Том 22, № 4 (2017)
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
59-65 27
Аннотация
Рассмотрен вопрос переосмысления организации учебной деятельности при интеграции информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Рассмотрен процесс становления и развития мобильного обучения в диахроническом аспекте, прослеживая его связь с концепцией личностно-ориентированной методики преподавания. Приведен анализ дидактического потенциала применения смарт-устройств в совокупности с личностно-ориентированным подходом. Ссылаясь на ряд ведущих ученых и аналитиков в области методики преподавания, выделены и проанализированы основные подходы преподавания в период с 1970-х гг. по настоящее время. Эвристический метод, конструктивизм, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход детально рассмотрены с точки зрения связи настоящих подходов с применением ИКТ. Сделан вывод о том, что наиболее эффективным в настоящее время может являться личностно-ориентированный метод. Основными преимуществами личностно-ориентированного подхода выбраны: 1) автономность и персонализация; 2) оценивание; 3) творческий потенциал; 4) планирование; 5) сотрудничество; 6) обучение через всю жизнь. Приведены примеры различных ИКТ, способствующих успешной реализации названных принципов. Подробно раскрыт дидактический потенциал как мобильного, так и компьютерного обучения. Остро поставлен вопрос о трудностях, связанных с внедрением ИКТ в процесс преподавания, обозначены основные проблемы методологического и психологического характера. Намечены основные задачи, стоящие перед педагогическим сообществом по решению вышеупомянутых проблем и осуществлению актуальных образовательных подходов и концепций.
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
7-13 43
Аннотация
Изменение правового законодательства в сфере социальной защиты населения заставляет специалистов находить новые формы и методы социальной работы с людьми пожилого возраста с учетом их основных потребностей. В конкретном случае рассмотрена взаимопомощь как одно из направлений развития и укрепления функционального регулятора сообщества пожилых людей по принципу «равный-равному». Конструирование путей решения проблемы активизации пожилых людей видно через создание добровольного сообщества пожилых людей, имеющих потребности в оказании безвозмездной помощи нуждающимся, включение их в трудовую деятельность. Данное видение выступает в роли цели-ценности, которые регулируют область деятельности пожилого человека. Помощь, взаимопомощь - общепризнанные ценности, они являются социальной нормой в обществе. Социальные правила лежат в основе коллективного поведения и предопределяют переход от неорганизованного к организованному поведению. Включение активных пенсионеров в геронтовлонтерство требует профессионального подхода к их подготовке. Приход в данное сообщество еще не означал, что пенсионер может быть готов к исполнению роли геронтоволонтера. Он может поддерживать идеи данного сообщества, но функционально не готов к ведению конкретных действий. По нашему мнению, готовность к геронтоволонтерской деятельности - это наличие личностных качеств, обусловливающих эффективную деятельность геронтоволонтерства, мотивационно-ценностного отношения к осуществляемой деятельности, наличие устойчивых знаний о функциях геротоволонтера, формах и методах работы геронтоволонтера на профессиональном уровне, умение выявлять и решать проблемы подопечных, наличие коммуникативных навыков. Готовность к геронтоволонтерской деятельности должна выражаться через проявление определенных критериев и показателей профессионализма. Активизация пожилого населения посредством геронтоволонтерства имеет двойной эффект: с одной стороны, активные пенсионеры вовлекаются в решение социальных проблем общества, с другой - все больше пожилых людей и инвалидов получат поддержку. Таким образом, реализация современной законодательной базы будет более эффективной, если в решение проблем субъекта социальной политики государства включить самого субъекта.
14-21 36
Аннотация
Рассмотрен вопрос формирования у старшеклассников ценностного отношения к родительству средствами социального воспитания. Предложено выведенное в ходе анализа научной литературы определение понятия формирования ценностного отношения к родительству как направления социального воспитания старшеклассников. На основе проведенного исследования, основанного на идеях ювенологического, аксиологического и средового подходов, выведены следующие основные направления работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе с целью формирования у них ценностного отношения к родительству средствами социального воспитания: формирование установки к неконфликтному поведению, установки на здоровый образ жизни, информирование о видах чувств и способах их выражения, формирование умения слушать, чтобы лучше понять свою вторую половину (супруга), детей, значимых других людей, ответственного поведения будущих родителей по отношению к своей семье. Формирование навыков рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи, осознания родительского единства себя и своего брачного партнера, включая потребность в родительском единстве, информирование и формирование навыков умения применить основные нормативно-правовые акты, регламентирующие брачно-семейные отношения и пр. Таким образом, мероприятия приоритетных направлений работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе должны быть направлены на решение основных проблем современных семей: экономических, жилищных, психолого-педагогических проблем, проблемы занятости, физического здоровья, неоднозначного отношения общества к феномену многодетства, информационной проблемы и т. д. Результаты исследования по формированию ценностного отношения к родительству старшеклассников показали, что в обществе назрела необходимость в разработке и реализации авторских программ по формированию ценностного отношения к родительству как направлении социального воспитания старшеклассников, в реализации которых необходимо учитывать также готовность воспитателя реализовать ценностное отношение к партнеру (к ученику) в ходе общения с ним, что помогает создать доверительные отношения между участниками программы и педагогом и повышает эффективность результатов взаимодействия в целом. В рассматриваемом направлении проблема малоизучена и требует дальнейших исследований.
22-29 38
Аннотация
Рассмотрена проблема создания системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровне дошкольного и начального общего образования в условиях преемственности требований ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ посредством педагогического проектирования. Описан первоначальный этап - моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС, результатом которого является модель. Модель системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ФГОС основана на целостности структурных компонентов (целевого, организационно-содержательного, результативно-критериального). Все компоненты подробно раскрыты с позиции взаимозависимости и взаимовлияния. Модель содержит описание основных направлений социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровне дошкольного и начального общего образования, реализуемого в региональных и муниципальных центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС) и общеобразовательных организациях, а также педагогических условий, способствующих эффективности реализации модели.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
74-80 63
Аннотация
Проведен анализ процесса появления новых видов спорта в мировом масштабе. Основными методами исследования являются анализ и обобщение данных специальной литературы и электронных баз данных, индукция, дедукция, культурологический подход. Проанализировано 87 источников. Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального университета и Преднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко в 2016-2017 гг. Целью исследования была попытка выявить основные способы и признаки возникновения новых видов спорта, в отличие от существующих традиционных видов спорта. В ходе исследования было установлено, что среди типичных способов появления видов спорта в последние годы выделяются такие, как реализация оригинальной авторской идеи физического совершенствования, дифференциация версий традиционного вида спорта, миграция зарубежного спорта, интеграция традиционных видов спорта, международная популяризация народной спортивной традиции в международных масштабах, формирование экстремальной физической культуры, внедрение новых технологий в спорт. В результате проведенного исследования определены относительные критерии выделения «новых» видов спорта, реализована попытка классифицировать некоторые группы видов спорта, появившиеся за последние десятилетия. Фактически сделан прогноз на дальнейшее развитие не только тех видов спорта, которые уже появились и активно прогрессируют в мире, но также сделано предположение о возникновении новых еще непознанных способов возникновения видов спорта, главной причиной которых будут новые человеческие потребности. Проведенное исследование направлено на привлечение внимания специалистов к проблеме растущего противоречия между традиционным восприятием ценностей физической культуры и развивающимися новациями в спорте.
81-86 38
Аннотация
Сфера спорта в настоящее время характеризуется интенсивным развитием и ростом спортивных достижений. Растущий уровень спортивных результатов, рациональное использование времени занимающихся спортом требуют поиска новых средств и методов, направленных на совершенствование и повышение эффективности тренировочного процесса. В тренировочном процессе выделяются характерные черты управляемой системы, которые влияют на правильность и своевременность принятия оптимальных решений. Наиболее эффективен режим упреждающего управления с прогнозированием хода развития ведущих функций организма. Информация, получаемая в процессе тренировок и соревнований, позволяет объективно контролировать процесс развития индивидуальных характеристик, на которые направлен тренировочный процесс. Изучение спортивной тренировки не должно ограничиваться только педагогическими исследованиями. Оно требует включения в систему спортивной тренировки знаний биологической сущности живой материи с присущими ей закономерностями развития целого организма при влиянии комплекса тренирующих воздействий. Такой подход подразумевает применение теории систем для исследования и объяснения сложных объектов. Однако до сих пор системный подход не использовался в полной мере в исследованиях теории и методики скоростного бега на коньках. Это обусловлено тем, что в конькобежном спорте выделяются и изучаются лишь те стороны, которые легче поддаются формализации и исследование которых допускает использование аппарата и методов того или иного раздела спортивной подготовки. Такого подхода недостаточно для понимания всей сложности спортивной тренировки в конькобежном спорте - это и повлияло на выбор темы нашего исследования.
87-96 58
Аннотация
Рассмотрены основные характеристики моделирования в спортивной тренировке. В теории и методике спорта выделяют две основные группы моделей, необходимые для оптимизации процесса управления спортивной тренировкой. В первую группу входят модели: 1) отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и макроцикла; 2) крупных структурных образований тренировочного процесса - этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов подготовки; 3) тренировочных этапов, мезо- и микроциклов; 4) тренировочных занятий и их частей; 5) отдельных тренировочных упражнений и их комплексов. Во вторую группу входят модели: 1) характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена; 2) характеризующие структуру соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата; 3) отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства. Алгоритм процесса моделирования предполагает выполнение определенных действий: изучение вопросов, для решения которых могут быть использованы модели, выяснение путей их применения и возможные ограничения; определение степени детализации модели (число параметров, включаемых в модель, характер связи между ними и виды управляющих воздействий на систему); определение продолжительности времени моделирования, достаточного для того, чтобы успели проявиться все характерные признаки данного явления. Следовательно, при разработке моделей нужно иметь четкое представление о сложности моделируемых объектов, явлений и процессов, структурной и функциональной взаимосвязи моделей, относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, необходимости преимущественно количественного выражения основных характеристик моделей. Разрабатывая модельные характеристики подготовленности и соревновательной деятельности, надо ориентироваться на показатели, характеризующие сформированность соответствующих качеств и способностей, подлежащих целенаправленному воздействию тренировочными и соревновательными средствами. Разрабатывая модельные характеристики подготовленности и соревновательной деятельности, желательно выражать их количественные характеристики, конкретизировать применительно не только к виду спорта и его отдельным дисциплинам, но и к конкретному спортсмену. Также необходимо предусмотреть возможность использования нескольких вариантов моделирования отдельных параметров различных структурных образований тренировочного процесса или в зависимости от состояния организма спортсмена в различных стадиях соревновательной деятельности.
97-101 25
Аннотация
Рассмотрены вопросы классификации и статистических данных детской и подростковой заболеваемости системы кровообращения. Рассмотрены статистические данные по наличию заболеваний сердечно-сосудистой системы в исследуемом регионе и стране в целом. Приведены данные Института профилактики Минздрава РФ по врожденной и приобретенной детской заболеваемости. Приведены данные детской заболеваемости болезнями системы кровообращения в Тульской области вообще и подростковой сердечно-сосудистой патологии кадет Тульского суворовского училища с разделением по конкретным нозологическим группам: малые аномалии развития сердца, пороки сердца, функциональные изменения сердечно-сосудистой системы, нейро-циркуляторная дистония. Отражена структура врожденных пороков сердца детей и подростков Тульской области за 2015-2016 гг. Доказано, что одной из ведущих причин детской заболеваемости является сердечно-сосудистая патология. Доказана необходимость разработки новых экспериментально обоснованных подходов к физической подготовке в аспекте развития физических качеств у кадет подросткового возраста, имеющих патологию сердечно-сосудистой системы. На базе статистических данных предлагаем дальнейшую разработку целесообразных подходов к развитию физических качеств у данной категории обучающихся.
102-109 45
Аннотация
Высокая распространенность дисциркуляторной энцефалопатии, а также значительный процент поражения лиц трудоспособного возраста обусловливает актуальность проблемы совершенствования методик физической реабилитации данной группы больных. Дисциркуляторная энцефалопатия характеризуется снижением двигательной и социальной активности больных, ограничивающей их трудовую деятельность и возможности самообслуживания. Приведены результаты стабилометрического исследования больных дисциркуляторной энцефалопатией, проведенного в рамках эксперимента по оценке эффективности методики физической реабилитации, в основе которой активные гимнастические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на постуральные мышцы больного и способствующие восстановлению и развитию координационных способностей. Результаты стабилографии подтверждают положительную динамику изменений показателей статической и динамической устойчивости больных. Уменьшение площади опоры, скорости колебания центра давления во фронтальной и сагиттальной плоскостях, снижение длины стабилограммы, уменьшение площади колебания центра давления тела у больных экспериментальной группы подтвердило рабочую гипотезу об эффективности разработанной методики реабилитации. Статистическое сравнение результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах с использованием индекса вертикальной устойчивости по шкале R. Bohannon соотносится с результатами стабилометрического исследования, что так же подтверждает рабочую гипотезу.
110-116 72
Аннотация
Одной из основных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития двигательных способностей. Двигательными способностями принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность и целесообразная двигательная деятельность человека. К основным двигательным способностям относят силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Гибкость - одна из важнейших двигательных способностей человека, которая относится к группе генетически обусловленных способностей с выраженными благоприятными периодами развития и проявления. Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Эту двигательную способность человека необходимо развивать с самого детства и систематически. Наиболее продуктивным периодом развития гибкости является младший и средний школьный возраст. Учитывая же индивидуальные особенности, наследственные задатки того или иного ребенка, сенситивные периоды развития физических качеств, возможно правильно построить процесс подготовки ребенка, использовать методы и средства развития его двигательных способностей в соответствии с возрастом. Представлены наиболее эффективные средства и методы развития гибкости обучающихся среднего школьного возраста на занятиях физической культурой в образовательных учреждениях.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
117-124 35
Аннотация
Изучение процесса реформирования политической и социальной структур в России в XIX веке невозможно без внимания исследователя к личностям реформаторов, в том числе и «второго эшелона» - бюрократов, нередко находящихся в тени членов императорской фамилии и министров. Посвящено количественному изучению степени реального влияния таких неформальных факторов карьерной динамики, как протежирование, опала и брак по расчету на скорость продвижения по Табели о рангах представителей высшей бюрократии на примере некоторых членов Государственного совета Российской империи. Источником анализа служит созданная автором реляционная просопографическая база данных «Члены Государственного совета Российской империи второй половины XIX века». Основным инструментом анализа выступает сравнение динамики чинопроизводства конкретных персон со средним уровнем, выявленным на основе анализируемой базы. Результатом исследования становится предположение о слабом влиянии на карьерную динамику рассмотренных неформальных факторов. «Брак по расчету» в анализируемых случаях не демонстрирует какого-либо качественного воздействия на характер служебного роста. Протежирование и опала оставляют свои следы на карьерной динамике, однако не меняют ее коренным образом, являясь своего рода «катализаторами».
125-130 30
Аннотация
Осознание каждым человеком и каждой отдельно взятой группой своего общественного положения и своих жизненно важных потребностей является необходимой чертой любого общества. В этом плане представляется немаловажным рассмотреть состояние великорусского крестьянства на рубеже XIX-XX веков с целью выяснения причин, повлиявших на пробуждение самосознания сельских тружеников. В результате проведенного исследования доказано, что поводом к пробуждению самосознания землепашцев в изучаемый период времени явилось ухудшение взаимоотношений между крестьянами и их администрацией в лице земских начальников, волостных старшин и волостных писарей. Анализ хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации документов, содержащих информацию о деятельности Всероссийского крестьянского союза, показал, что важной причиной пробуждения самосознания крестьян начала XX века явилось влияние агитации эсеров и социал-де-мократов. Выявлено, что под влиянием этой пропаганды формировалось отношение землепашцев к императору, отношение к приходскому духовенству, отношение к зажиточным крестьянам и т. д. Отмечено и то, что во время Первой российской революции 1905-1907 гг. сельские труженики более уважительно стали относиться к своим народным учителям. Указано, что с образованием Государственной думы и получением права открыто выражать свои требования великорусское крестьянство в полной мере осознало себя как полноценное сословие в рамках российского общества.
131-136 37
Аннотация
Изучена одна из наиболее специфических форм работы по проведению ликвидации безграмотности, не связанная напрямую с методами, характерными для того времени. Проанализированы этапы, организация и средства осуществления советской кампании по ликвидации безграмотности, проводившейся в 1921-1926-е гг. Сопоставление просветительских и идеологических аспектов этой кампании позволяет увидеть, насколько они были взаимосвязаны и как способствовали формированию новых культурных практик. Изложено правовое становление советского образования на территории Курской губернии. В годы социалистического строительства Советом народных комиссаров был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Главной целью было изучить, как происходило обучение грамоте большей части трудящегося населения страны, которые были наделены избирательным правом. Вновь образованному государству потребовались образованные люди для того, чтобы создать новую структуру управления на местах. К тому же создалась необходимость в квалифицированных кадрах на производстве для развития производства на промышленных предприятиях, что было невозможно без образования. Представлены основные предпосылки советского культурного строительства, определены основные задачи пролетариата в области овладения наукой, затронуты вопросы культурного и политического воспитания и поднятия культурного уровня масс. Рассмотрена особо важная роль в улучшении деятельности системы образования и привлечении широких масс, что способствовало управлению государством, приобщению к политической жизни страны, решению важнейших социальных вопросов жизни деревни.
137-144 33
Аннотация
Формирование у обывателя представлений о внутренней и внешней политике государства, идеологических основ страны относится к важнейшим задачам, которые стоят перед властными элитами любой исторической эпохи. В зависимости от времени меняется политическое и идеологическое содержание информационного пространства, но крайне редко подвергается трансформации механизм, подходы и инструментарий работы с человеком. На основе анализа архивных материалов реконструирован механизм формирования у человека необходимого советской власти образа политической и идеологической реальности, в которой он живет. Сравнительный анализ организаций (советских, партийных и культурно-просветительных), причастных к этому процессу, демонстрирует, что в наибольшей степени продуктивными оказались методы и формы работы с ленинградцем, предложенные учреждениями культуры. Это объясняется тем, что Дома и Дворцы культуры, клубы и другие культурно-просветительные учреждения встраивали политико-идеологический компонент в общий информационный поток и тем самым делали его ненавязчивым; при работе с обывателем учитывался его образовательный, культурный уровень и другие особенности. Анализ деятельности культурно-массовых институций продемонстрировал, что в наибольшей степени продуктивно выстраивается работа с человеком, если организация не просто воспринимает запросы и желания объекта своего воздействия, но изменяется вместе с ним.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
66-73 44
Аннотация
Рассмотрена проблема работы со словарями как источниками культуры речи младших школьников. Выделены несколько словарей: «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля, словари М.Р. Львова, «Словарь русских фамилий» В.А. Никонова, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, а также представлены варианты их использования на уроках в начальной школе. Если словарь не рассчитан на младшего школьника, предложено применение метода чтения-общения, разработанного Н.Н. Светловской. Остро поставлен вопрос об отсутствии систематической работы со словарями на уроках либо о наличии эпизодической работы, когда время от времени учитель включает словарь в практическую работу на уроках русского языка или предлагает младшим школьникам самостоятельно обращаться к словарю в случае затруднений. Необходимость развития культуры речи в начальной школе подтверждена государственными документами и учебными программами. Курс обучения русскому языку позволяет наиболее продуктивно использовать словари в этом направлении. Приведены примеры из учебных материалов по русскому языку УМК «Планета знаний». В то же время выявлена недостаточная наполненность учебников по русскому языку заданиями, связанными с работой со словарями. Предложены упражнения для младших школьников с использованием перечисленных словарей и намечены задачи педагогов по решению названных проблем.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
30-36 39
Аннотация
Социокультурное проектирование выступает одним из ведущих направлений по организации досуга в сфере дополнительного образования. Представляя возможности для продуктивного творческого мышления, оно способствует реализации потенциала подрастающего поколения, развитию коммуникативного пространства, организации продуктивного времяпрепровождения. Проектная деятельность выступает как органичное сотрудничество детей и педагогов. Формируя профессиональный опыт педагогов, проектное обучение позволяет сконцентрировать внимание на наиболее значимых аспектах дополнительного образования, выявить ведущие направления социокультурной сферы. В процессе создания проектов у творческой группы формируется самостоятельность в выборе форм по реализации творческой деятельности, появляется интерес к созданию нового продукта в непривычных условиях, стремление выгодно применить полученные навыки. Следует отметить эффективность в использовании проектной деятельность в сфере дополнительного образования, которая предполагает развитие критического мышления, координацию познавательной деятельности, включении участников проекта в поиск информации. Это в свою очередь доказывает необходимость использования данного метода в педагогической практике и обеспечивает не только передачу знаний, умений и навыков молодому поколению, но и способствует расширению границ социокультурного пространства подрастающего поколения. Представлены подходы разных ученых к определению проектной деятельности, что способствует выработке ключевой позиции по отношению к формированию социокультурного проектирования как одного из ведущих направлений в сфере дополнительного образования на современном этапе.
37-42 46
Аннотация
Рассмотрены сущность и специфика молодежного экстремизма как явления социальной деструкции. Систематизированы и охарактеризованы основополагающие законодательные и правовые документы по профилактике экстремизма. Рассмотрены ведущие методологические подходы к данному явлению, выявлены характерные особенности проявления деструктивных настроений среди молодежи. Обосновано, что молодежный экстремизм возникает в основном в социально-неблагополучных семьях; при отсутствии законодательных актов, регламентирующих поведенческие ситуации; в экстремистских группах, транслирующих идеологию насилия. Определены основные векторы в превенции молодежного экстремизма согласно методических рекомендаций по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде, где особая роль отводится социально-культурной деятельности. Доказано, что социально-культурная деятельность обладает достаточным арсеналом технологий, позволяющих профилактическую работу по превенции экстремистских настроений сделать наиболее эффективной, и рассматривается как отрасль педагогической науки, которая ориентирована на формирование толерантности, кросс-культурного образования, межкультурного диалога. Проанализированы социально-культурные технологии, предотвращающие распространение экстремистской идеологии среди молодежи (культуротворческие, информационно-просветительские, коммуникативные, образовательные, исследовательские, управленческие). Проведен аналитический обзор социокультурных творческих программ для молодежи, способствующих межкультурному диалогу, культурной идентичности, межконфессиональному взаимодействию.
43-48 60
Аннотация
Актуальность обусловлена современным постиндустриальным обществом, в котором главной целью молодежи является стремление к творческой самореализации. Рассмотрена структура, основные формы и параметры творческой самореализации, их смысловое наполнение. Выделены типы саморегуляции свободного времени. Подробно раскрыто понятие свободного времени как одной из форм творческой самореализации. Названы условия для художественного и эстетического развития молодых людей, их творческой самореализации в системе искусств. Рассмотрены различные составляющие свободного времяпровождения, проанализированы особенности организации свободного времени как формы творческой самореализации молодежи, выделены проблемные вопросы в современных условиях. Представлены положения, необходимые для творческой самореализации личности, их психологические предпосылки в зависимости от возможности активной организации свободного времени. Обосновано, что успешность инновационных изменений и использования свободного времяпровождения предопределена наличием эффективного индивидуально-ориентированного стиля, в том числе навыками эффективной самоорганизации свободного времени. Доказано, что сотрудническое, а не авторитарное регулирование может привести к индивидуализации процесса профессионального и творческого развития среди молодежи, поэтому атмосфера между педагогом и молодой личностью должна быть дополнена специальными организационными мероприятиями, в частности, созданием условий для рациональной организации свободного времени.
49-53 69
Аннотация
Актуализирован процесс формирования карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях самоуправления. Рассмотрены ведущие методологические подходы к вопросу о моделировании карьерных стратегий (процессуальный, содержательный, личностный). Охарактеризованы структурные компоненты процесса карьерного самоопределения, включающие такие составляющие, как: личную креативность, со-креативность, креативность в рамках группы или организации, социальную и профессиональную адаптивность, результативную координированность. Студенческое самоуправление рассмотрено с позиций социально-культурной деятельности и определено как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных жизненных вопросов, развитие их социальной активности, ориентированная на взаимодействие с администрацией и общественными организациями с целью оптимизации деятельности образовательного учреждения и совершенствования процесса профессионализации. Доказано, что социально-культурная деятельность обладает достаточным арсеналом технологий, позволяющих оптимизировать данный процесс, и рассмотрена как отрасль педагогической науки, которая направлена на социально-культурную интеграцию личности. Представлена авторская модель по формированию карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях самоуправления, которая включает в себя четыре взаимосвязанных блока: концептуальный, образовательный, профориентационный, культуротворческий, критериально-результативный. Основополагающими являются вопросы целевого предназначения авторской модели, направленной на развитие стратегического мышления, творческого потенциала, социально-культурной активности, навыков управления, а также межличностного взаимодействия и основанной на субъектном проектировании образовательно-воспитательного пространства вуза, инициативном участии в реализации проектов, актуализации приобретенного жизненного опыта для дальнейшего профессионального становления.
ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
54-58 24
Аннотация
Рассмотрена проблема самоутверждения личности старшеклассников. Эта проблема является актуальной в современном обществе, которое предъявляет определенные требования к результатам развития личности обучающихся в условиях современной образовательной среды. Для удовлетворения запросов общества в гармонично развитой личности обучающегося, которая обладает определенными характеристиками, предложено реализовать программу тьюторского сопровождения личностного самоутверждения старшеклассников. В целях обеспечения конструктивности личностного самоутверждения обучающихся необходимо определить его показатели. В процессе анализа психолого-педа-гогической литературы были определены девять актуальных в контексте исследования показателей: доминирующая стратегия самоутверждения; общительность личности и установление прочных отношений с представителями разных социальных групп; способность к рефлексии внутреннего мира, собственных возможностей и поведения; сформированность ценностных ориентиров; уровень удовлетворения потребностей; стремление к саморазвитию; адекватность самооценки; мотивация к достижению успеха; креативное отношение к деятельности. Рассмотрены этапы работы тьютора, охарактеризована его деятельность, приведены примеры для реализации.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)