Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 21, № 9 (2016)

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

7-14 35
Аннотация
На основе развернутого анализа выявлена сущность и специфика профильного обучения на ступени среднего общего образования в системе непрерывного образования на примере университетских классов, проанализированы основные подходы к модернизации образования в целом, обоснованы идеи непрерывного образования, выявлены методологические конструкты профильного обучения, проанализирована деятельность университетских профильных классов в современных условиях. Дан обзор различных сторон современного непрерывного образования, что позволило авторам идентифицировать данное понятие применительно к процессу профилизации обучающихся по основной программе среднего общего образования. Анализ основных подходов к проблеме модернизации образования в целом позволил вскрыть некоторые аспекты, связанные с генеральными целями и задачами, стоящими перед государственной политикой в области образования, что позволило определить возможность практической реализации идей и концепций становления новой образовательной системы, базирующейся на профильном обучении. Подчеркнуто, что создание университетских комплексов, обеспечение преемственности образовательных целей и задач, обучающих программ разнообразного уровня, развитие системы внутрипрофильного обучения создают объективные предпосылки к переходу на более высокий качественный уровень всего образования. Раскрыты основные идеи профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда и позволяющие профориентировать личность школьника на профессиональную деятельность. На примере Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина показана организация образовательного процесса профильного обучения по основной образовательной программе среднего общего образования в университетских классах.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

15-22 48
Аннотация
Рассмотрена значимость гражданско-патриотического воспитания школьников, осуществляемого в процессе формирования позитивного отношения к родному языку. Проанализировано обращение к понятию «любовь к родному языку» в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (в требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ, в перечне характеристик, составляющих «портрет выпусника»). Приведены примеры прецедентных текстов, прославляющих русский язык (высказывания М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, И.А. Бунина, А.И. Куприна, К.Г. Паустовского), и провокативных текстов (статьи Ю. Рождественского, М.Н. Эпштейна, Б. Мельца, Д.Л. Быкова). Утверждена необходимость сочетания риторического и грамматического подходов в обучении русскому языку. Дано подробное описание содержания и структуры рабочей тетради, разработанной в целях воспитания позитивного отношения школьников к родному языку и формирования в их сознании национальных ценностных ориентаций (отечество, нравственность, совесть, достоинство, порядочность, любовь, добро, честь). Доказана важность изучения в рамках предметной области «Филология» истории государства и языка, разных языковых сфер. Осуществлена попытка определения сущности любви к родному языку с опорой на статью С. Аверинцева «Похвальное слово филологии», в которой раскрывается своеобразие «интеллектуальной любви» к языку.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

23-29 35
Аннотация
Рассмотрены методы обучения деловому английскому с учетом специфики получаемой специальности с помощью глобальной сети для создания реальных условий улучшения качества образования и расширения кругозора студентов. Подчеркнуто, что увеличение доли самостоятельной работы студентов-магистрантов в Интернете носит многофункциональный характер, иными словами, способствует овладению иностранным языком как средством коммуникации и одновременно служит формированию навыков. Обоснованы конкретные умения и навыки, которые являются необходимыми для успешного использования как языковых, так и профессиональных знаний и умений будущего специалиста. Акцентировано внимание на том, что именно использование глобальной сети вводит студента в реальные, а не искусственно созданные условия их деятельности на английском языке. Особое внимание отведено и социокультурной составляющей в рамках развития профессионального мастерства и расширения границ образовательного пространства путем приобретения опыта межкультурного взаимодействия. Приведены примеры конкретных направлений, способствующих отработке навыков делового общения, акцентируя внимание на: поисковой деятельности, проектной деятельности и методике case-study. Сделан вывод, что обращение к перечисленным направлениям учебной деятельности значительно повысило как языковой и коммуникативный, так и профессиональный уровень студентов.
30-37 37
Аннотация
Проанализированы понятия социокультурная компетенция, фоновые и этнокультурные знания, межкультурная восприимчивость. Показано, что отсутствие или недостаточная сформированность социокультурной компетенции у студентов-лингвистов являются причиной ошибок социокультурного характера и, как следствие, нарушением иноязычного общения. В процессе формирования социокультурной компетенции обучаемого, направленной на коррекцию его коммуникативного поведения, мы конструируем в сознании студента инокультурную картину мира. Доказано, что изучающий иностранный язык, осваивая культуру другого народа, выстраивает в своей когнитивной системе вторичные когнитивные конструкции или знания, которые соотносятся со знанием о мире говорящего на другом языке человека, представителя другой социокультурной общности. Обосновано, что знаки культуры, отражающие культурный опыт народа, накладываясь друг на друга, представляют асимметричное явление, совпадающее в одних частях и различающееся в других. Понятийные фильтры и фильтры восприятия определяют то, на какие стимулы мы обращаем внимание и как осуществляем отбор при интерпретации этих стимулов, когда мы декодируем сообщения. Обучаемый изучает явления языка и культуры в реальном социальном и культурном контекстах в диахроническом или синхроническом аспектах, т. е. анализирует взаимодействие и взаимовлияние изучаемых аспектов языка и культуры, направленных на формирование социокультурной непредвзятости, социокультурной вежливости и наблюдательности, необходимых для снижения вероятности коммуникативных сбоев. Доказано, что в процессе совершенствования социокультурной компетенции обучаемый вырабатывает свой индивидуальный стиль учебной деятельности (индивидуальные способы и приемы усвоения лексических или грамматических явлений, культурных феноменов), овладевает знаниями, облегчающими ему понимание текстов (предметные знания из других областей), или адекватно воспринимает структурные признаки грамматического явления (знание грамматического правила).
38-44 40
Аннотация
Для эффективной подготовки будущих переводчиков с китайского языка на русский язык, в частности, в экономической сфере необходима разработка методической системы обучения на основе анализа существующих методик преподавания иностранных языков и перевода. Даны определения и рассмотрены основные составляющие методической системы для обучения данному виду перевода: предпосылки; подходы (системный, компетентностный, личностно-деятельностный и коммуникативно-когнитивный); принципы обучения (наглядности, доступности, новизны, информатизации, проблемности, профильной ориентации, функциональности, учета родного языка); методы обучения (коммуникативный, проблемный, интерактивный); организационные формы обучения; критерии качества и оценки; содержание обучения и психолого-педагогические условия обучения. В соответствии с ними предложена структура методической системы: предпосылки, целевой блок, теоретический блок, технологический и оценочно-результативный блоки. В связи с недостаточностью разработок и исследований в области обучения переводу экономического дискурса с китайского языка на русский язык с учетом особенностей (лексических, синтаксических и стилистических) данного вида перевода, предложенная нами методическая система способствует улучшению качества обучения студентов для их подготовки к работе на рынке профессиональных услуг перевода.
45-49 43
Аннотация
Рассмотрены вопросы о целесообразности использования научно-популярных текстов на английском языке в качестве основного средства развития познавательной активности у обучающихся старших классов негуманитарного профиля. Мы опираемся на некоторые положения теории познания И. Канта о познавательной активности и априорных и апостериорных знаниях. При этом мы рассматриваем априорные знания как независящие от опыта, теоретические, умозрительные, обладающие признаками всеобщности и необходимости, развивающие у старшеклассников умения обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать, принимать решения при возникающих ситуациях, а апостериорные знания как практические, зависящие от опыта. Развитие априорных и апостериорных знаний у школьников возможно как на обычных практических занятиях по английскому языку, так и на элективных курсах с включением в учебный процесс научно-популярных текстов. Методика работы с научно-популярными текстами имеет свои отличия. Важно ознакомить обучающихся со структурой предлагаемых текстов, специфическими особенностями языковых средств. Полагаем, что использование научно-популярных текстов на уроках английского языка в школе будет способствовать развитию познавательной активности, априорных и апостериорных знаний старшеклассников, улучшит подготовку предметов профильной направленности и английскому языку.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

50-57 50
Аннотация
Вопросы физического воспитания подрастающего поколения все больше становятся в центр внимания общества. Опираясь в физическом воспитании на традиционные ценности, в то же время необходимо развивать и новые подходы, и механизмы этого важного социального процесса, направленного на физическое и духовное совершенствование обучающихся. Школьный учебный предмет «Физическая культура» и система дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности являются частью физического воспитания подрастающего поколения, которое направлено на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации, формированию ценностей здорового образа жизни, патриотического воспитания подрастающего поколения, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Идея создания проекта «Самбо в школах» возникла еще в 2010 г. Поскольку современная школьная программа по физкультуре включает в себя часы на изучение элементов единоборств, но без уточнения каких именно, инициаторы проекта решили занять эту нишу изучением борьбы самбо. Как отметил участник рабочей группы проекта президент Всероссийской и Европейской федерации самбо С. Елисеев: «К самбо должны относиться как к национальному достоянию. Дети должны знать историю самбо, гордиться ей». А знание приемов самозащиты необходимы каждому. «Мы не учим детей бороться, делать броски. Мы учим их правильно падать, освобождаться от захватов и как себя вести в экстремальных ситуациях. Если детям нравится, мы советуем им идти заниматься самбо на более продвинутом уровне», - комментируют школьную программу по самбо специалисты.
58-62 40
Аннотация
На протяжении ряда лет проблема повышения эффективности обучения и занятий плаванием детей с умственной отсталостью находится в центре внимания научных исследований (Т.В. Ермилова, 2012; Т.А. Протченко, 2007; Е.С. Жукова, 2012; В.А. Аикин, 2010 и др.). Вместе с тем в настоящее время отмечается тенденция роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. и детей со специфическими задержками в развитии и умственной отсталостью. Так, по данным Г.Ф. Морозовой (2008), количество детей в возрасте до 18 лет с данным диагнозом с 2005 по 2008 г. увеличилось на 4 % и составило около 1 млн человек. Плавание оказывает своеобразное, присущее только этому виду спорта влияние на организм, что связано со свойствами водной среды, резко отличающимися от свойств воздушной среды, обычной для человека. Занятия плаванием оказывают воздействие практически на все органы и системы организма. Обучение школьников плаванию в нашей стране проходит как по линии средних общеобразовательных учреждений, так и по линии детско-юношеских спортивных школ. Помимо этого, плавание включается в процесс физического воспитания в детских оздоровительных лагерях, особенно в летний период.
63-71 54
Аннотация
Рассмотрено понятие «формейшн» как формы спортивного танца, стандартизованной определенными критериями судейства соревновательной деятельности, обусловленной командным выступлением по латиноамериканской и европейской программам. Проанализировано и раскрыто понятие спортивной техники и его роль в подготовке команды формейшн. Рассмотрена методика технической подготовки спортсмена-танцора в ансамблевом исполнении спортивных бальных танцев. В обобщенном виде изложены сущность и содержание технической подготовки в команде формейшн. Выделены виды технической подготовки: индивидуальная, парная, командная. Проанализированы и выделены этапы овладения спортивной техникой: этап обучения и совершенствования. Наряду с техникой внешней, выражающейся в умении исполнять все трудные технические элементы, выявлена необходимость обладания внутренней техникой спортсмена-танцора, заключающейся в актерском мастерстве. Рассмотрены и классифицированы характерные ошибки исполнения и способы их корректировки и исправления. В этой связи выявление наиболее рациональных методов проведения спортивной тренировки в ансамбле по европейской и латиноамериканской программе танцев, изучение технической подготовки спортсмена-танцора в ансамблевом исполнении спортивных бальных танцев позволило дать методические рекомендации для обеспечения слаженности действий команды и говорить об актуальности исследований в этом виде спорта.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

72-78 44
Аннотация
Рассмотрена проблема формирования социальной активности подростков как необходимое условие современного социального обновления. Определена сущность социальной активности подростков как устойчивой стратегии их социального поведения, проявляющейся в сознательной установке на социально одобряемое поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих им успешно адаптироваться в социуме, осуществлять его преобразование, а также самосовершенствоваться на основе интересов и ценностей общества. Дана характеристика структуры социальной активности подростков (мотивационный, ориентировочный, регулятивный и продуктивный компоненты), критериев и показателей ее сформированности. Определен и проанализирован потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков, как совокупность ее средств (педагогически целесообразных клубообразующих (коммуникативная, досуговая, любительская) и сопутствующих им видов деятельности (ценностно-ориентационная, рефлексивная, организаторская, общественно-полезная), а также их процессуальных компонентов (содержание, формы и методы)), применение которых способствует эффективности названного процесса. Формирование социальной активности подростков средствами клубной деятельности позиционируется как одна из ее важнейших задач независимо от конкретной организационной формы клуба, его пространственной локализации.

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

79-84 40
Аннотация
Пути сообщения чрезвычайно важны для социально-экономического развития региона, ведь они влияют на состояние торговли и всей экономики в целом. Особую значимость дорожная сеть имеет в деле государственного управления и обеспечения обороноспособности. На основе впервые вводимых в научный оборот источников проведена попытка раскрыть уровень развития сухопутных и водных сообщений на территории Курской губернии в начале ХIХ столетия и показать их эволюцию на протяжении первой четверти ХIХ в. Указано количество главных и почтовых дорог в губернии, уделено подробное внимание вопросам законодательного регулирования и финансового обеспечения ремонта мостов и дорог. Этот процесс связан с переходом от Павловских порядков в ремонте путей сообщения к Александровским, основывающимся на синтезе прежних устоев (Положения от 1754 г. и Павловских нововведений с преобладанием первых). При этом качество дорог правительство стремилось улучшить за счет командно-административных методов. Активная фаза нововведений в «дорожном» законодательстве в части ремонта и содержания сухопутных сообщений продолжается до 1810 г. включительно, переводя обслуживание губернских дорог и мостов на новый виток развития. После окончания активной фазы реформ происходит переход к стадии их реализации и обкатки на местах, продолжавшейся до окончания исследуемого периода. Отмечена незаменимая роль землемеров в процессе ремонта дорог, обращено внимание на трудности, связанные с отсутствием специалистов. Попытки введения новых технологий тоже не остаются в стороне от исследования. Описаны попытки возобновлений функционирования водных путей сообщений на протяжении первой четверти ХIХ в., которые, к сожалению, не увенчались успехом. Таким образом, исследование отражает различные аспекты функционирования путей сообщения на территории Курской губернии, значение которых будет способствовать успешному поиску решения современных проблем строительства и эксплуатации региональной дорожной сети.
85-94 48
Аннотация
Исследование взаимосвязи пространственных и социальных структур в российском провинциальном городе в конце XIX - начале ХХ в. является одним из актуальных направлений современной урбанистики. Рассмотрены проблемы пространственной дифференциации населения провинциального губернского центра. Исследованы социальные аспекты вопроса владения городской недвижимостью. Проанализированы возможности использования сведений массовых источников, обработанных и внесенных в электронные базы данных с последующей их визуализацией на картографическом материале конкретного города для исследования социально-профессиональной, сословной, имущественной пространственной дифференциации населения российского провинциального города в конце XIX - начале ХХ в. В социальном зонировании провинциального города нашло отражение сложное сочетание классовых и сословных элементов российского общества конца XIX - начала ХХ в. Топографический дуализм в провинциальном губернском центре аграрного региона был выражен менее контрастно, нежели в столичных городах и крупных промышленных центрах. Однако пространственное размещение отдельных групп населения позволяет говорить об определенной социальной сегрегации и стигматизации как результате проявления социального расслоения.
95-99 32
Аннотация
Рассмотрена история русинского культурно-просветительского учреждения русофильского направления - «Общества имени Михаила Качковского», имевшего целью распространение грамотности среди крестьянства. Общество учредило ряд филиалов, экономических обществ, книжных магазинов, стипендиальных фондов и др. Культурно-просветительское «Общество имени Михаила Качковского» было основано во второй половине XIX в. в условиях противостояния двух основных политических течений русин на территории Восточной Галиции - украинофилов и русофилов, боровшихся за влияние на уже существующие читальни и за основание новых. Изучена роль и место «Общества Качковского» в русинско-украинском национальном движении второй половины XIX - начала ХХ в., выявлены идейные ориентиры основных его деятелей, охарактеризована борьба организации за влияние на галицких русин, исследовано взаимодействие руководства «Общества» с украинофильским, русофильским и польским движениями, а также австрийскими властями на разных этапах развития. Предметом анализа стали причины, которые повлияли на постепенную утрату «Обществом имени Михаила Качковского» популярности в конце XIX - начале XX в. среди русинско-украинского населения Восточной Галиции.
100-108 38
Аннотация
Привлечение первичных архивных документов провинциальных архивов, позволяющих оценить степень участия и общественную инициативу жителей городов Черноземного центра в период революции 1917 г., представляется актуальным. Приведены конкретные примеры и варианты развития событий в первые месяцы революционной волны в контексте развития системы городского самоуправления и формирования новых органов власти на местах. Уточнена активная роль учащихся средних специальных учебных заведений в разоружении полиции и формировании общественных настроений в городах региона. Определен социальный и профессиональный статус представителей местного самоуправления нового революционного времени, взаимодействия и трения с комиссарами Временного правительства на местах. Выявлен стихийных и импульсивный характер формирования общественных настроений и представительства населения городов Центрального Черноземья в новых органах власти. Дана оценка причин роста социального напряжения и проблем повседневной жизни населения городов региона в период Первой мировой войны 1914-1918 гг., что в свою очередь способствовало быстрой и бескровной победе новой власти. Население городов Центрального Черноземья настолько устало от тягот военной повседневности и проблем с продовольствием, роста цен на жилье, наплывом беженцев, что известие о падении самодержавия вызывало надежды на перемены к лучшему. Выявлен важный фактор выжидательной тактики большинства населения региона в условиях революционных катаклизмов, что является вполне понятной реакций на непонятные и скоротечные перемены привычного уклада и повседневной жизни средних городских слоев Черноземного Центра. Изучение темы выявило отсутствие внятной оппозиционной активности новому режиму. Монархические и черносотенные группы оказались не готовы к столь разительным переменам в провинциальном социуме, и их пассивность отражала общее паническое настроение сторонников старого режима. В то же время в регионе отсутствовали попытки расправ со сторонниками самодержавия, а негативные настроения выражались лишь в порче и уничтожении портретов императорской семьи и символов старой власти.
109-119 50
Аннотация
Рассмотрена роль музеев в политико-просветительской и агитационно-пропагандистской деятельности в Тамбовской губернии и Тамбовской области в 1920-1941-х гг. XX в. Посредством музеев государство осуществляло идеологическое воспитание взрослых и детей, вовлекало их в государственное и хозяйственное строительство, развивало сознательность и активность, повышало общий культурный уровень населения страны. Советское правительство было заинтересовано в повышении образовательного и культурного уровня всех категорий населения, уделяя особое внимание подрастающему поколению и понимая, что без образованного, культурного человека будет невозможно построить новое государство. Музеи в этот период становятся частью общегосударственной и партийной системы. В «массовой» работе с населением начинают преобладать внемузейные, агитационные формы - лекции, выставки - передвижки, приуроченные к политическим компаниям. Лекции как одна из форм деятельности музеев играли большую роль в работе по ликвидации неграмотности населения, проведении антирелигиозной пропаганды, санитарно-гигиенического просвещения, пропаганды необходимости вооруженной защиты достижений революции, способствовали расширению кругозора слушателей. Кроме повышения общеобразовательного уровня население региона получало минимум правовых, политических знаний, навыков участия в общественной работе - уметь выступить перед публикой, ответить на вопросы, отстоять свою точку зрения. Но постепенно вместо разумной агитации, сочетаемой с конкретной помощью, возобладали методы «давления», «натиска» на население, важен стал не индивидуальный подход, а массовость, что привело к постепенному превращению областных и районных музеев в «культкомбинаты» по пропаганде достижений социализма.
120-123 44
Аннотация
Актуальность темы исследования заключается в характеристике особенностей в одежде, связанных со стабилизацией общественно-политической и социально-экономической ситуации в СССР в целом и в Курской области в частности. Цель исследования показать, как западные модные тенденции, которые считались недавно опасными для советских людей, уже в период т. н. «оттепели» оказали влияние на внешний облик советского населения. В средствах массовой информации появлялись статьи специалистов в области моды и стиля - художников-модельеров Общесоюзного Дома моделей, имеющие воспитательное значение. Вкусу и освоению искусства одеваться были посвящены многочисленные специализированные издания с характерными названиями: «Искусство одеваться», «О культуре одежды», «Мода и мы» и пр., сменившие брошюры по гигиене, широко распространенные в 1920-е и 1930-е гг. Советским людям объясняли, как, где и какую одежду уместно носить, как сочетать цвета в комплекте или как выбрать удачный фасон. В исследовании обобщены периодические специальные издания, которые имели распространение на территории региона, содержащие выкройки и рисунки моделей одежды. Дана характеристика модных предпочтений представителей населения Курской области в период 1953-1964 гг. Проанализирована работа предприятий совнархозов и промышленности местного подчинения по расширению и обновлению ассортимента товаров народного потребления. Рассмотрены проблемы по обеспечению модной одеждой и обувью жителей региона. Выявлены причины дефицита товаров легкой промышленности.
124-130 52
Аннотация
На основе анализа нормативно-правовой базы рассмотрен механизм совершенствования государственной политики советского государства в 1980-е гг. в отношении пенсионеров. Политика государства была направлена на планомерное повышение размеров пенсий разным категориям работников, на предоставление различных льгот пенсионерам, на привлечение пенсионеров к выполнению трудовых обязанностей, на расширение сети домов-интернатов для одиноких престарелых граждан, на увеличение расходов на питание, медикаменты и другие нужды содержавшихся в домах-интернатах престарелых граждан. В исследуемый период была создана обстановка чуткого и внимательного отношения к запросам и нуждам престарелых членов общества, расширены возможности для участия ветеранов труда, обладавших большим практическим опытом, в посильной трудовой деятельности, общественной жизни и воспитательной работе. Несмотря на активизацию государственной политики в отношении пенсионеров, о чем свидетельствуют многочисленные законодательные акты 1980-х гг., существовали и определенные недостатки в области социально-экономической поддержки указанной категории граждан страны. Они были связаны с проблемами государственного ассигнования и были часто обусловлены несвоевременной деятельностью органов социального обеспечения и отдельных социальных работников. Увеличение номинальных денежных средств привело к постепенному накапливанию у населения значительной денежной массы, поэтому наряду с увеличением выплат населению все большей проблемой становилось обеспечение населения продовольствием. В условиях дефицита потребительских товаров, обострения продовольственной проблемы снизились темпы роста благосостояния населения страны. Поэтому государство ужесточило контроль за социальными выплатами.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)