены организационные условия прохождения педагогической практики при обучении в вузе, связанные с формированием профессионально-образовательной среды в рамках реализации педагогической практики в области культуры и искусств, которые предоставляют возможность всесторонне развить творческий потенциал специалистов в сфере хореографии. Предложена авторская концепция прохождения педагогической практики в целях индивидуального освоения программ каждым обучающимся. Также представлены возможности для переосмысления целей, задач, принципов, содержания, методик, средств и организационных форм процесса прохождения педагогической практики согласно требованиям современного соцзаказа и концепции модернизации образовательной системы в России.
90-96 52
Аннотация
Проанализирован потенциал технологий социально-культурной деятельности, используемых в практике студенческих научных обществ, которые направлены на максимальную активизацию аудитории и обеспечение многостороннего взаимодействия участников дискуссионных программ. Рассмотрен опыт реализации комплексных социально-культурных мероприятий, стимулирующих всестороннее развитие молодых исследователей, к которым отнесены панельные дискуссии и научные баттлы (научные стендапы). Формат научного стендапа или научного баттла (Science Slam) представляет собой особого рода научную конференцию, проходящую в формате вечеринки, в рамках которой молодые представители различных отраслей науки соревнуются в остроумной и увлекательной подаче информации о достигнутых результатах. Формат панельной дискуссии предполагает высказывание нескольких экспертов, которые излагают разные точки зрения на обсуждаемый предмет, после чего модератор предлагает остальным присутствующим задавать вопросы выступающим. Панельная дискуссия подразумевает обмен мнениями по заданной теме, а также получение ответов со стороны экспертов на интересующие аудиторию вопросы. Панельные мероприятия могут сопровождаться развлекательными эпизодами и неформальным общением аудитории. Формат Science Slam выполняет не только развлекательную миссию, в рамках этого интеллектуального шоу молодые ученые выходят к микрофону, стараются сделать свои выступления не только информативными и емкими, но и забавными, провокационными, запоминающимися и эмоциональными. В силу особенностей разных форматов открываются широкие возможности для использования театрализованных форм организации научной дискуссии, проявления индивидуальной инициативы и творчества.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
145-150 47
Аннотация
Проанализированы подходы к изучению одаренности в современной реальности. Представлен авторский проект «Центр поддержки одаренных детей» Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, охарактеризован системный подход к организации работы с одаренными школьниками в условиях университетской образовательной среды. Рассмотрена проблема комплексного выявления одаренности у школьников. Проанализированы результаты эмпирического исследования связи самооценки креативности с ее фактическим проявлением, полученные при помощи тестов проб, данные корреляционного анализа связи результатов тестов проб креативности и интеллекта. Показаны возможности множественного регрессионного анализа для вклада параметров интеллекта в формирование уровня креативности. Проанализированы педагогические возможности разработанных технологий поддержки школьников, имеющих мотивацию и определенные достижения. Сделан акцент на выборе и подготовке наставников, работающих с одаренными школьниками.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
50-58 64
Аннотация
Обсуждается проблема проектирования системы методов обучения информатике в условиях динамики внешней информационной среды. Обоснована необходимость привлечения технологии, которая позволяет оперативно производить отбор методов организации учебно-познава-тельной деятельности студентов за счет автоматизации обработки базы, содержащей большие массивы данных об имеющихся общих, специальных и частно-дидактических методах и их функциональной пригодности. Задача решена с использованием формализованных методов. Выявлены факторы, влияющие на отбор системы методов обучения. Разработан алгоритм проектирования системы методов обучения в соответствии с необходимыми ограничениями, отражающими систему факторов, определяющих комплекс эффективных методов для изучения дидактических единиц и модулей содержания дисциплины. Разработанный алгоритм реализован в виде программного комплекса. Данный комплекс является средством поддержки принятия решения выбора системы методов обучения информатике и позволяет педагогу осуществлять обоснованный отбор наиболее эффективных методов обучения в автоматическом или автоматизированном режимах с учетом личных предпочтений. Универсальность комплекса состоит в возможности модификации базы данных в соответствии со спецификой конкретных учебных дисциплин, что делает возможным его использование в системе образования.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)