Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 25, № 186 (2020)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

7-13 16
Аннотация

Представлен анализ понятия «педагогические условия». На основе сравнительного многоаспектного анализа понятия «условия» определено понятие «педагогические условия» и выявлены основные характерные черты. Педагогические условия проанализированы в работе как составная часть педагогической системы; они отражают экологические возможности, влияющие на личностные и технологические аспекты системы, способствуя ее успешному функционированию. Рассмотрены различные группы условий, обеспечивающих эффективное функционирование педагогической системы. Раскрыты особенности трех групп педагогических условий (организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, дидактическая). Далее были предложены психолого-педагогические условия, направленные на формирование прагматической компетенции на основе корпусных технологий. Первым предложенным психолого-педагогическим условием является мотивация обучающихся развивать прагматической компетенции на основе корпусных технологий. Вторым психолого-педагогическим условием является сформированность иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся не ниже уровня B1. Третьим психолого-педагогическим условием формирования прагматической компетенции на основе корпусных технологий следует включить сформированность ИКТ-компетентности у обучающихся. Следующим психолого-педагогическим условием формирования прагматической компетенции на основе корпусных технологий является сформированность ИКТ-компетентности у преподавателя. И последним психолого-педагогическим условием формирования прагматической компетенции на основе корпусных технологий следует считать следование обучающимися обозначенному алгоритму формирования прагматической компетенции на основе корпусных технологий.

14-24 15
Аннотация

Рассмотрено понятие лингвистического корпуса текстов. Проведен краткий экскурс по работам предыдущих исследователей, посвященным использованию лингвистического корпуса текстов в обучении иностранному языку. Благодаря структурности и спланированному характеру проектной деятельности метод проектов выбран в качестве средства формирования коллокационной компетенции на основе лингвистического корпуса текстов. Дано определение метода проектов и обозначены его особенности. На основе методической литературы рассмотрены этапы реализации проектной деятельности. Проведен анализ исследований, в которых представлены этапы и шаги алгоритмов обучения различным аспектам иностранного языка. Разработан авторский алгоритм формирования коллокационной компетенции на основе лингвистического корпуса текстов, включающий три этапа (подготовительный; процессуальный и заключительный) и десять шагов (ознакомительный; пояснительный; информационная безопасность; поисковый; сортировочный; исследовательский; дискуссионный; коммуникативный; рефлексивный и оценочный). Составлены проблемные языковые задания на развитие коллокационной компетенции.

25-33 38
Аннотация

Рассмотрено использование дифференцированных методов в преподавании английского языка для специальных целей студентам неязыковых специальностей. Следует признать, что в рамках Болонского процесса владение иностранным языком рассматривается как одна из основных межкультурных компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на мировом рынке труда. В то же время Болонская система принесла с собой ряд проблем, среди которых – нехватка академических часов. С другой стороны, профессорам университетов приходится сталкиваться с многочисленными давними школьными проблемами, такими как отсутствие учебной мотивации у учащихся, пробелы в знаниях обучаемого языка, краткосрочный подход, который наблюдается у учащихся и их родителей, и т. д. Преподаватели английского языка для специальных целей сталкиваются с необходимостью определения приоритетных направлений развития языковой компетенции у студентов, чтобы подготовить их к профессиональному общению в выбранной области. Хотя языковые занятия охватывают различные аспекты обучаемого языка, в то же время учителям необходимо выбрать эффективные мероприятия для развития у учащихся определенных навыков, которые будут успешно применены молодыми специалистами. Нами обучаются студенты музыкальных, экономических, медицинских и педагогических специальностей. Описан опыт преподавания, основанный на применении конкретных методов, применяемых для продвижения языковой компетенции у студентов нелингвистического направления. Сохранена значимость тщательно подобранных педагогических ресурсов для успешного развития профессионально значимых компетенций обучающихся, подчеркнуто жизненно важное значение продуманной организации самостоятельной работы обучающихся и предложена разработка сбалансированной структуры контролируемых и самостоятельных занятий обучающихся. Рассмотрено применение информационных технологий с целью формирования и повышения уровня языковых, межкультурных и коммуникативных компетенций студентов как одно из оптимальных решений в современном учебном процессе. В то же время специальность обучающихся часто определяет и расширяет выбор видов деятельности, которые развивают конкретные навыки, необходимые для будущей карьеры учащихся. Поэтому в данной работе рассмотрены виды задач, методологически актуальные для разных специальностей.

34-41 12
Аннотация

Проанализирована проблема путей повышения мотивации обучения иностранному языку в вузе. Подчеркнуто, что именно мотивация может вызывать целенаправленную активность личности студента по освоению иностранного языка. Проведен анализ научной литературы, связанной с проблемами мотивации как сложного механизма по соотнесению личностью внешних и внутренних факторов, определяющих возникновение и способы осуществления форм учебной деятельности, ее направленность на внутренние побуждения получения знаний. Акцентировано внимание на том, что от силы мотивации зависит эффективность учебной деятельности. Степень успешности зависит от использования приемов и методов организации процесса обучения, которые, по нашему мнению, способствуют созданию мотивационных стимулов изучения иностранного языка: лингвострановедческий аспект, ориентация на профессиональную деятельность, использование компьютерных технологий во внеаудиторной работе, геймификация учебного процесса. Сделан вывод о том, что внутренняя мотивация обладает большой побудительной силой, а ее условием является создание преподавателем ситуации успеха, которая может быть достигнута благодаря системе поощрений за успешную работу, привлечению дополнительного материала страноведческого характера, совершенствованию коммуникативных навыков, использованию образовательных платформ как домашней работы, использованию геймификации для вовлечения студентов в решение учебных неигровых процессов и ситуаций.

42-47 28
Аннотация

Обучение второму иностранному языку требует от преподавателей тщательного планирования педагогической деятельности. Одной из проблем, с которой сталкиваются обучающиеся при изучении второго иностранного языка, является интерференция (отрицательный перенос), которая возникает из-за влияния родного языка и первого иностранного языка. Особенно сложным считается преодоление интерференции в процессе изучения предлогов второго иностранного языка. Для того чтобы помочь обучающимся преодолеть возникающую интерференцию под влиянием нескольких языков, преподавателю необходимо создать необходимые условия, способствующие созданию продуктивного мышления обучающихся. Рассмотрен потенциал использования когнитивно-коммуникативного подхода применительно к процессу преодоления интерференции при изучении предлогов второго иностранного языка. Предложен и подробно описан алгоритм преодоления интерференции, который включает в себя следующие этапы: 1) этап планирования; 2) этап подбора основополагающей информации; 3) этап подготовки опорных методических средств; 4) этап отработки нового учебного материала на основе применения опор; 5) этап отработки нового учебного материала без применения опор; 6) этап оценивания деятельности обучающихся.

48-52 30
Аннотация

Сегодня актуальность применения современных информационных и коммуникационных технологий (вики-технологии, блогов, подкастов, лингвистического корпуса), обладающих дидактическими свойствами и методическими функциями, в обучении иностранному языку и переводу не вызывает сомнений. Перевод экономического дискурса с китайского языка на русский язык востребован в контексте постоянно расширяющегося взаимодействия двух стран в торгово-экономической сфере. В связи с чем возрастает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов-переводчиков экономического дискурса. Изложены предложения по обучению студентов переводу экономического дискурса с китайского языка на русский язык на примере использования блог-технологии. При осуществлении перевода и его обучении необходимо учитывать разницу в организации структур русского языка и китайского языка. Перечисленные виды современных информационных и коммуникационных технологий способны удовлетворить требованиям, предъявляемым к обучению переводу с китайского языка, относящемуся по своей структуре к изолирующему типу. Во главу угла ставится формирование переводческих компетенций (языковой, текстообразующей, коммуникативной, технологической компетенции, а также специальной компетенции, включающей экономическую составляющую) с опорой на разработанную систему упражнений. Представлен алгоритм организации обучения переводу экономического дискурса с китайского языка на русский язык посредством блог-технологии с выделением трех основных этапов (подготовительного, практического и заключительного) и подробным описанием входящих в них действий.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

53-63 19
Аннотация

Интегрированное предметно-языковое обучение иностранному языку и профильным дисциплинам является относительно новым подходом, который только начинает внедряться в иноязычную подготовку студентов неязыковых вузов. В работе представлена авторская методическая модель как система обучения студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» профессиональному иностранному языку на основе интегрированного предметно-языкового обучения. В основе модели лежат пять подходов: компетентностный, системный, личностно-деятель-ностный, коммуникативно-когнитивный, интегрированное предметно-языковое обучение (CLIL). Реализованы подходы на практике посредством ряда принципов. В работе подробно описаны принципы интегрированного предметно-языкового обучения: принцип аутентичности, принцип интенсивности владения иностранным языком, принцип активного преподавателя, принцип поликультурности, принцип развития мыслительных навыков высшего порядка, принцип устойчивого обучения, принцип адаптации учебного материала, принцип опоры на родной и иностранный языки, принцип мотивации. Процесс обучения студентов аграрного вуза профессиональному иностранному языку в условиях интегрированного предметно-языкового обучения строится на основе таких методов обучения, как: коммуникативные и интерактивные методы, методы проблемного и профессионального обучения, тандем-метода и методов контроля. Предметное содержание обучения студентов основано на предметном содержании обучения профильным дисциплинам и отражает специфику будущей профессиональной работы студентов. В работе подробно представлено описание всех компонентов методической модели. 

64-76 17
Аннотация

Работа посвящена определению цели обучения профессиональному иностранному языку студентов аграрного вуза в условиях интегрированного предметно-языкового обучения. На основе изучения истории вопроса определения целей обучения иностранному языку на разных этапах сделано заключение, что основным результатом обучения должно стать формирование профессиональной межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Под этим видом компетенции в работе понимается способность и готовность студентов аграрного вуза использовать иностранный язык как средство профессионального общения с представителями разных стран и культур с учетом специфики межкультурного взаимодействия, а также средство познания и профессионального развития. В структурном плане межкультурная профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя три блока: профессиональный, межкультурный и иноязычный коммуникативный. Иноязычная коммуникативная компетенция представляет способность и готовность студентов использовать иностранный язык как средство общения, познания и развития. Она будет отражать профессиональную направленность обучения и включать лингвистический, речевой, социокультурный, компенсаторный и учебно-познавательный компоненты. Межкультурная компетенция представляет способность и готовность взаимодействия с представителями разных стран и культур, направленную на установление профессиональных межкультурных контактов, разрешение конфликтных ситуаций в сфере межкультурного общения, достижение целей межкультурного взаимодействия. Все эти три блока профессиональной межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции существуют отдельно лишь для описательных целей и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Также рассмотрена профессиональная иноязычная коммуникативная компетентность как уровневая категория, состоящая из ценностно-мотивационного, когнитивного, коммуникативного и рефлексивного компонентов. Подробно описаны каждый из компонентов.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

77-85 38
Аннотация

В связи с трансформацией социально-экономической обстановки в России произошли серьезные изменения в структуре российской семьи, во взаимоотношениях ее членов, то есть явно наблюдается кризис нашей отечественной семьи, появляются неполные семьи. Проанализированы объективные обстоятельства и субъективные причины появления и существования матерей-одиночек и отцов-одиночек, воспитывающих одного ребенка или нескольких детей. Такая категория неполных семей требует специального подхода в работе психологов, педагогов, медиков и социальных работников. Как показывает анализ источников по проблеме неполной семьи, она теоретически мало проработана, поэтому предметом исследования стали особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами. Замечено, что с научной точки зрения интересные данные в отношении матерей-одиночек привел исследователь С.И. Голод, однако показатели 90-х гг. прошлого столетия в настоящее время явно устарели, и возникла необходимость произвести новые изыскания в этом направлении. Возник вполне естественный вопрос: «Можно ли считать одиноких матерей и одиноких отцов, воспитывающих детей без второй половины, семьями?». Приведена аргументация в пользу того, что такое сообщество является семьей, хоть и неполной. Теоретико-методологическими основаниями исследования были философские и психологические подходы (системно-структурный, личностно-ориентированный, субъект-субъектный, ценностно-мотивационный, отношенческий, духовно-нравственный). В исследовании использовались следующие методы: анализ научных источников, наблюдение, интервью, мыслительные операции (анализ, обобщение, структуризация). В результате исследования высвечены причины таких неполных семей, особенности и трудности общения с детьми, в большинстве случаев материальные недостатки, испытывающие каждая мать и каждый отец, воспитывающие одного или нескольких детей. Поэтому педагоги, психологи, медицинские и социальные работники должны учитывать не только типические, но индивидуальные подходы в деятельности с такой категорией неполных семей.

86-93 39
Аннотация

Проведен анализ понятий «социальное здоровье» (с опорой на социоцентрический, утилитарный, медико-социальный подходы), рассмотрено понятие «социальная активность»; приведены данные исследований, отражающие взаимосвязь социального здоровья подростков и их социальной активности. В процессе анализа сделан вывод о том, что социальная активность подростка выступает в качестве одного из главных факторов его социального здоровья, способствуя развитию у него социально значимых знаний, умений и навыков, необходимых для их самореализации и социальной адаптации в обществе, отражает его стремление и способность к построению взаимоотношений с окружающими, включенность личности подростка в социум. В процессе проводимого анализа сделан вывод, что одной из главных задач развития личности подростка является формирование гармоничных отношений подростка с обществом, то есть развитие его социального здоровья, которое возможно только при условии включения подростка в активную деятельность по освоению социальных норм, правил, ценностей, обязанностей, где он бы выступал не просто наблюдателем, а активным участником происходящего. С целью эмпирического изучения влияния социальной активности на социальное здоровье подростка было проведено предварительное исследование, в котором приняли участие воспитанники подросткового возраста Государственного бюджетного учреждения г. Москва Центра содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства им. Ю.В. Никулина» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москва.

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

94-103 19
Аннотация

Представлено обоснование сущности и структуры социального опыта дошкольников. Приведен краткий обзор имеющихся в научных источниках подходов к выделению компонентов социального опыта детей. Проанализирована структура социального опыта, состоящая только из трех компонентов, которые присутствуют в качестве составляющих у всех ученых: мотивационного, когнитивного, поведенческого. Сделан вывод, что такая структура имеет существенные недостатки: она не является синергетичной и не учитывает эмоциональную составляющую опыта дошкольников. Недостаток трехкомпонентной структуры ликвидируется посредством введения эмоционального компонента, поскольку деятельность ребенка дошкольного возраста преимущественно непроизвольна и детерминирована в основном его эмоциональным состоянием в конкретный момент времени. Обоснована состоятельность предложенной четырехкомпонентной структуры социального опыта дошкольников, проанализированы взаимосвязи между выделенными компонентами и подробно раскрыты значение и содержание каждого из них. На основе разработанной структуры сформулировано определение социального опыта дошкольников.

104-113 32
Аннотация

Рассмотрена совместная деятельность дошкольников со сверстниками и взрослыми, традиционно выступающая в качестве необходимого условия совершенствования позитивных социально-поведенческих проявлений и адаптации детей к полноценным позитивным социальным отношениям. Включаясь в совместную деятельность различной предметной направленности, ребенок осваивает нормы и правила взаимодействия с людьми, учится согласовывать свои эмоциональные реакции и действия с другими, развивает свои коммуникативные, лидерские навыки и умения. Представленные формы организации совместной деятельности позволяют последовательно усложнять характер взаимодействия детей.

114-127 20
Аннотация

Актуальность проблемы обусловлена требованием педагогической теории и практики в обеспечении профессионального саморазвития будущего педагога начального образования и имеющимся несовершенством современных технологических средств сопровождения профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды. Рассмотрено информационное обеспечение профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды. Также представлено теоретическое рассмотрение понятий «информационная образовательная среда» и «цифровая образовательная среда». Наиболее близким, в контексте исследования, является определение цифровой образовательной среды, как совокупность цифровых образовательных технологий, средств и соответствующих ресурсов, обеспечивающих процесс образования в контексте цифровизации общества. Информационными средствами реализации выступили технологии педагогического сопровождения профессионального саморазвития будущего педагога начального образования, которые были содержательно модернизированы: технологии «Тайм-менеджмент», проекты, веб-квесты, моделирование, форсайт-технологии, дискуссии, проектные технологии, различные социально-нравственные практики, моделирование и геймификация будущих профессиональных стратегий, технологии достижений и успеха (конкурсы, олимпиады). В рамках данной работы обосновано новое научное направление в области теории и методики профессионального образования, определяющее как теоретическое, так и прикладное решение важной проблемы педагогического сопровождения процесса профессионального саморазвития будущего педагога начального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, а также стандарта профессии «Педагог».

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

128-137 38
Аннотация

Современная деятельность преподавателя высшей школы в сфере физической культуры и спорта характеризуется разнообразием и сложным содержанием. Для достижения желаемого результата в физическом воспитании студентов такое содержание должно подчиняться четкой логике функционирования и контроля. Любую целесообразную и рационально организованную деятельность в сфере физической культуры и спорта можно разложить на такие компоненты, как планирование, реализация, контроль и учет. Единство функционирования этих компонентов позволит наиболее эффективно построить и управлять процессом физического воспитания в организации высшего образования. Проблема контроля и учета физкультурного образования студентов является одной из актуальных педагогических проблем, так как от контроля и учета во многом зависит успех всего процесса физического воспитания в организации высшего образования. Для совершенствования физкультурного образования студентов в организации высшего образования необходима углубленная разработка фонда контроля и учета по содержанию и методики. Раскрыты содержание и методика контроля и учета успеваемости студентов (бакалавров) по элективной дисциплине «Волейбол».

138-143 32
Аннотация

Исследование посвящено физической подготовке курсантов и слушателей образовательного учреждения высшего образования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации с применением средств гиревого спорта. Использованы методы статистического, графического, аналитического исследования. Рассмотрена роль физической подготовленности в учебно-воспитательном процессе и профессиональной деятельности будущих сотрудников Министерства внутренних дел. Охарактеризована подробная методика и алгоритмы проведения учебных занятий с использованием средств гиревого спорта. Обозначены основополагающие преимущества гиревого спорта в разрезе физического, психологического, морально-волевого, творческого, профессионального развития курсантов и слушателей. Раскрыто положительное влияние упражнений с использованием средств гиревого спорта на физическую подготовленность учащихся и решение прикладных, оздоровительных и профессиональных задач, связанных с силовым пресечением правонарушений и задержание сопротивляющихся правонарушителей.

144-153 22
Аннотация

Взаимосвязь между антропометрическими параметрами и уровнем развития двигательных способностей школьников – научно важная и практически значимая тема. Используя знания о показателях физического развития, можно прогнозировать успешность освоения двигательных навыков и умений. Эти данные можно использовать в спортивном отборе и построении эффективной системы физического воспитания в общеобразовательной школе. Проведено измерение антропометрических параметров и тестирование двигательных способностей 160 школьников г. Тамбов в возрасте 15 лет. Проведен корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи отдельных антропометрических характеристик (длина и масса тела, окружность груди и экскурсия грудной клетки) и двигательных способностей (скоростная, скоростно-силовая, силовая, координационная, общая выносливость и гибкость). Как среди юношей, так и среди девушек выявлена прямая выраженная и статистически достоверная корреляция между длиной тела и скоростной и координационной способностями, а также общей выносливостью. Масса тела у школьников не имела выраженной и статистически достоверной взаимосвязи с двигательными способностями. Окружность груди и экскурсия грудной клетки у юношей имели выраженную, статистически достоверную связь с уровнем развития всех проанализированных двигательных способностей. У девушек корреляция была либо недостаточно выражена, либо имела разное направление, что указывает на отсутствие взаимозависимости. Полученные данные позволяют строить адресную стратегию развития двигательных способностей подростков на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Результаты исследования могут использоваться тренерским составом в спортивных секциях для спортивного отбора и спортивной ориентации.

154-161 23
Аннотация

Представлен анализ формирования спортивных двигательных навыков у детей с поражением опорно-двигательного аппарата средствами адаптивного плавания. Разработанная методика спортивной подготовки детей с поражением опорно-двигательного аппарата в адаптивном плавании на начальном этапе была рассчитана на три года. Все занимающиеся были учащимися школы адаптивного плавания. Значимость представленного исследования заключена в том, что проанализированы, представлены и дополнены знания о содержании частных методик адаптивного плавания в системе спортивной подготовки детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Расширены представления о эффективности применения средств адаптивного плавания в повышении уровня двигательной активности и спортивной подготовленности детей с поражением опорно-двигательного аппарата для решения задач их социальной интеграции. Раскрыты положения, отражающие структуру и содержание учебно-тренировочного процесса адаптивного плавания на начальном этапе спортивной подготовки. Особенности тренировочного процесса зависят от степени двигательных и функциональных возможностей детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Представлен анализ результатов педагогического эксперимента, отражающий изменение показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности детей с поражением опорно-двигательного аппарата.

162-167 32
Аннотация

Представлен анализ формирования спортивных двигательных навыков у детей с поражением опорно-двигательного аппарата средствами адаптивного плавания. Разработанная методика спортивной подготовки детей с поражением опорно-двигательного аппарата в адаптивном плавании на начальном этапе была рассчитана на три года. Все занимающиеся были учащимися школы адаптивного плавания. Представлена структура и продолжительность занятий, содержание каждой части занятия на суше и в воде. Описаны особенности подготовки и организации занятий. Отмечено, что при освоении спортивных способов плавания более легким для детей с поражением опорно-двигательного аппарата является кроль на спине, так как процесс дыхания проходит естественно, и опускать лицо в воду не приходится, детям проще координировать движения с дыханием. Полученные результаты показывают эффективность разработанной программы спортивной подготовки начального этапа детей с поражением опорно-двигательного аппарата средствами адаптивного плавания как для обучения техники плавания, так и для коррекции недостатков физического, психомоторного развития и социальной адаптации детей.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

168-174 23
Аннотация

Рассмотрена особая область дидактики – обучение детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства. Научно обосновано методическое обеспечение, которое эффективно влияет на развитие детей дошкольного возраста средствами хореографии, выявляя в том числе и пути развития физиологических и психологических качеств данной возрастной категории. Также определены принципы и методы обучения и воспитания средствами хореографии в учреждениях дошкольного образования. Интерес в исследовании также вызван разработанной образовательной программой «Основы хореографии» для детей дошкольного возраста, которая предусматривает построение процесса обучения и воспитания по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня освоения азов ритмики, азбуки классического, народного, современного и бального танцев.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

175-182 17
Аннотация

Специалистов по кузнечному ремеслу Древней Руси давно интересуют железные бытовые предметы с клеймами, такие как ножи и ножницы. В исследовательской литературе уже рассмотрены подобные находки из Москвы, Твери, Торжка, Пскова, Смоленска и Изборска. В данном исследовании впервые собраны, описаны и продатированы все клейменые железные ножи и ножницы, выявленные в археологической коллекции Великого Новгорода. Все клейма подвергнуты анализу, и почти каждому подобраны аналогии в средневековом западноевропейском материале. Почти все виды клейм, которые представлены на новгородских предметах, встречены на ножах, а иногда и на мечах, или фальшионах, найденных на территории Польши, Чехии, Германии, Италии, Нидерландах и Англии, встречаются подобные клейма и на территории Древней Руси, но в гораздо меньшем количестве. Все предметы, маркированные клеймом, являются изделиями западноевропейского производства, древнерусские кузнецы не практиковали клеймение своей продукции. Большинство предметов с клеймами привозили в Новгород из Польши, Чехии и Германии. Единичные предметы могли попасть в Новгород и из Англии через ганзейских купцов. Предметы с клеймами, найденные при раскопках в Великом Новгороде, датируются XIII – первой половиной XV века.

183-192 26
Аннотация

Проанализированы вопросы формирования библиотечных собраний усадеб Тамбовской губернии во второй половине XIX – начале ХХ века. Актуальность выбранной проблемы определяется важностью обновления знаний о библиотечно-усадебной культуре российской провинции. Новизна работы заключена в формировании новых выводов о проблеме развития и судьбе библиотек отдельных владельцев, значимости усадебных собраний для информационной среды пореформенного времени, введения в оборот новых данных о книжных собраниях тамбовских владельцев. Показано, что в силу отсутствия надежных сведений о дореволюционных коллекциях отдельных владельцев верификация истории появления отдельных изданий в усадьбах происходит по отрывочным данным. Поэтому наиболее перспективной формой изучения книжной культуры являются работы по систематизации собраний региона, созданию новых и дополнению старых коллекций тамбовской книги. Изучены книжные коллекции Караульского имения Чичериных, Павловского поместья Волконских, проанализирован состав литературы библиотеки Глазковского имения семьи Мансуровых, книжные коллекции Сосновского имения Бенкендорфов, выявлена передача объединенной библиотеки книг Леонида Васильевича Воейкова и Дмитрия Васильевича Поленова в Нарышкинскую библиотеку г. Тамбов. Обосновано, что во второй половине XIX – начале ХХ века в губернии был создан ряд интересных собраний книг, отражающих уникальные документы по истории России и зарубежных стран, уникальную литературу зарубежных издательств. На основе ряда дворянских книжных собраний были созданы публичные библиотеки, что в немалой степени способствовало развитию народного просвещения. Для части владельцев собранные коллекции являлись источником знаний в социально-экономической модернизации имения, позволяющие им активно развивать свои хозяйства.

193-204 28
Аннотация

Изучены различные медико-санитарные, эпидемиологические и повседневно-бытовые реалии жизни воспитанников детских социальных учреждений, в частности, детей-сирот в императорской России и в первое десятилетие Советской власти. Рассмотрение данных аспектов истории детства в контексте заболеваемости и смертности детской когорты проведено на материалах Тамбовской губернии, что позволило уточнить и выявить малоизвестные факты и проявления социальной политики и охраны здоровья детей и подростков на губернском и уездном уровнях. Сопоставление региональных данных и столичных рекомендаций по борьбе с детской заболеваемостью и смертностью показало совершенную оторванность центральных властей от понимания процессов и реалий жизни провинциального социума, а также пренебрежение потребностями детских учреждений вне столицы. Данное явление не было исключительным, а отражало типичные тенденции противоречий социально-экономического и медико-санитарного состояния центра и регионов. Изучение детской заболеваемости и смертности в дореволюционный период Российской истории дало возможность подтвердить гипотезу о том, что наиболее трагичной и травматичной являлась судьба и жизнь детей-подкидышей. Доходившая до 90 % смертность таких «детей беды» начала снижаться только после перехода детских приютов под контроль и финансирование местных самоуправлений – земских управ. Но наиболее эффективной и полезной стала передача детей-подкидышей на содержание и воспитание в крестьянские семьи. Эта патриархальная традиция детского призрения, подкрепленная небольшой финансовой поддержкой от земства, позволила спасти и социализировать большинство несчастных и болезненных найденышей, которые становились членами семьи своих приемных родителей и получали пищу, кров и перспективы жизнеустройства, и профессиональные навыки. Обращение к начальному периоду повседневной жизни и социализации детей и подростков в детских домах Тамбовской губернии путем реконструкции и анализа условий проживания, питания, заболеваемости и смертности выявило катастрофические проблемы этих «цветов жизни» Советской России. Дефицит медицинских кадров, почти полное отсутствие лекарств и санитарно-гигиенических средств, сложная эпидемиологическая обстановка, голод и холод вызывали повальную заболеваемость и рост смертности воспитанниц и воспитанников домов ребенка и детских социально-воспитательных учреждений. Сопоставление практик призрения «детей-беды» в дореволюционной и Советской России не может быть корректным и оправданным, так как были не сопоставимы общие социально-экономические, повседневно-бытовые, правовые и социокультурные условия жизни таких детей, а также медико-санитарное сопровождение в детских социальных учреждениях. Уточнены возможности приютов для подкинутых детей при земских больницах, родильных отделениях, частном патронировании. Выявлена роль медицинских работников, чьи отчеты и обследования детских воспитательных социальных учреждений являлись наиболее достоверными индикаторами реального положения дел с заболеваемостью и смертностью детей-сирот. Проанализированы историографические подходы и источниковедческие традиции как отечественных, так и зарубежных историков при изучении призрения детей-сирот в рассматриваемый хронологический период отечественной истории. Привлечение первичных архивных документов дало возможность оценить малоизученные медико-социальный аспекты детской повседневности в приютах и детских домах в Тамбовской губернии в турбулентные и переломные годы отечественной государственности. Выявлены региональные особенности становления системы социальной защиты детей-сирот сквозь призму медицинской статистики и врачебных отчетов до и после 1917 г. Обращено внимание на важность проведения компаративистских исследований по истории детства в региональном, столичном, этноконфессиональном и социокультурном измерении.

205-215 33
Аннотация

В разработке истории Тамбовского государственного университета
им. Г.Р. Державина сохраняется пробел: не выявлена история Тамбовского рабочего факультета (ТРФ). Возникнув в ноябре 1919 г. в составе ТГУ, ТРФ после ликвидации университета существовал как самостоятельное региональное учебное заведение вплоть до 1930 г., когда вошел в состав новосозданного Тамбовского агропединститута – вплоть до упразднения рабфаков в 1939 г. Будучи заведением, непосредственно связанным с высшей школой, ТРФ явился институциональным соединителем первого тамбовского университета с ТГПИ/Державинским университетом, задавая «непрерывность» веку высшего образования на Тамбовщине. Задачу: подготовки будущих «пролетарских специалистов» – ТРФ решал в очень непростых условиях нэпа и периода «социалистической реконструкции». На основе впервые вводимых в научный оборот архивных документов рассмотрены кризисы ТРФ, вызванные намерением Центра, ссылавшегося на нехватку средств и непролетарский характер губернии, ликвидировать ТРФ в 1922 и 1924 гг. Приведены данные, демонстрирующие относительно благополучные показатели основной деятельности ТРФ, что в сочетании с мощной поддержкой местных властей позволило добиться сохранения рабфака, ставшего после ликвидации Практического института народного образования (ПИНО) и Сельскохозяйственного института (СХИ) единственным тамбовским учебным заведением, прямо ориентированным на вузы.

216-223 30
Аннотация

Проанализирована историческая нормативная база деятельности расценочно-конфликтных комиссий раннесоветского периода, существовавшая в период новой экономической политики. Актуальность исследования заключена в том, что квазисудебная деятельность расценочно-конфликтных комиссий изучена слабо, в этой связи исследование квазисудебных функций расценочно-конфликтных комиссий имеет историческое значение, а также имеет параллели с практикой работы современных комиссий по трудовым спорам. Целью исследования явилось изучение деятельности расценочно-конфликтных комиссий в период новой экономической политики с исследованием первых советских нормативных документов, а также реконструкция их истории на архивных материалах Тамбовской губернии. Методами исследования стали формально-юридический анализ историко-правовых актов советского времени: сравнительный анализ полномочий и деятельности квазисудебных органов и народных судов. Сделаны выводы о полном формальном соответствии судебного процесса в современных мировых судах и исторических квазисудебных органах, разрешавших в 1920-е гг. трудовые споры, реконструирована иерархия этих органов и нормативная правовая база их деятельности, а также встроенность в систему советских публичных органов власти. Проанализированы такие принципы судебного процесса, реализуемые в деятельности комиссий, как принципы открытости, гласности, равенства сторон.

224-233 22
Аннотация

Рассмотрены малоизученные аспекты использования лиц, совершивших уголовные преступления, в качестве бойцов и младших командиров на передовой линии фронтов Великой Отечественной войны. Показано изменение правоприменительной практики в начале войны, допускавшей внесудебное освобождение лиц, приговоренных к исполнению наказаний, связанных с лишением свободы. Вторым, наиболее важным направлением исследования стало освещение мероприятий, связанных с учреждением, формированием и деятельностью штрафных рот и батальонов. Обоснована недопустимость недостоверного изображения этих процессов в литературе и кинематографе. Одной из основных целей публикации является активизация внимания научного сообщества и рядовых читателей на проблемы взаимосвязи проводившихся в военный период преобразований элементов исправительно-трудовой системы, находящихся в подчинении как НКВД СССР, так и Наркомата обороны СССР. Акцентировано внимание на необходимость более детального освещения деятельности штрафных частей и подразделений. В результате анализа архивных материалов, мемуаров и публикаций в средствах массовой информации сделан вывод, что применявшаяся практика снижения уровня уголовной ответственности по ряду составов преступлений, сочетавшаяся с привлечением осужденных к непосредственному участию в боевых действиях, сыграла позитивную роль в деле защиты Отечества.

234-242 45
Аннотация

Рассмотрен опыт использования музейной педагогики для реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук». Ключевой целью проекта является выявление и привлечение талантливой молодежи в научную сферу. Школьный музей может стать местом знакомства учеников с методами поисково-исследовательской работы, способствовать развитию критического мышления и, как следствие, дальнейшей реализации в профессиональной сфере. На основе анализа опыта работы музея военно-исторической славы выпускников школы и партизан-тамбовцев МАОУ «Лицей № 6» удалось выделить 4 этапа реализации проекта. В первую очередь, с помощью творческих заданий и игровых методов необходимо сформировать у учащихся мотивацию к занятию поисково-исследовательской работой. Следующий этап предполагает создание дополнительных возможностей для научной самореализации. Из наиболее заинтересованных учеников формируется творческое объединение, которое занимается такими видами деятельности, как музееведческая, источниковедческая, художественно-техническая и историческая. Здесь педагогу необходимо активно внедрять проектный метод работы. Можно приглашать ученых и специалистов с лекциями и мастер-классами, чтобы ученики больше узнали об особенностях научной работы. Третий этап подразумевает включение музейных уроков в образовательный процесс, причем для организации подобных уроков следует привлекать членов творческого объединения. В заключение: не стоит забывать и о важности популяризации музея в общественной среде через официальный сайт, средства массовой информации, научные издания, массовые мероприятия и экскурсии для гостей школы.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)