Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 30, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

299-320 9
Аннотация

Актуальность. На младших курсах уровень владения иностранным языком студентов лингвистических направлений, обучающихся в одной группе, часто неодинаков из-за различий в их подготовке в период обучения в школе. Выбор оптимального способа обучения студентов в разноуровневых группах лингвистических направлений необходим для повышения качества их языковой подготовки. Это представляется актуальным, поскольку иностранный язык будет являться инструментом их профессиональной деятельности в будущем. Эта актуальность определяет цель исследования, состоящую в сравнении способов выравнивания уровня студентов, обучающихся в разноуровневых группах.

Материалы и методы. Рассмотрены научные труды, посвященные проблемам работы в разноуровневых группах, использованию онлайн-ресурсов при обучении иностранным языкам, а также совместной учебно-познавательной деятельности студентов. На занятиях по практике иностранного языка проводился эксперимент, в котором участвовало 63 человека, с целью сравнения двух способов выравнивающего обучения: с помощью онлайн-ресурсов и посредством групповой работы с применением наставничества. В контрольной группе в течение эксперимента студенты индивидуально выполняли домашние задания по трем аспектам практики иностранного языка (монологической речи, чтению и грамматике), которые проверялись на аудиторном занятии во фронтальном режиме. В экспериментальной группе № 1 те же самые домашние задания выполнялись на дистанционной платформе в малых группах под руководством студента-наставника. В экспериментальной группе № 2 студенты выполняли домашние задания с применением онлайн-ресурсов, соответствующих их уровню языковой подготовки.

Результаты исследования. При сравнении результатов диагностического и финального занятий оказалось, что групповая организация с применением наставничества способствует более эффективному усвоению материала при выравнивающем обучении студентов лингвистических направлений. Суммарный показатель в ЭГ № 1, в которой задания выполнялись в командах, вырос на 14,7 % больше, чем в КГ, где единые для всех задания выполнялись индивидуально и проверялись во фронтальном режиме, и на 8,6 % больше, чем в ЭГ № 2, где студенты автономно выполняли индивидуализированные задания. Это объясняется тем, что при работе в малых группах каждый учащийся имеет возможность посвятить больше времени совершенствованию своих языковых навыков, поскольку повышается егостепень вовлеченности в выполнение задания. Подготовка домашних заданий с применением индивидуализированных онлайн-ресурсов способствовала выравнивающему обучению в меньшей мере, чем групповая работа. Результаты финального занятия иллюстрируют, что в ЭГ № 1 наблюдается наименьший разрыв (13 баллов) между максимальным и минимальным показателями. Это указывает на то, что групповая работа и наставничество в наибольшей степени помогают преодолеть разрыв между уровнями подготовки отдельных учащихся. В ЭГ № 2 разрыв между максимальным и минимальным показателями был намного значительнее и составлял 24 балла. Настолько значительное различие объясняется тем, что студенты с недостаточным уровнем владения иностранным языком автономно выполняли задание, не имея возможности совершенствовать свои иноязычные навыки в процессе общения с другими учащимися.

Выводы. Результаты эксперимента позволяют прийти к выводу, что наилучшим способом выравнивающего обучения является комбинирование использования онлайн-ресурсов с работой в малых командах с применением наставничества.

321-335 5
Аннотация

Актуальность. Развитие ключевых контекстуальных, кросс-контекстуальных и экзистенциональных компетенций сотрудников, к которым относятся цифровая и презентационная компетенции, обеспечивает качество человеческого капитала. Цель исследования – изучение возможностей ИИ для формирования презентационной компетенции взрослых с разным уровнем владения иностранным языком, анализ данных о реальном опыте применения студентами приложений ИИ.

Материалы и методы. Использовались общенаучные и специальные методы: наблюдение, формализованный анкетный опрос с вопросами открытого и закрытого типов, сравнительный анализ, экспертное оценивание.

Результаты исследования. Доказано, что использование ИИ обеспечивает положительную статистически значимую динамику развития презентационной компетенции студентов с разным уровнем владения ИЯ по сравнению с контрольной группой в когнитивном (базовый уровень Δx̄ = 1,9; ΔМо = 2; средний – Δx̄ = 1,6; ΔМо = 2; продвинутый уровень Δx̄ = 1,5; ΔМо = 2) и коммуникативном компонентах (базовый уровень Δx̄ = 1,3; ΔМо = 1; средний и подвинутый уровни Δx̄ = 0,8; ΔМо = 1). Вместе с тем ни в экспериментальной, ни в контрольной группах не было выявлено значимого прироста в динамике развития цифрового компонента среди студентов всех трех уровней владения ИЯ. Выявлены основные функции, достоинства и недостатки ИИ для создания презентаций в субъективном оценивании обучающихся. Установлена необходимость дальнейшего развития критического мышления студентов, особенно со средним и базовым уровнем владения иностранным языком.

Выводы. Сформулированы выводы об эффективности применения ИИ для формирования иноязычной презентационной компетенции. Дальнейшее исследование нацелено на разработку интегрированного подхода к обучению ИЯ в вузе с применением ИИ с учетом выявленных ограничений.

336-351 65
Аннотация

Актуальность. Современный этап технологического развития общества характеризуется интенсивной интеграцией технологий искусственного интеллекта (ИИ) в профессиональные сферы. Технические решения на базе ИИ позволяют автоматизировать некоторые рутинные процессы и высвободить время для решения человеком других более важных и сложных вопросов. Постепенно взаимодействие специалистов с инструментами ИИ для решения профессиональных задач становится повседневной практикой. В этой связи подготовка квалифицированных кадров в вузе к реалиям сегодняшнего дня невозможна без интеграции в процесс обучения студентов профессионально ориентированных инструментов ИИ. Юриспруденция выступает одной из сфер деятельности, в которой современные технологии ИИ способны взять на себя решение многих профессиональных задач. Вместе с тем системная интеграция технических решений на основе ИИ в процесс подготовки студентов-юристов в вузе невозможна без комплексного изучения всей палитры инструментов ИИ и их профессионально ориентированного потенциала. Цель исследования – разработать матрицу технических решений на базе ИИ, используемых в профессиональной подготовке будущих юристов.

Материалы и методы. Исследование проводилось на основе метода экспертной оценки. Это позволило авторам: а) выделить перечень профессиональных задач, решаемых юристами в сфере профессиональной деятельности; б) на основе выделенных задач разработать матрицу технических решений на базе ИИ, используемых в профессиональной подготовке будущих юристов. Материалами выступили научные работы по педагогике, методике обучения иностранным языкам и профильным дисциплинам, опубликованные в научных журналах, индексируемых в МНБ (Scopus и Web of Science), а также входящие в перечень ВАК РФ (К1, К2), ФГОС ВО по направлению подготовки «Юриспруденция». В качестве практических материалов были использованы широко распространенные среди действующих юристов инструменты ИИ, используемые ими в профессиональной деятельности для решения профессиональных задач.

Результаты исследования. Разработана матрица технических решений на базе ИИ, используемых в профессиональной подготовке будущих юристов. Матрица представлена по двенадцати профессиональным задачам, решаемым юристами в ходе своей профессиональ-ной деятельности. В качестве основных и наиболее доступных для преподавателей профильных дисциплин технических решений на базе ИИ, способных помочь юристам в решении профессиональных задач, выступают следующие инструменты: Legal AI, Legal Document Generator и DocZilla AI используются для составления договоров (аренды, куплипродажи, трудовых соглашений и т. п.), DocZilla AI и Genie AI – для анализа и сравнения редакций документов, Mistral AI и LexisNexis – для проверки документов на ошибки и противоречия, ROSS Intelligence и WestLaw – для поиска релевантных судебных решений и анализа прецедентов, TrademarkVision и PatentPal – для поиска сходных товарных знаков, Perplexity AI – для анализа лицензионных соглашений, Legalese Decoder, ChatGPT, YandexGPT, GigaChat и DeepSeek – для упрощения юридических терминов для клиентов (коллег, студентов), Canva и MidJourney – для визуализации процессов (например, судебных заседаний), LegalAI и Jasper AI – для консультации по юридическим вопросам, Perplexity AI, ChatGPT, YandexGPT, GigaChat и DeepSeek – для математических расчетов (налогов, страховых выплат и т. п.), MidJourney – для создания изображений подозреваемых, Legalese Decoder и Mistral AI – для проведения экспертиз (почерковедческих, баллистических и т. п.).

Выводы. Новизна исследования состоит в разработке матрицы технических решений на базе ИИ, используемых в профессиональной подготовке будущих юристов. Перспективность проведенного исследования заключается в разработке поэтапных методик обучения аспектам профильных дисциплин на основе практики студентов с конкретными техническими решениями на базе ИИ.

352-363 5
Аннотация

Актуальность. Существует много инструментов искусственного интеллекта (ИИ), которые могут использоваться при обучении студентов иностранному языку, включая формирование их лексической компетенции. Однако формирование профессионального тезауруса студентов неязыковых специальностей посредством участия в иноязычной практике на профессиональные темы с ИИ не выступало предметом отдельного исследования. Цель исследования – разработка пошаговой технологии формирования профессионального тезауруса студентов аграрного вуза посредством практики с инструментами ИИ и проверка ее эффективности в экспериментальном обучении.

Материалы и методы. Площадкой эксперимента выступило ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I». В обучении приняли участие магистранты направления подготовки 35.04.04 – «Агрономия». Участники контрольной группы (КГ) (N = 15) обучались по традиционной методике обучения на основе элементов предметно-языкового интегрированного обучения и иностранного языка для специальных целей. Участники экспериментальной группы (ЭГ) (N = 15) в дополнении к традиционной методике обучения участвовали в практике профессионального иноязычного общения с веб-приложением PolyBuzz. Статистический анализ результатов обучения проводился на основе метода t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования. Эксперимент доказал эффективность пошаговой технологии формирования профессионального тезауруса у студентов аграрного вуза с использованием внеаудиторной практики с веб-приложением PolyBuzz (t = 2,25 при p ≤ 0,05).

Выводы. Новизна работы состоит разработке пошаговой технологии формирования профессионального тезауруса у студентов аграрного вуза с использованием внеаудиторной практики с веб-приложением PolyBuzz. Перспективы проведенного исследования состоят в дальнейшем изучении лингводидактического и методического потенциала конкретных инструментов ИИ в профессиональной подготовке студентов аграрного вуза.

364-375 8
Аннотация

Актуальность. Современная академическая среда предъявляет высокие требования к магистрантам, в том числе к владению английским языком как инструментом научного общения, публикаций и взаимодействия с международным сообществом. Однако традиционные методы изучения языка, основанные на заучивании правил и лексики, часто оказываются неэффективными для взрослых обучающихся, чьи когнитивные и эмоциональные особенности требуют иного подхода. В этом контексте метод Шехтера, основанный на эмоционально-смысловом подходе, представляет собой перспективный инструмент для обучения магистрантов английскому языку. Цель исследования – определение эффективности применения метода Шехтера в обучении взрослых английскому языку.

Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, сопоставительный анализ подходов к обучению взрослых, статистическая обработка полученных данных позволили сделать вывод об эффективности и результативности эмоционально-смыслового подхода.

Результаты исследования. Выявлено, что в процессе обучения магистрантов английскому языку по методу Шехтера необходимо активно вовлекать обучающихся в образовательный процесс, опираясь на их опыт и уже имеющиеся навыки и умения. Определено, что задания на развитие навыков диалогической речи должны включать в себя эмоциональный компонент и иметь практическую направленность, что позволит сделать их обучение осмысленным и мотивированным. Предложен проект занятий для магистрантов направлений подготовки 43.04.03 «Гостиничное дело», организованных в виде интенсивных циклов, проводимых в три этапа.

Выводы. Эмоционально-смысловой подход в образовательной практике подготовки магистрантов представляет собой интегрированный метод обучения взрослых, учитывающий их психосоциальные характеристики и опирающийся на ключевые принципы андрагогики. Благодаря сочетанию когнитивных и эмоциональных компонентов образовательного процесса данный подход способствует преодолению психологических барьеров, характерных для взрослых обучающихся, а акцент на значимости и практическом применении обучения создает условия для осмысленного и эффективного использования языка в реальных жизненных ситуациях, тем самым повышая результативность и мотивацию образовательной деятельности.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

376-394 10
Аннотация

Актуальность. Современное образование претерпевает трансформации из-за стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и массового перехода к дистанционным формам обучения. Данный переход сопряжен с проблемой низкой вовлеченности учащихся, что требует обновления педагогических методик и поиска инновационных динамических форм взаимодействия с учебным материалом. Игровые паттерны – перспективные инструменты повышения вовлеченности в учебный процесс. Несмотря на положительную динамику, эмпирические исследования, подтверждающие эффективность игровых паттернов, ограничены. Цель исследования – изучить влияние игровых паттернов на академические результаты онлайн-обучения, определить факторы, обеспечивающие успех применения игровых паттернов, и разработать практические рекомендации, гармонично сочетающие развлекательные формы подачи учебного материала с достижением значимых образовательных целей.

Методы исследования. Предложена оригинальная методика анализа влияния игровых паттернов на успеваемость учащихся, основанная на применении корреляционного и регрессионного анализа. Экспериментальная проверка методики проводилась на реальных учебных данных студентов Пензенского государственного университета.

Результаты исследования. Апробация научного исследования проводилась в форме эксперимента по сравнению учебных достижений двух групп обучающихся: экспериментальной, осваивающей учебную дисциплину в онлайн-формате с использованием игровых паттернов, и контрольной, изучающей тот же предмет в онлайн-формате без внедрения указанных элементов. В качестве участников эксперимента были привлечены студенты третьего курса Пензенского государственного университета, обучающиеся по направлению подготовки бакалавров 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника». Для обеспечения высокого уровня достоверности и качества эксперимента был проведен расчет необходимого количества участников исследования. Исходные параметры включали уровень значимости α = 0,05, мощность: 1 – β = 0,80 и ожидаемый эффект: d = 0,50. Расчеты показали, что минимально допустимое количество участников каждой группе должно составлять 42 человека. Учитывая возможные потери испытуемых из-за несоблюдения условий эксперимента, общее количество участников было увеличено на 10 %, что привело к итоговому числу – 92 человека. Все учащиеся прошли предварительное электронное тестирование, направленное на оценку их первоначального уровня знаний. По результатам тестирования учащиеся были равномерно распределены таким образом, чтобы обе группы обладали приблизительно одинаковым уровнем подготовки.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют об эффективности внедрения игровых паттернов в процесс онлайн-обучения, подчеркивая их положительное влияние на академическую успеваемость учащихся, а также на развитие важных компетенций, таких как самостоятельность и инициативность учащихся. Проведенное исследование представляет интерес для специалистов в области проектирования электронных образовательных ресурсов, преподавателей и методистов, занимающихся вопросами повышения качества онлайнобучения посредством инновационных подходов.

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

395-409 5
Аннотация

Актуальность. В условиях цифровизации образования учащиеся и родители сталкиваются с дефицитом структурированной, достоверной и оперативной информации при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. На основе данных анкетирования, тестирования и анализа пользовательской обратной связи доказано, что чат-бот значительно повышает доступность информации, снижает уровень стресса и улучшает качество подготовки. Цель исследования – оценить эффективность внедрения чат-бота как цифрового помощника для родителей и учащихся Тамбовской области.

Методы исследования. Использовался комплексный подход, сочетающий количественные и качественные методы для оценки эффективности чат-бота: анкетирование целевой аудитории, анализ существующих образовательных ресурсов, разработка чат-бота, эмпирическое исследование и статистическая обработка данных.

Результаты исследования. Чат-бот продемонстрировал высокую эффективность в устранении основных трудностей, выявленных на этапе анкетирования. Увеличилось доверие к информации от чат-бота, так как он использует исключительно официальные источники (ФИПИ, Рособрнадзор). Результаты тестирования чат-бота показали, что 91,2 % учащихся 9 классов и 93,8 % 11 классов отмечают успешность выполнения запросов. Индекс NPS составляет 74–78 %, что свидетельствует о готовности рекомендовать сервис.

Выводы. Внедрение чат-бота как цифрового образовательного помощника для родителей и учащихся Тамбовской области является перспективным направлением в развитии региональной системы образования. Тщательная оценка эффективности этого инструмента позволила не только подтвердить его полезность, но и выявить пути для дальнейшего совершенствования, делая подготовку к ЕГЭ и ОГЭ более доступной.

410-423 103
Аннотация

Актуальность. Рассмотрена проблематика конфликтов, возникающих при проведении Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ) и других олимпиад, между участниками и экспертами жюри. Цель исследования – анализ видов апелляции, которые возникли в интеллектуальных состязаниях, в рамках взаимодействия школьников и апелляционных комиссий.

Материалы и методы. Методология исследования строится на качественных и количественных методах, среди которых выделим, соответственно, 1) анализ научной литературы, контент-анализ комплектов контрольно-измерительных материалов, проведение полуструктурированных интервью с московскими школьниками-олимпиадниками (20 человек); 2) опрос педагогов-наставников из различных регионов Российской Федерации (105 человек) для выявления их отношения к оспаривающим процедурам.

Результаты исследования. Было выявлено, что основные виды апелляции в современном состязательном дискурсе – техническая, передвигающая, дополняющая, интерпретирующая, замещающая. Данные виды подробно описаны, к каждому предложены рекомендации участникам и их наставникам. Вскрыты основные причины апелляционного поведения школьников: некомпетентность авторов заданий, некачественная проверка, недостаточная апробация, уникальные варианты решения заданий. Результаты анкетирования наставников показали настороженное отношение респондентов к практикам апелляции. Так, 54 % учителей склонны избегать конфликтные ситуации, даже если их воспитанники вовлечены в дискуссию с жюри. 9 % респондентов указывают, что их учащиеся получили снижение баллов, 77 % не смогли достичь никакого эффекта в диалоге с жюри, и только 14 % учителей достигли положительного результата. 68 % участников опроса отмечают негативный настрой жюри, в равных долях респонденты указывают, по их мнению, на дисперсию в оценивании либо в целом на субъективные практики и отсутствие лояльности.

Выводы. Теоретическая значимость преломляется в возможности дальнейших исследований и обогащения отечественной педагогической мысли. На практическом уровне полученные результаты, с одной стороны, позволяют конкурсантам более эффективно готовиться к процедуре апелляции, понимая ее виды и внутренние сложности, с другой стороны, могут быть использованы государственными операторами интеллектуальных состязаний для реформирования данного института.

424-431 5
Аннотация

Актуальность. Проанализировано содержание понятия «театрализованная деятельность» с опорой на базовые положения школьной театральной педагогики, разработанные О.А. Антоновой. Актуальность осуществления подобного анализа обусловлена терминоведческой проблемой: сформулированные варианты понятий «театрализованная деятельность» в теории дошкольного образования относятся к разряду формальных понятий, фиксирующих наиболее общие отличительные и несистематизированные его признаки. Цель исследования – формулировка рабочего определения понятия «театрализованная деятельность».

Материалы и методы. Дефинирована «театрализованная деятельность» как понятие содержательное, опираясь на восемь аспектов школьной театральной педагогики, позволяющих эффективно выстроить как игровую часть театрализованной деятельности, организационно-педагогическую и синтетико-технологическую. В связи с этим ведущими методами исследования являются теорминологический анализ, метод обобщения, а также дистрибутивный анализ как один из терминоведческих методов.

Результаты исследования. С опорой на базовые положения школьной театральной педагогики доказано, что объем содержания понятия «театрализованная деятельность» гораздо шире, нежели представление о «театрализации», за счет субъект-субъектного компонента – совместного творчества педагога-режиссера и играющего ребенка.

Выводы. Театрализованная деятельность предполагает создание школьного спектакля с соблюдением определенных законов театра, поэтапной работы, адаптированной к специфике школьного образования.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

432-440 5
Аннотация

Актуальность. Бадминтон как средство адаптивного физического воспитания обладает значительным потенциалом в развития координационных способностей. При этом в процессе обучения двигательным действиям в бадминтоне подростков с интеллектуальными нарушениями педагоги часто не обращают внимания и не учитывают особенности двигательной асимметрии рук. Проблема исследования обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения двигательным действиям в бадминтоне с учетом двигательных предпочтений у подростков 12–13 лет. В настоящее время исследований, посвященных проблеме обучения игре в бадминтон подростков с подобного рода отклонениями в состоянии здоровья с учетом особенностей двигательной асимметрии рук, не проводилось. Цель исследования – экспериментально проверить эффективность методики обучения двигательным действиям с ракеткой в бадминтоне подростков с легкой степенью умственной отсталости как доминантной, так и недоминантной рукой.

Материалы и методы. Основой для разработки экспериментальной методики стали данные анализа научно-методической литературы, результаты наблюдений, данные видеоанализа движений и диагностики двигательных предпочтений рук у 108 подростков, содержания программ адаптивного физического воспитания 8 коррекционных школ Ивановской области. Педагогический эксперимент проводился с подростками 12–13 лет (20 человек) на базе коррекционной школы-интерната г. Шуя. Методика была реализована в течение учебного года, на секционных занятиях по бадминтону (3 раза в неделю). Объем упражнений, выполняемых недоминантной рукой, варьировался от 15 до 25 % времени на каждом занятии. Упражнения разработанной методики выполнялись с использованием двигательных действий ракеткой как с воздушными шариками разного размера, так и с воланчиком. Результаты педагогического эксперимента обрабатывались с применением t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования. Согласно результатам педагогического эксперимента, у подростков экспериментальной группы показатели выполнения технических приемов: «высокая подача с попаданием волана в заданную зону»; «жонглирование воланом»; «подача волана снизу с попаданием в подвешенный на высоте обруч» – стали достоверно выше, чем у подростков из контрольной группы (p < 0,05).

Выводы. Применение специальной методики выполнения упражнений с бадминтонной ракеткой недоминирующей рукой в объеме от 15 до 25 % на секционных занятиях с подростками с легкой степенью умственной отсталости способствует повышению качества выполнения ими технических приемов в бадминтоне.

441-449 4
Аннотация

Актуальность. Повышение не только продолжительности жизни, но и снижение проявлений заболеваний мочеполовой системы у мужчин 50–60 лет является одной из важных задач системы здравоохранения, учитывая повышение пенсионного возраста данной категории населения. Применение природосообразных средств в системе оздоровительной физической культуры может снизить развитие заболеваний мочеполовой системы. Особое внимание уделяется снижению уровня развития заболеваний предстательной железы, в том числе рака. Возможность применения различных программ, технологий и средств оздоровительной физической культуры в системе занятий мужчин 50–60 лет, имеющих риски развития заболеваний мочеполовой системы, по нашему мнению, будет содействовать повышению показателей уродинамики, улучшению кровообращения мышц тазового дна и нормализации показателей простатических симптомов. Цель исследования – разработка технологии занятий оздоровительной физической культуры для мужчин 50–60 лет, имеющих риски развития заболеваний мочеполовой системы.

Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы по теме исследования, педагогические наблюдения за оздоровительно-тренировочным процессом мужчин 50–60 лет, метод контрольных испытаний, инструментальный метод урофлоуметрия, сравнительный педагогический ксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования. Эффект от внедрения в технологию занятий разнонаправленных упражнений, в том числе и на тренажерах, выражается в достоверно более высоких приростах функциональных показателей работы сердечно-сосудистой системы и показателей уродинамики у мужчин 50–60 лет, имеющих риски возникновения заболеваний мочеполовой системы. Определено место дыхательных упражнений, упражнений кардионаправленности и силовых, в том числе на тренажерах, повышая качество жизни мужчин 50–60 лет, имеющих риски развития заболеваний мочеполовой системы.

Выводы. Доказана ффективность применения технологии оздоровительной физической культуры для мужчин 50–60 лет, имеющих риски развития мочеполовой системы.

450-461 4
Аннотация

Актуальность. Проблема эффективности содержательного наполнения занятий со студентами, относящимися к специальной медицинской группе, остро стоит в вузовской среде. Она связана, прежде всего, с наличием различных заболеваний у данной категории студенческой молодежи и необходимостью использования универсальной оздоровительной технологии, корректно реализуемой среди участников специальных медицинских групп, имеющих различные диагнозы и степень заболеваемости. Актуальность данного исследования связана с необходимостью получения экспериментальных данных о динамике функциональных показателей организма студентов с ОВЗ в ходе реализации технологии развития потенциала здоровья исследуемого контингента. Цель исследования – определение динамики состояний ресурсного компонента потенциала здоровья студентов специальной медицинской группы по окончании формирующего этапа педагогического эксперимента, реализующего технологию развития потенциала здоровья студенток с ОВЗ средствами восточных оздоровительных методик, аквагимнастики и различных видов оздоровительной ходьбы.

Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; функциональные пробы. Использовались следующие расчетные показатели: коэффициент выносливости по Л.И. Мызникову; коэффициент эффективности кровообращения; индекс эффективности кровообращения по Г.К. Хомякову, Л.Г. Цукер; индекс Робинсона; индекс Кердо. В исследовании приняли участие 34 студента Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, имеющие отклонения в состоянии здоровья.

Результаты исследования. Эффективность технологии развития потенциала здоровья студентов с ОВЗ с использованием средств восточных оздоровительных методик, аквагимнастики и различных видов оздоровительной ходьбы подтверждена показателями, свидетельствующими о снижении средних значений частоты сердечных сокращений, систолического, диастолического и пульсового давления соответственно в каждой исследуемой группе; ростом ЖЕЛ у студентов всех групп заболеваний, а также на основании положительной динамики показателей ортостатической пробы достоверно выявлено влияние физкультурнооздоровительных занятий на улучшение качества функциональной реактивности регуляторных механизмов гемодинамики вегетативной нервной системы студентов, принявших участие в эксперименте.

Выводы. Результаты исследования позволили получить экспериментальное обоснование содержательной части разработанной технологии, а методы математической статистики – статистически аргументировать результаты применения технологии развития потенциала здоровья студентов с ОВЗ, занимающихся в специальных медицинских группах.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

462-478 7
Аннотация

Актуальность. Развитие образовательной сферы независимо от исторической эпохи является востребованным направлением социальной модернизации. Трансформируются формы и методы образования, ширится научное знание, изменяясь в условиях общественного прогресса, совершенствуется деятельность по материальному, техническому, политическому обеспечению образовательного процесса. В этой связи систематизация и анализ выработанной практики являются постоянными необходимыми составляющими прогресса в образовательной сфере. Цель исследования – определить и охарактеризовать фактические направления деятельности городского самоуправления по развитию народного образования в уездных центрах Тамбовской губернии во второй половине XIX – начале XX века.

Материалы и методы. Источниковую базу исследования составили материалы фондов Российского государственного исторического архива и Государственного архива Тамбовской области. Статистические выкладки подготовлены на основе Обзоров Тамбовской губернии. Нормативные механизмы определены в соответствии с высочайше утвержденными положениями, узаконениями и распоряжениями правительства в сфере образования и самоуправления. Методологическую основу исследования составили: общенаучный метод анализа, статистический метод, системный подход, а также принципы объективности и историзма.

Результаты исследования. Фактическая деятельность городов по развитию народного образования была разноплановой и занимала важное положение в муниципальной политике. Среди основных направлений можно выделить: открытие новых и модернизацию действующих образовательных организаций; организацию пособий на содержание учебных заведений; решение текущих материальных проблем учеников, педагогов и административных работников; организацию благотворительных инициатив городских сообществ и отдельных меценатов; наконец, взаимодействие с земствами и Министерством народного просвещения в целях совершенствования системы образования на местах.

Выводы. Деятельность городского самоуправления по развитию народного образования отличалась активной созидательной позицией представителей городского сообщества. Муниципалитеты не могли прямо участвовать во внутриорганизационных механизмах, однако стремились создать благоприятные условия для развития сферы образования, не ограничиваясь соблюдением формальных обязательств. Многообразие фактических функций само управления и плодотворное взаимодействие с обществом, правительственными органами и церковью обеспечили качественное развитие системы образования в губернии и выработали позитивный опыт сотрудничества.

479-492 5
Аннотация

Актуальность. Интерес к теме исследования обусловлен необходимостью изучения адаптации военных элит России и Германии к вызовам модернизации на рубеже XIX–XX веков через призму их повседневных практик, ценностных ориентаций и социального состава. Цель исследования – провести сравнительный анализ этих аспектов, выявив их влияние на кризис традиционных моделей армии.

Методы исследования. В основе исследования лежит компаративный анализ статистики, мемуаров и современных работ с применением междисциплинарных методов: сравнительно-исторического, количественного, качественного (контент-анализ, case-study), институционального и социокультурного подходов.

Результаты исследования. Показано, что российская военная элита, сохраняя архаичные черты, страдала от социальных противоречий и непрофессионализма, тогда как германская, будучи меритократической, оказалась подвержена технократическому догматизму. Досуговые практики отражали ключевые различия: статусный гедонизм и сословные традиции в России против дисциплины и профессионального прагматизма в Германии.

Выводы. Подчеркнуто, что обе модели, несмотря на различия, оказались уязвимыми: российская – из-за отрыва от общества, германская – из-за замкнутости на узкопрофессиональных задачах. Исследование вносит вклад в военно-историческую антропологию и теорию элит, предлагая модель анализа взаимосвязи повседневности и институциональных кризисов.

493-502 5
Аннотация

Актуальность. Рассмотрена идея отмирания права в правоведческих и политических спорах первых послереволюционных лет. Дискуссия, связанная с этим вопросом, определила послереволюционную идеологию в нашей стране и оказала серьезное влияние и на теорию государства и права, и на становление советских органов юстиции. Кроме марксистских корней этой концепции, рассмотрена отечественная традиция, не только марксистская. Поставлена проблема – насколько серьезно относились идеологи 1917–1922 гг. к идее «отмирания права» и приоритета «революционной целесообразности» или видели в первой далекую перспективу. Этот вопрос затрагивает разные аспекты и стороны исторической науки.

Материалы и методы. Исследование проведено на основании оригинальных архивных и открытых источников. Методологической основой исследования стали принципы объективности и историзма, рассматривающие исторические процессы в развитии и взаимосвязи. Также использованы ретроспективный и сравнительный методы исторического исследования.

Результаты исследования. Подвергнуты анализу разные аспекты и направления официального советского правоведения революционных и первых послереволюционных лет, носителями которых были П.И. Стучка, Д.И. Курский, Н.В. Крыленко, А.Г. Гойхбарг и др., а также их идейных предшественников. Показана многолетняя традиция, связанная не только с революционным движением, в которой мы видим элементы «правового нигилизма». Раскрыта суть самых острых дискуссий в этом контексте. Показаны причины свертывания идеи «отмирания права» после завершения Гражданской войны и роль В.И. Ленина в этом процессе. Рассмотрены альтернативные пути развития правовых органов в РСФСР в годы Гражданской войны и после нее, во время реформы 1922 г.

Выводы. Идеологию, возобладавшую по отношению к праву в 1917–1922 гг., нельзя воспринимать в изоляции от истории русской и мировой мысли. Эволюция отношения к юстиции после Гражданской войны (в том числе – постепенное преодоление правового нигилизма) привела к восстановлению и усилению элементов стабильного права и централизованного государства.

503-511 3
Аннотация

Актуальность. На основе современных достижений историографии и с привлечением новых архивных материалов систематизированы и расширены научные знания по этой теме. Особое внимание уделено изучению путей повышения эффективности в деятельности колхозов в 1920-е гг. Цель исследования – изучить ключевые проблемы развития коллективных хозяйств в период нэпа.

Материалы и методы. Использовались как общенаучные, так и специальные исторические методы. В частности, применялись сравнительно-исторический, историко-системный методы. Использовалась теория модернизации. Привлечены материалы Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Липецкой области.

Результаты исследования. Современная историография по тематике развития коллективных хозяйств в период нэпа представлена широким набором исследований, в том числе и региональными работами. Обобщение опубликованных научных трудов и расширение изучаемой темы за счет новых архивных материалов позволило более глубоко изучить вопрос становления колхозов, исходя из сложностей развития, которые вставали на их пути.

Выводы. В ходе новой экономической политики коллективные хозяйства сохраняли целый комплекс проблем на пути своего становления, что ограничивало потенциал их развития. В это же время в российской деревне постепенно увеличивалось количество производительных товариществ по совместной обработке земли, коммун, артелей, в том числе и образцовых. Особое место в ходе рационализации производства занимали внедрение новаций, механизация труда, эффективное землеустройство, углубление разделения туда. Наряду с объективными экономическими факторами хозяйственного возрождения колхозов на их развитие оказывали влияние общественно-политическая и экономическая стабилизации после завершения Гражданской войны.

512-526 4
Аннотация

Актуальность. Такое явление, как белая эмиграция, объективно практически не исследовалось в отечественной историографии. Обосновать несостоятельность догмы о непримиримости классовых интересов в вопросах сохранения единого российского государства, положившей начало тенденциозному подбору информации о белой эмиграции в советский период истории. Показать мозаичную картину нашего исторического прошлого и пагубность классовой оценки конкретной личности. Цель исследования – выявить настроения белой эмиграции к проводимой политике японского правительства в отношении советского государства.

Материалы и методы. Выявленные документы Центрального архива Службы внешней разведки РФ, Российского государственного военного архива, Государственного архива РФ, весьма различные по своему происхождению, содержанию и характеру, дают достаточно полное представление о настроениях белой эмиграции на Дальнем Востоке. В основу анализа документов положен общецивилизационный подход, уделяющий большое внимание социально-культурным явлениям и субъективному фактору в исследовании конкретноисторической ситуации.

Результаты исследования. Значительная часть белой эмиграции отрицательно относилась к планам развязывания войны против СССР и захвата советских территорий Японией. Доказательством этого вывода может служить безуспешность японских спецслужб вовлечь широкие слои белой эмиграции в широкомасштабную войну против СССР.

Выводы. Выявленные архивные документы показывают несломленный внутренний стержень патриотизма значительной части белой эмиграции на Дальнем Востоке к проводимой Японией политике в отношении советского государства. Белая эмиграция не желала ни территориальных уступок Японии, ни экономического ослабления России.

527-540 3
Аннотация

Актуальность. Многогранный, сложный образ Аркаима, который включает в себя археологический, исторический, мистический, туристический аспекты, формировался на протяжении более 37 лет. С 1987 г. по настоящее время археологический памятник привлекает внимание средств массовой коммуникации, научных исследователей, представителей власти. Цель исследования – рассмотреть образ Аркаима как элемент символического капитала Челябинской области в текстах средств массовой коммуникации, начиная с 1987 г. по настоящее время, в исторической перспективе и с точки зрения эволюции средств массовой коммуникации.

Материалы и методы. Рассмотрена эволюция образа Аркаима в текстах средств массовой коммуникации в исторической перспективе и с точки зрения их эволюции. Были проанализированы материалы средств массовой информации, начиная с 1987 г., в общем объеме более 1000 единиц и результаты анкетирования посетителей музея-заповедника, проведенного в 2023 и 2024 гг. Основными методами исследования выступили сравнительно-исторический метод, тематический анализ и опрос.

Результаты исследования. Для удобства рассмотрения материал разделен на три периода: 1) 1987–1997 гг., когда велась борьба за спасение археологического памятника от затопления и строился его образ, именно в этот период вокруг Аркаима складываются мистические и антинаучные мифы; 2) 1997–2007 гг., когда велся поиск идентичности Аркаима; 3) 2007 г. – настоящее время, когда Аркаим функционирует в рамках туристического центра, привлекающего внимание как любителей научного туризма, мистических и духовных практик, ученых-исследователей, так и представителей власти. Исторически данные периоды соответствуют переломным моментам в истории России, рассмотрено, как именно исторический фон повлиял на складывание образа Аркаима. С точки зрения развития средств массовой коммуникации выделенные периоды соответствуют расцвету «традиционных» СМИ (теле-, радио- и печатные СМИ), во втором периоде им на смену приходят интернет-СМИ, а в третьем периоде их сменяют социальные медиа. В результате кардинальной смены вида и формы коммуникации меняется и формат развития образа Аркаима как элемента символического капитала Челябинской области.

Выводы. Формирование символического капитала Аркаима прошло три ключевых этапа, отражающих как исторические трансформации в России, так и эволюцию медиа – от борьбы за сохранение памятника до его мифологизации и современного позиционирования как туристического и духовного центра. Выявлен дисбаланс между официальным научно-историческим образом Аркаима в СМИ и его восприятием аудиторией как «места силы», что требует гибридных медиастратегий, сочетающих фактологию и культурные смыслы. Аркаим обладает потенциалом для включения в национальную идею России, однако его дальнейшее развитие зависит от согласования научного, духовного и туристического дискурсов при сохранении аутентичности.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

541-564 3
Аннотация

Актуальность. С конца 1990-х гг. автономные части унитарного Соединенного Королевства начали заявлять о собственных интересах на международной арене. Внешние сношения Северной Ирландии и Уэльса любопытны не только с точки зрения теории парадипломатии; после выхода Великобритании из Европейского союза Северная Ирландия оказалась пограничным регионом, что привело к росту ее международных контактов, а также к изменениям ее саморепрезентации и политики Лондона в отношении этой автономии. Проведен сравнительный анализ международной деятельности двух автономных частей Великобритании. Благодаря происходящему с начала XXI века процессу деволюции власти Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии получили некоторые права на управление своими территориями, а также начали развивать свои внешние связи. Рассмотрены сходства и различия подходов Северной Ирландии и Уэльса к их международной деятельности.

Материалы и методы. Источниковой базой послужили сайты правительств Северной Ирландии и Уэльса, программные документы, касающиеся их внешних связей, материалы прессы. Методология исследования базируется на сравнительном анализе и изучении документов. Использованы различные теоретические концепции парадипломатии и система критериев измерения международной деятельности регионов А.С. Кузнецова.

Результаты исследования. Показано, что в проведении своей международной деятельности Уэльс и Северная Ирландия ставят перед собой разные цели, используют различные подходы, сотрудничают с разными партнерами. Разнятся также их оценки деятельности национального внешнеполитического ведомства по защите интересов автономных частей Соединенного Королевства.

Выводы. Северная Ирландия и Уэльс обладают сходным набором компетенций, сходными интересами и возможностями в области развития своих внешних связей и сходным набором правительственных и вневедомственных инструментов для их реализации. Подход Уэльса можно назвать более современным, поскольку его власти делают упор на продвижение региона на мировой арене при помощи новых технологий. При этом Уэльс более склонен к диверсификации своих международных контактов, а Северная Ирландия, по естественным причинам, тяготеет больше к своему южному соседу.

565-576 7
Аннотация

Актуальность. Цель исследования – роль и классификация глобалистских и национальноориентированных элит с уточнением аспектов общего и особенного.

Методы исследования. Исследование основано на применении методов элитистского подхода в сочетании с элементами цивилизационной парадигмы, междисциплинарного подхода с его системными и общенаучными методами.

Результаты исследования. Отстаивание элитами национальны интересов – это то, что определяет их компетентность/профессионализм внутри страны и на международной арене. На текущем этапе переустройства миропорядка совокупное качество национально-ориентированных элит таково, что «переизбранному» президенту США придется с ними и считаться, и соперничать. Республиканское ядро его группы – реалисты и при атакующей позиции учитывают интересы мировых держав. Исходным шагом сближения является достижение мира на Украине, углубление переговорного процесса по его установлению. Россия в нем представлена жизненно важными приоритетами своей позиции, а Америка, скорее, новым «миротворческим» ликом Д. Трампа, чем общей линией истеблишмента.

Выводы. Кризисные явления, углубив асимметрию власти, характером действий элит, их взаимоотношениями усложняют динамику переустройства миропорядка. В связи с этим важно понимать смыслы и изменения в классификации ведущих игроков в системе отношений внутри стран и на международной арене. По праву влияния на процессы переустройства мира, политические элиты современности следует классифицировать на глобалистские и национально-ориентированные властные группы. Главным критерием выступает содержательная направленность национальных интересов, связанная с суверенитетом и стилем поведения государства как базовых процедур определения политического курса и методов его осуществления. Вызовом времени для них является достижение деэскалации военных действий на Украине, исходящей из оценки угроз и модели диалога. Выработка предпосылок к нему – ключевая задача элит на сегодня. Причем диалога стратегического, в организационно-ролевой структуре которого «здесь и сейчас» больше ментальной необходимости, чем оснований к компромиссам.

РЕЦЕНЗИЯ

577-580 4
Аннотация

Актуальность. Научная востребованность публикации связана с необходимостью постоянно подчеркивать важного изучения художественной литературы как ценного исторического источника.

Материалы и методы. Историографическим источником явилась монография известного специалиста по истории России XIX века, профессора Липецкого государственного университета А.Н. Долгих. Методом подготовки рецензии стал анализ монографии с точки зрения ее места в современной исторической науке.

Результаты исследования. Главным результатом работы стало представление научной исторической общественности значимости монографии по вопросам отражения проблемы крепостного права в художественного литературе.

Выводы. Монография А.Н. Долгих, несомненно, является крупным вкладом в историческую науку. Вместе с тем в ней имеются спорные вопросы, которые требуют дальнейшего обсуждения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)