Том 21, № 3-4 (2016)
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
7-13 45
Аннотация
Как одно из актуальных и востребованных направлений масштабной модернизации высшего педагогического образования, характеризуется модульная технология построения образовательных программ. Новые ориентиры системы высшего педагогического образования требуют качественных изменений в содержании и организации образовательного процесса в современной высшей школе. В условиях внедрения профессионального стандарта особую актуальность приобретает проблема выявления ключевых регулятивов, значимых организационных аспектов, ценностных приоритетов технологического обеспечения процесса педагогического образования. Эту проблему нельзя считать решенной - зачастую попытки обозначения факторов, определяющих эффективность организации педагогического образования, носят бессистемный, эклектичный характер. Однако важность продолжения таких изысканий не вызывает сомнений. Реализация модульной технологии иллюстрируется на примере образовательного модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе». Модуль соответствует задачам разработки и апробации программ профессиональной (педагогической) магистратуры со встроенной долгосрочной практической стажировкой в образовательных организациях; усиления связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагоги-ческих, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога, сформулированными в Концепции поддержки развития (модернизации) педагогического образования. Качественно разработанный эффективный модуль должен одновременно удовлетворять интересам всех сторон проектируемого и реализуемого образовательного процесса. В качестве ближайшей перспективы перед университетами стоит задача создания системы универсальных обучающих модулей, которые можно интегрировать в разные образовательные программы бакалавриата и магистратуры.
14-24 52
Аннотация
Рассмотрена педагогическая модель образовательной среды университета, которая опирается на инновационный подход как частнонаучный. В качестве основной цели исследования выступает формирование образовательной среды университета, способной подготовить конкурентоспособного специалиста. Выявлено, что применение инновационного подхода к формированию образовательной среды университета повлекло изменения в структуре образовательной среды как совокупности входящих в нее подсистем (педагогическая система, система управления, инновационная инфраструктура, система нормативно-правового обеспечения, маркетинговая система) и компонентов (субъектов образовательного процесса, технологический компонент, пространственно-предметный компонент, социальный компонент). Рассмотрены механизмы и определены организационно-педагогические условия, необходимые для достижения поставленной цели. Все вышеперечисленное нашло отражение в структуре модели, ее содержательных компонентах и логике ее построения на фундаменте идей инновационного подхода. Разработан критериальный аппарат, позволяющий оценить результативность развития личности студента в модернизированной образовательной среде университета. Обосновано, что разработанная исследовательским коллективом модель позволяет получить целостное представление о процессе формирования образовательной среды университета, созданной на основе инновационного подхода, и дает возможность адаптировать ее к постоянно изменяющимся условиям.
25-30 31
Аннотация
Современный рынок высшего образования отличается высоким уровнем конкуренции. Университеты конкурируют за получение бюджетных мест, за абитуриентов, в т. ч. на платные формы обучения, привлечение и удержание высококвалифицированных кадров, привлечение дополнительных средств из различных источников. Университеты заинтересованы в поиске дополнительных конкурентных преимуществ. В качестве такого конкурентного преимущества рассмотрен бренд университета. Особое значение для построения бренда университета приобретает имидж национальной системы образования, что важно учитывать при позиционировании бренда университета на глобальном рынке образовательных услуг. Описан опыт брендинговой деятельности российских университетов. В качестве концептуальной основы бренда университета выступает его миссия, которая вбирает в себя ценности, разделяемые сотрудниками университета и транслируемые на внешние аудитории. Построение и продвижение бренда университета связано с постоянным мониторингом его состояния и восприятия общественностью, с отражением репутационных угроз.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
31-37 41
Аннотация
Раскрыто педагогически и методически подкрепленное использование потенциала информационных технологий в обучении переводу, что позволяет снизить их негативное влияние на процесс преподавания иностранного языка. Среди наиболее адекватных учебному процессу выделяются блоги преподавателей и программы автоматизированного перевода. Обучение профессионально-ориенти-рованному переводу анализируется как процесс, характеризующийся целостностью, поэтапной организацией и дифференцированностью. Методическое сопровождение учебного процесса рассмотрено по принципу избыточности и альтернативности, поскольку содержит многоуровневые задания, упражнения, альтернативные творческие работы, тесты и т. д. Выявлено, что методика обучения переводу «в тандеме» посредством электронной почты развивает у студентов умения и навыки на уровне лексических, семантических и грамматических трансформаций. Социальный сервис подкастов позволяет организовывать самостоятельную работу студентов, т. к. индивидуальная траектория достижения поставленной цели в обучении выстраивается преподавателем вместе со студентом. Учебная среда Moodle позволяет не только организовать учебный процесс в дистанционной форме, но и интегрировать все образовательные и мультимедийные ресурсы. Дидактическим свойством среды является наличие автоматизированной системы оценивания, обеспечивающей самоконтроль учебных действий, а также облегчающей работу преподавателя. Доказано, что обучение профессионально-ориентирован-ному переводу с использованием информационных и коммуникационных технологий является открытой программой, что делает содержание учебного курса, форм работы и контроля эффективными и доступными для студентов.
38-48 55
Аннотация
Метод рецензирования выступает одним из методов проблемного обучения, направленный на взаимную оценку обучающимися письменных работ друг друга на предмет их соответствия изучаемой структуре, а также в содержательном, стилистическом, пунктуационном, лексико-граммати-ческом аспектах с целью их дальнейшей доработки с учетом высказанных рекомендаций. Данный метод предполагает обмен обучающимися как краткими неофициальными, так и более развернутыми комментариями, способствующими улучшению качества конечного продукта. Приводит анализ научной литературы, посвященный использованию метода рецензирования в обучении иноязычной письменной речи. Анализ представлен по аспектам, свидетельствующим о лингводидактическом потенциале метода рецензирования. Каждый из аспектов формулируется в виде лингводидактических функций, под которыми автор понимает внутреннюю организацию и регулирование процесса обучения иностранному языку на основе данного метода. В результате, к лингводидактическим функциям метода рецензирования при обучении учащихся и студентов иноязычной письменной речи автор предлагает относить следующие: а) перенос доли ответственности за результат овладения учебным материалом с преподавателя на самих обучающихся; б) роль учителя / преподавателя заключается в мониторинге учебно-познавательной деятельности учащихся и студентов; в) организация взаимодействия обучающихся в процессе выполнения учебных заданий; г) создание дидактических условий для увеличения доли внеаудиторной работы и ее сочетания с аудиторной формой работы; д) создание дидактических условий для обучающихся осознать свои сильные и слабые стороны во владении учебным материалом; е) сокращение сроков проверки письменных работ обучающихся. В работе подробно описана каждая их лингводидактических функций метода рецензирования.
49-55 40
Аннотация
В последнее время ввиду глобализации, активного международного взаимодействия стран и стремительного развития информационных технологий использование современных информационных и коммуникационных технологий, как нового метода обучения, может значительно улучшить процесс подготовки высококвалифицированных синологов-переводчиков экономического дискурса с китайского языка на русский язык для работы на современном рынке профессиональных услуг перевода. Однако для успешной реализации такой методики преподавания на основе современных информационных и коммуникационных технологий необходимо учитывать ряд психолого-педагогических условий организации учебного процесса. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия обучения переводу экономического дискурса с китайского языка на русский язык на основе современных ИКТ: а) формирование мотивации студентов обучаться переводу экономического дискурса на основе современных ИКТ; б) ИКТ-компетентность студентов; в) компетентность преподавателя и студентов в экономической сфере; г) использование интерактивных методов обучения; д) владение письменным китайским языком не ниже 3 уровня. Все перечисленные условия подробно описаны и проанализированы.
56-61 62
Аннотация
Рассмотрена проблема выявления и изучения коллокаций на основе лингвистических корпусов текстов. Рассмотрены основные понятия корпусной лингвистики, такие как репрезентативность и объем корпуса, корпусный менеджер (конкорданс), особенности корпусов текстов. Приведены определения коллокаций с точки зрения традиционной и корпусной лингвистики. Описаны различные подходы к определению контекста, как необходимого условия для выделения коллокаций. Особенно подчеркнуто, что в корпусной лингвистике коллокации рассматриваются как статистически устойчивые словосочетания. Проанализированы основные преимущества лингвистических корпусов текстов для лингвистических исследований, такие как полнота и релевантность текстовой информации и некоторые статистические методы обработки языка, в частности мера MI, или коэффициент взаимной информации, которая сравнивает зависимые контекстно-связанные частоты с независимыми и которая позволяет выделять наиболее редкие коллокации. Приведены примеры выявления и изучения коллокаций лексической единицы time на основе данных Британского национального корпуса.
62-68 56
Аннотация
Сегодня благодаря развитию политических, экономических и культурных связей между странами общение между представителями разных наций становится все более тесным. Как известно, для успешной межкультурной коммуникации недостаточно знания иностранного языка, необходимо понимать культуру и образ мыслей другого народа. Литература является неотъемлемой частью культуры любой страны. В литературных произведениях различных жанров отражается история, национальный характер, обычаи и традиции. Чтение и изучение литературы способствует формированию межкультурной компетенции, построению успешного межкультурного диалога, преодолению стереотипов. Проанализирована английская литературная анималистическая сказка с точки зрения отражения в ней взглядов и нравов англичан. Описаны особенности данного литературного жанра, его роль в детской литературе, раскрыт его образовательный и воспитательный потенциал. В качестве примера использовано одно из самых популярных детских произведений ХХ в. Тщательный анализ текста позволяет выделить характерные черты успешного участника межкультурной коммуникации и создать его вербальный портрет. Опираясь на результаты теоретического исследования и конкретные примеры, сделан вывод о целесообразности использования такого материала в педагогических целях.
69-73 49
Аннотация
Рекламный дискурс - один из наиболее активно развивающихся сегодня видов дискурса, обладающий огромным потенциалом для авторского творчества. Будучи поликодовым по своей сути образованием, соориентирванным в первую очередь на реализацию функции воздействия, рекламный дискурс предполагает широкое разнообразие разноплановых языковых средств, эффективно работающих на прагматическую установку текста. Рассмотрены функции иноязычных вкраплений в рекламном дискурсе с позиций психолингвистики. Проанализированы содержания понятий «рекламный дискурс» и «иноязычные вкрапления», выявлены у последних особенности формы и содержания релевантные для рекламного дискурса. Опираясь на психологические закономерности процессов внимания и восприятия, обосновано использование иноязычных вкраплений в рекламном дискурсе. Выделены и описаны основные функции иноязычных вкраплений в рекламном дискурсе, а именно: 1) аттрактивная; 2) воздействующая; 3) стилистическая; 4) номинативная; 5) эстетическая. Реализация каждой функции иллюстрируется соответствующим языковым материалом. Результаты проведенного анализа могут представлять интерес для исследователей, занимающихся проблемами функционирования заимствований в языке-приемнике, а также рассматривающих рекламный дискурс как поликодовый языковой феномен.
ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
74-78 31
Аннотация
На основе изучения данных специальной литературы и анкетного опроса рассмотрена проблема совершенствования физической подготовки учащихся среднего и старшего школьного возраста в общеобразовательных школах Республики Ирак. Опрошено 50 учителей физической культуры в 2015 г. в Багдаде. Анкета включала 16 вопросов открытого, полузакрытого и закрытого типа. Целью опроса было выяснить важнейшие проблемы, сложившиеся в содержании физической подготовки учащихся среднего и старшего школьного возраста в школах Ирака. В ходе исследования определена оценка учителями уровня физической подготовленности учащихся среднего и старшего школьного возраста общеобразовательных школ Ирака. Установлено, что содержание комплекса тестов-упражнений для оценки базовых физических качеств учащихся устарело, и учителя считают необходимым его усовершенствовать. Важнейшими проблемами физической подготовки учащихся школ Ирака учителя считают недостаточную государственную поддержку в развитии материально-технического оснащения занятий по физической культуре, стимулирование профессиональной деятельности учителей физической культуры. В содержании физической подготовки учащихся в качестве проблемы также выделяется отсутствие должного внимания со стороны учителей к методике развития базовых физических качеств учащихся. Учителями предлагается для совершенствования содержания физической подготовки учащихся изучение и применение ценного зарубежного опыта, разработка нового комплекса упражнений для оценки физической подготовленности школьников, включение в содержание занятий плавания, народных и подвижных игр. Готовность к внедрению данных перспектив подтверждается позитивным отношением большинства учителей к своей профессиональной деятельности в существующих условиях в Ираке. Полученные данные имеют теоретическую и практическую значимость для совершенствования физической подготовки учащихся в школах Ирака.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
79-88 36
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена проблемой социализации студентов в тот период жизни, когда они овладевают профессией. Рассматривая социализацию как составляющую процесса социального развития человека, авторы указывают на ее значение в плане адаптации к обучению в вузе и профессиональной деятельности. В качестве доступного для педагогического вмешательства средства, которое может способствовать социализации, рассматривается физическая культура и такая ее составляющая, как двигательная активность (ДА). При этом акцентируется внимание на возможности параллельного решения двух актуальных для студенчества проблем - социализации и оздоровления. Таким образом, в качестве цели исследования определено научное обоснование педагогических условий социализации студентов в процессе ДА. Условия вырабатываются на основании исследования социализированности и ДА студентов с разным уровнем здоровья, основными результатами которого явились выводы об отсутствии заметных различий по показателям социализированности между студентами основной и специальной медицинских групп и о свойственном им дефиците ДА. В ходе педагогического эксперимента доказывается эффективность следующих педагогических условий: создание возможностей для регулярных дополнительных занятий физической культурой с учетом личных предпочтений; обеспечение взаимодействия студентов разных медицинских групп в процессе ДА; повышение интереса к дополнительным занятиям физической культурой. Реализация условий способствовала повышению социализированности, увеличению ДА, улучшению здоровья студентов. В процессе исследования применены методы теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы, тестирования, анкетирования, шагометрии, пульсометрии, педагогического эксперимента, математической статистики, индексов.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
89-94 41
Аннотация
Рассмотрена проблема влияния среды провинциального города на формирование ценностного отношения к здоровью у подрастающего поколения, выделены основные тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков, проанализированы ключевые проблемы провинциальных городов. Поставлена задача деятельностной помощи подрастающему поколению в адаптации к жизни, выборе пути самореализации, преодолении жизненных трудностей, выстраивании жизненной стратегии, через приобщение к здоровому образу жизни. Доказана возможность достижения достаточно высокого уровня мотивации здорового образа жизни детей и подростков в условиях небольшого провинциального города на примере г. Ельца Липецкой области при участии администрации, молодежного парламента, молодежных лидеров, жителей города при использовании новых подходов. Особое внимание уделено описанию шагов и мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью в условиях провинциального города. Выделен здоровье- сберегающий потенциал г. Ельца, проанализированы перспективные возможности города в условиях «Особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа». Опираясь на данные, полученные в результате исследования, предложено решение проблемы формирования здорового образа жизни подрастающего поколения через создание здоровьесберегающей среды, формирующей ценностное отношение к здоровью.
95-100 38
Аннотация
Изучен педагогический потенциал рекреационно-оздоровительных технологий в работе с детьми и подростками в Домах культуры и досуга. Педагогический потенциал - это совокупность ресурсов педагогов различных сфер деятельности, эффективно применяемых при решении определенных целей и задач. Педагогический потенциал предоставляет возможность для трансляции культурного опыта и его усвоения субъектами культуры, досуга и образования. Педагогический потенциал осуществляется в процессе передачи культурного опыта, при условии организации связей между определенными компонентами данного потенциала, а также мобилизации таких ресурсов индивида, как физиологические, информационные и адаптивные вокруг культурных и ценностных ориентиров. В основе рекреативно-оздоровительных технологий сочетаются как духовные, так и биологические потребности индивида, являющиеся наиболее сильными и преобладающими по своему побудительному характеру. При организации отдыха детей в учреждениях, использующих в своей работе рекреационно-оздоровительные технологии, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков. Учреждения культурно-досугового типа являются обширной и многогранной базой для внедрения рекреационно-оздоровительных программ, т. к. они сочетают все необходимые материально-технические и кадровые ресурсы для их качественной реализации, а также соответствуют основным функциям рекреационно-оздоровительных технологий: социализирующей, информационно-просветительной, рекреативно-оздоровительная, культурно-творческая функция. Реализация рекреационно-оздоровительных технологий в лечебно-оздоровительных и культурно-досуговых учреждениях предполагает комплексное воздействие на мотивационную, когнитивную, операционную, коммуникативную, рефлексивную и творческую сферу жизни личности.
СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
101-109 43
Аннотация
Раскрыта роль городов Северного Кавказа, как проводников российской политики в регионе. Особенно роль таких городов стала заметна в первой половине XIX в., в период Кавказской войны. Возросший в этот период антагонизм воюющих сторон был вызван различиями их мировоззренческой и ментальной культуры. Для преодоления сложившегося культурно-образовательного барьера между народами Северного Кавказа и Россией царская администрация решила распространить российскую образовательную систему в крае. Города, основанные в XVIII-XIX вв. на территории Северо-Восточного Кавказа, выполняли миссионерскую роль, способствуя развитию в крае образовательной системы по образцу российской. Царская администрация, способствуя развитию в регионе образования, исходила из соображений, что для усмирения горцев необходимо воздействовать на их менталитет посредством российской культуры. Благодаря просветительской деятельности русской интеллигенции в городах Северного Кавказа открывались учебные заведения. Одним из передовых центров развития светского образования в крае являлся Кизляр, в котором с начала XIX в. открывались школы, пансионаты, училища. Представители Северо-Кавказского дворянства всячески способствовали распространению образования в крае. Российская администрация на протяжении всего XIX в. выпустила ряд законопроектов, которые создавали благоприятные условия для культурного развития края. Издаваемые законы регламентировали порядок приема и условия обучения в государственных школах. К середине XIX в. на Северо-Восточном Кавказе сложилась светская система образования. Кроме того, следует отметить, что в крае постепенно начинает зарождаться и развиваться и женское образование, которое развивалось в виде курсов даже женских школ. Меры, принятые царской администрацией для развития и распространения образования, способствовали тому, что в XIX в. в крае оформилась и утвердилась российская образовательная система.
110-114 39
Аннотация
Проанализирована роль славянофильства в общественно-политическом и культурном движении восточнославянского населения Галиции в 60 гг. XIX в. Дается обзор российской и зарубежной историографии русофильского движения в Галиции. Определены ключевые представления, бытовавшие в среде российского славянофильства о роли русофильства в австро-угорской Руси. Данные представления на протяжении указанного периода по причине плохого знания ситуации в Галиции отличались значительным разбросом - от утверждений о стремлении вхождения Галиции в состав Российской империи до заявлений о повсеместной лояльности русофилов Габсбургскому престолу. Охарактеризовано состояние русинских национальных движений в начале 1860 г. Рассмотрена динамика трансформации значительного числа представителей австрославизма в русофильство. Определено влияние славянофильского движения на внешнюю и внутреннюю политику Российской империи в распространении русофильства. Отдельно рассмотрена деятельность настоятеля российской посольской церкви в Вене протоиерея М.Ф. Раевского в распространении русофильства в Габсбургской монархии. Дана связь проводившейся политики русификации в западных российских губерниях с распространением русофильского движения в Галиции. На основании разработанных материалов сделан вывод о значительной роли славянофилов в распространении русофильства в Галиции.
115-122 38
Аннотация
На основе анализа специальной научной литературы рассмотрены взгляды советских ученых-естественников на последствия антропогенного воздействия на природные ресурсы Европейской России и пути преодоления социоестественного кризиса. Были исследованы только мнения ученых-современников изучаемых явлений в позднем аграрном обществе. Прослеживается взаимосвязь советской и дореволюционной научных школ в области агрономии, почвоведения, климатологии и пр. Кратко уделено внимание диалектике взаимоотношений власти и советской естественной науки. Приведен обзор мнений ряда ученых на экологические последствия хозяйственного использования природных ресурсов в сельском хозяйстве. Акцентировано внимание на научные предложения, реализованные в последующем на практике. Отмечена высокая степень обеспокоенности научным сообществом негативными последствиями от неразумной хозяйственно-экономической деятельности социума. Особое внимание ученые уделяли экологическим проблемам степных районов, максимально истощенных и требовавших немедленной рекультивации. Однако государственное внимание к поднятым учеными экологическим проблемам носило утилитарный характер. Многие предложения ученых реализовывались с большим временным интервалом. В довоенный период властью были восприняты лишь предложения ученых по интенсификации травосеяния.
123-132 31
Аннотация
Рассмотрено значение экскурсионной деятельности музея в культурно-образовательной и политико-просветительской работе музеев Тамбовской губернии в 20-30 гг. XX в. Деятельность музеев в области просвещения и образования была направлена на ознакомление широких слоев населения губернии с историей родного края, его природой, а через художественные коллекции музеев происходило приобщение к искусству. Эта работа отвечала направлению правительственных мероприятий по культурному развитию и образованию населения. Основными формами работы музеев в этот период было: проведение экскурсий, чтение лекций, организация выставок. Наркомпрос РСФСР уделял большое внимание экскурсиям, поставив их в ряд важнейших методов воспитательной и образовательной работы среди населения - как учащейся молодежи, так и трудящихся. Музеи губернии рассматривались как органичная часть культурной жизни провинции и в то же время сами оказывали влияние на ее развитие. Но в течение 1920-х гг. музейное дело начинает развиваться на новой идеологической основе. Музей начинают рассматривать как «проводник политического просвещения», «политико-просветительный комбинат». Музеи должны были участвовать в многочисленных политических кампаниях, в пропаганде атеизма, индустриализации, колхозного строительства. Критерием эффективности работы музея становится участие в массовой пропаганде. Важное место в решении этих задач принадлежало экскурсиям, среди которых в то время преобладали экскурсии на историко-революционную, производственную и сельскохозяйственную темы. Основной целью проводимых экскурсий становится политическое просвещение трудящихся, формирование убежденных борцов за идеи социализма. Экскурсионная работа музеев становится серьезным средством идеологического воздействия на массы.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)