ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. Проблемное поле детского развития в современном социуме актуализировало интеграцию имеющихся знаний и поиск новых методологических подходов, в рамках которых возможны комплексные исследования путей решения возникающих проблем. В науке и практике дошкольного образования актуальными и востребованными становятся знания о влиянии функционального состояния мозга и высших психических функций на познавательное и личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования – обосновать необходимость использования основных положений нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Методы исследования. Исследование выполнено на основе системного и нейропсихологического подходов. В качестве методов исследования применялись: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация.
Результаты исследования. Обосновано, что нейропсихологический подход является наиболее перспективным направлением современных исследований детей с нарушением речи с позиции изучения психо-речевой патологии на основе взаимодействия мозговых систем и функций. Это позволяет более детально рассмотреть речь в качестве высшей психической функции и определить перспективы ее развития у ребенка с речевыми трудностями. Доказано, что использование нейро-педагогических методов в работе с дошкольниками позволяет не только скорректировать речевые нарушения, но и способствует развитию социокультурных и коммуникативных навыков, активизирует эмоционально-волевую сферу личности. На основе нейропсихологического подхода разработаны направления комплексной работы педагога с детьми, имеющими речевые нарушения.
Выводы. Практическое применение полученных теоретических результатов позволяет выявить взаимосвязь развития мозговых структур с потенциальными возможностями конкретного ребенка, что необходимо при разработке педагогом-логопедом индивидуальной коррекционно-развивающей программы для дошкольников с нарушениями речи.
Актуальность. Отражено место детского чтения в пространственно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения как функционально значимого для интеллектуального развития ребенка. Поставлена проблема отсутствия книжного фонда в детском саду, созданного по законам науки. Цель исследования – разработать концепцию формирования библиотеки детских книг в дошкольном образовательном учреждении.
Материалы и методы. Раскрыты теоретические основания формирования библиотечки для детей в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены историко-литературные, книговедческие и культурологические принципы отбора и группировки детских книг и произведений для младших, средних и старших возрастных групп юных слушателей. Охарактеризованы книги картинного, игрового, деятельностного типа и классический вид книжного издания для детей. Предложены алгоритмы метода рассматривания детской книги, организации слушания, игры, творческих заданий.
Результаты исследования. Сформулированы психолого-педагогические и литературоведческие законы формирования круга детского чтения: закон возрастных ограничений, возрастных соответствий и возрастной перспективы, закон содержательного пятимирия, тематического богатства и жанрового разнообразия. Отражены методические аспекты общения ребенка с книгой и журналом. Выявлена динамика мотивов обращения к детской литературе дошкольников от года-двух лет до начала школьного обучения. Подведены итоги научно-педагогических утверждений автора о качественной библиотечке детского чтения в дошкольном образовательном учреждении.
Выводы. Выражена концепция комплексного научного подхода к формированию библиотечек в детских садах и отражен опыт данной деятельности, неоднократно нами апробированный. В качестве наглядного обобщения дан рисунок концептуальной модели. Данная модель может быть использована для формирования круга чтения младших школьников.
Актуальность. Описана проблематика духовно-нравственного воспитания детей на этапе обучения в начальной школе. Проработана актуализация вопроса формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников с позиции социокультурных предпосылок развития общества, государственных требований к воспитанию подрастающего поколения и со стороны практики образования.
Методы исследования. Методологическим основанием проведенного исследования выступили философско-антропологический, аксиологический и личностно-ориентированные подходы, определяющие содержательные ориентиры концепции духовно-нравственного воспитания младшего школьника. В рамках данных подходов использованы методы теоретического анализа, синтеза и обобщения научной литературы, а также персонифицированного наблюдения за обучающимися начальной школы.
Результаты исследования. Обоснованы духовно-нравственные ценности в контексте педагогической категории. Дана характеристика возрастных особенностей младших школьников в процессе духовно-нравственного воспитания, обоснован музыкальный фольклор как ведущее средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Выводы. Нивелирующее воздействие современных тенденций развития общества и наличие кризисов в различных областях жизнедеятельности общества доказывают необходимость формирования духовно-нравственных ценностей с раннего возраста обучающихся. Доказано, что обращение к истокам народной культуры в музыкальном формате способствует более углубленному и проникновенному протеканию процесса духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Актуальность. Исследование биосоциальных особенностей при формировании психологической готовности сотрудников органов внутренних дел в ходе выполнения оперативно-служебных задач военнослужащих становится одной из приоритетных в связи с их участием в специальной военной операции и обеспечении безопасности жизнедеятельности граждан на подведомственных территориях. Растущая динамика организованных преступлений с увеличением их тяжести актуализирует необходимость организации особых направлений профессиональной подготовки служащих по освоению стратегий работы с психоэмоциональным напряжением, повышенным уровнем стресса, ситуациями высокого риска для здоровья и жизни. Цель исследования – раскрыть особенности формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях.
Материалы и методы. Раскрыто влияние специфических условий труда сотрудников отдела внутренних дел на психофизиологический, психологический, социальный уровни личности. При описании аспектов психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях проанализированы ее структура, этапы и методы формирования.
Результаты исследования. Обосновано наличие гендерных различий сотрудников органов внутренних дел в особых условиях труда, выявлены детерминанты деструктивного поведения служащих при различных типах высшей нервной деятельности и описаны эффективные технологии преодоления разрушающего воздействия стрессовых факторов.
Выводы. Вопрос формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях является многоаспектным и требует комплексной работы: анализа внешних условий (грамотного профессионального взаимодействия руководящего состава, психологической службы) и внутренних импульсов (непрерывная самообразовательная деятельность, направленная на развитие профессионально-важных качеств личности и навыков выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях).
Актуальность. Важное место в контексте современного реформирования системы высшей школы Российской Федерации приобретает процесс организации историко-краеведческой деятельности, направленной на развитие гражданственности и патриотизма, социализацию и самореализацию студенческой молодежи. Конструирование новых подходов к данному виду деятельности обучающихся неизменно опирается на исторический опыт, полученный педагогами и учеными в советский и постсоветский периоды на основе использования регионального подхода к изучению проблемы. В этой связи обоснована необходимость разработки периодизации развития историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи в системе отечественных учреждений высшего образования. Цель исследования – на основе разработанных критериев выделить этапы историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи Луганщины, осуществляемой с начала 1920-х гг. по современный период.
Методы исследования. В основе исследования лежал диалектический принцип исторического развития, использовались парадигмальный, системный, синергетический, средовой и культурологический подходы, теория деятельности, теория гуманизации, метод анализа документальных источников, сравнительно-исторический, диалектический методы научного исследования.
Результаты исследования. В процессе анализа ряда критериев (тенденций в развитии высшего образования, уровня развития краеведческой деятельности в государстве и регионе, сущности государственной политики в отношении исторического краеведения; идеологических постулатов, продуцируемых политической элитой и обусловливающих развитие всей социокультурной сферы в различные исторические периоды; социокультурных факторов, обусловливавших краеведческую деятельность в вузах; социально-экономических факторов) выделены и охарактеризованы пять этапов развития историко-краеведческой деятельности, каждый из которых имел свои отличительные особенности.
Выводы. Сделан вывод о влиянии изменений, произошедших в общественно-политической жизни государства и системе отечественной высшей школы, на характер каждого из этапов.
ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. В современном мире сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей является одной из главных задач общества. В этом процессе наука и образование играют ключевую роль, так как они формируют мировоззрение и ценностные ориентации у людей. Сохранение национальной идентичности и укрепление духовно-нравственных ценностей позволяют создавать благоприятные условия для развития каждого гражданина, а также способствуют формированию новой, более высокой культуры взаимоотношений внутри общества и между нациями.
Методы исследования. Теоретической базой исследования является междисциплинарный подход, позволяющий анализировать образовательную практику в контексте, с одной стороны, педагогических подходов, с другой – социокультурных изменений, происходящих в обществе. В основе исследования лежит эмпирическое обобщение, анализ и интерпретация научной литературы, практических разработок по проблеме сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей личности в обществе.
Результаты исследования. Раскрыты виды духовно-нравственных ценностей, которые играют важную роль в формировании мировоззрения и поведения людей; проанализированы программы, способствующие развитию духовно-нравственных ценностей личности; дана характеристика технологиям, позволяющим за счет интеграции науки и образования использовать новейшие научные достижения для формирования ценностных ориентаций личности.
Выводы. Интеграция науки и образования является ключевым фактором в сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей в обществе. Она позволяет использовать научный подход для решения проблем, связанных с развитием ценностей, а также создавать новые программы и проекты, направленные на обучение навыкам межличностного общения, эмоциональной саморегуляции и конфликтологии. Важно, чтобы образование было ориентировано на развитие личности и уважение к разным культурам и традициям.
Актуальность. Для адаптации как в коллективе, так и в будущей самостоятельной жизни воспитанники детских домов должны обладать определенным уровнем конфликтологической компетентности, который можно развивать в рамках учебного и воспитательного процессов в образовательных учреждениях. Компетентность воспитанников детских домов – это их способность принимать решения в реальной конфликтной ситуации и предпринимать шаги для эффективного решения возникающих проблем.
Методы исследования. Описаны методы мониторинга эффективности исследования путем предварительного, периодического и окончательного тестирования контрольной и пилотной групп.
Результаты исследования. Проанализированы методы развития конфликтологической компетентности воспитанников детских домов, их характерные особенности и возможности применения в образовательном процессе. Подчеркнута необходимость установления некоторых критериев оценки для определения уровня развития конфликтологической компетентности на всех трех этапах исследовательского процесса. Объяснены социально-педагогические условия для эффективной реализации курса, которые включают в себя: обеспечение интенсивного цикла обучающих тренингов, предназначенных для получения и усвоения знаний и навыков, а также развитие навыков конфликтологической компетентности подростков детских домов и разработка портала данных с размещением базы знаний по разрешению межличностных, социальных и бытовых конфликтных ситуаций.
Выводы. Сделан вывод о возможности эффективного повышения уровня конфликтологической компетентности воспитанников детских домов за счет реализации занятий, включающих циклические тренинги обучения и тройной мониторинг динамики его результатов.
Актуальность. Рассмотрена устремленность системы образования к формированию в современном обществе традиционных духовно-нравственных ценностей. Цель исследования – определение отношения молодежи к Хэллоуину и специфика восприятия данного мероприятия.
Материалы и методы. Предметом исследования определена роль и место празднования Хэллоуина в жизни молодежи. Для достижения цели использовались такие методы, как анализ литературы, социологический опрос, индивидуальная беседа.
Результаты исследования. Рассмотрены особенности охраны общественного порядка сотрудниками полиции в период празднования Хэллоуина; изложена антисоциальная суть данного «праздника»; рассмотрено его пагубное влияние на формирование духовно-нравственных ценностей граждан; описана специфика процесса формирования традиционного мировоззрения у сотрудников полиции как основы противодействия угрозам национальной безопасности; обоснован тезис о необходимости актуализации процесса формирования традиционной культуры в современном российском обществе. Также рассмотрено понимание смыслового содержания Хэллоуина учащейся молодежью. Доказано утверждение о том, что Хэллоуин является замещающим мероприятием, которое оттягивает на себя значительные информационные ресурсы, которые возможно потратить на более полезные направления деятельности, например, развитие традиционной российской культуры. Проанализировано влияние празднования Хэллоуина на обеспечение общественной безопасности.
Выводы. Хэллоуин является частью культурно-языковой интервенции в наше общество. Защитники закона должны придерживаться традиционных российских ценностей, и это будет способствовать повышению общего уровня сформированности культуры.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Актуальность. В современных условиях большинство взаимодействий с письменными текстами происходит в цифровой среде, из-за чего появляется необходимость реализации свойства гипертекстуальности учебных материалов для развития актуальных навыков чтения. Цель исследования – интегрировать гипертекстуальность в процесс формирования читательской компетенции.
Материалы и методы. Сопоставительный анализ теорий организации учебного чтения позволил выявить универсальный перечень стратегий. Синтез эмпирических данных, полученных в результате изучения функциональных свойств гипертекстов, способствовал определению специфики этого учебного материала в контексте методики преподавания иностранных языков.
Результаты исследования. Был определен и изучен состав иноязычный читательской компетенции, состоящий из трех компонентов: мотивационного, когнитивного и деятельностного. Компоненты определяют требования к свойствам текста, среди которых присутствует структурное разнообразие, призванное провоцировать применение различных читательских стратегий для выполнения коммуникативных задач. В качестве универсальной типологии видов чтения была использована классификация С.К. Фоломкиной. Было установлено, что взаимодействие с гипертекстом является исследовательской стратегией, при которой комбинированно используются просмотровое чтение и три других типа.
Выводы. Предложенная модель взаимодействия с гипертекстом, разделенная на четыре этапа, позволяет эффективно реализовывать все компоненты иноязычной читательской компетенции: мотивационный – благодаря интерактивности гипертекста, предрасполагающей к автономности проведения исследования; когнитивный – благодаря аутентичности и потенциальной бесконечности учебных материалов, представленных гипертекстом; деятельностный – благодаря созданию условий комплексного использования всех видов чтения.
Актуальность. В системе российского высшего образования важное место занимает подготовка будущих специалистов к публикации результатов своих научных исследований в зарубежных журналах. Поэтому на разных уровнях обучения сохраняется потребность в формировании иноязычных компетенций в области академического письма, и поиск соответствующих эффективных методик остается актуальным. Цель исследования – оценить целесообразность использования билингвального подхода с опорой на родной язык при обучении аспирантов гуманитарного профиля созданию качественных научных текстов (на примере введения к англоязычной научной статье).
Методы исследования. На основе анализа научной литературы выявлены основные недостатки монолингвального подхода, широко используемого при обучении академическому письму, а также преимущества применения для этих целей билингвального подхода с опорой на родной язык. Сконструирована модель обучения аспирантов гуманитарных направлений написанию введения к англоязычной научной статье, описаны этапы ее реализации, разработаны соответствующие критерии оценивания.
Результаты исследования. По завершении экспериментального обучения все аспиранты успешно выполнили поставленную перед ними задачу в области академического письма. Были выявлены проблемные аспекты, требующие дальнейшего совершенствования методик преподавания: нарушение абзацной структуры текста, недостаточно эффективное использование лексических маркеров, позволяющих отслеживать логическую последовательность изложения информации, перенос типично русских слов и выражений в англоязычный научный текст.
Выводы. Билингвальное обучение с опорой на родной язык позволяет обучающимся эффективно преодолеть академический и лингвострановедческий барьеры и повысить свою компетентность в области академического письма.
Актуальность. Исследования интеракции в обучении иностранным языкам начались в 1960-х гг. Сейчас исследователи определяют влияние интеракции на процесс обучения иностранному языку как благотворное в целом, однако продолжается изучение характеристик интеракции, повышающих ее эффективность в случае использования с обучающимися определенного возраста или уровня языка. В связи с такой неоднородностью умения учителя, чья роль в процессе интеракции на занятии по иностранному языку описывается как ключевая, особенно важны.
Материалы и методы. Материалами исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в таких областях, как обучение иностранным языкам и психологии. Методы исследования включают в себя анализ научно-исследовательской литературы и классификацию.
Результаты исследования. Изучены различные подходы к определению интеракции и предложено определение, релевантное для подготовки учителей иностранного языка. Рассмотрена роль интеракции в процессе обучения иностранному языку обучающихся различных возрастов и уровней языка, проанализирована роль стратегий интеракции как компонента профессионально-коммуникативной компетенции учителя иностранного языка. Описаны предлагаемые исследователями модели развития стратегий интеракции у учителей иностранного языка.
Выводы. Несмотря на то, что сейчас интеракция считается неотъемлемым элементом занятия по иностранному языку, в настоящее время существует ряд моделей, направленных на развитие стратегий интеракции у учителей иностранного языка, однако к настоящему моменту не была предложена модель развития этих стратегий у будущих учителей.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Актуальность. Низкий уровень здоровья современного общества поднимает вопрос о возможностях его оздоровления и физического развития. Йога как один из инновационных методов оздоровления выделяется в данном вопросе эффективной, особенно при внедрении в занятия физической культурой в вузе. Цель – исследование влияния внедрения элементов йоги в занятия физической культурой и спортом в вузе и его оценка как в разрезе здоровья, так и физической подготовки.
Методы исследования. Проведен эксперимент с участием 48 студентов, разделенных на экспериментальную и контрольную подгруппы в разрезе видов спорта плавания и легкой атлетики. Проведено внедрение в занятия физической культурой экспериментальной группы элементов йоги при разминке и в заключительной части занятия. Оценка эффективности занятий была проведена на основе данных, зафиксированных на начало и конец эксперимента в 1 семестре по скорости выполнения заданного норматива и по данным о самочувствии, записанных в дневник самоконтроля.
Результаты исследования. В процессе исследования более высокие результаты изменения скорости показала экспериментальная группа, занимающаяся йогой, – это не менее чем на 8 %. Показатели, которые фиксировались в дневнике самоконтроля, к концу исследования также были лучше в экспериментальной группе. В результате было выявлено общее положительное влияние занятий спортом на организм студента и, в частности, по оцениваемым показателям выявлено более высокое влияние включения элементов йоги в занятия.
Выводы. Вопрос оздоровления общества эффективно решается методами физической культуры. Также проведенное исследование доказало, что занятия физической культурой и йогой положительно влияют на организм человека, и именно йога позволяет организму быстрее адаптироваться не только к физическим нагрузкам, но и к воздействию на него окружающей среды.
Актуальность. Рассмотрены условия планирования компонента спортивной подготовки, направленного на игровую адаптацию студентов, обладающих особыми антропометрическими показателями, и занимающихся хоккеем в непрофессиональных студенческих командах. Необходимыми условиями структуризации являются: характеристика необходимых двигательных игровых действий и их адекватность при выполнении игроками с соответствующими антропометрическими параметрами; совершенствование вестибулярного аппарата при обеспечении статического и динамического равновесий в игровой деятельности, а также корректирование временных параметров двигательных действий, обеспечивающих эффективность игрового взаимодействия. Исследованные антропометрические показатели обусловили предпосылки для оптимизации процесса игровой адаптации игроков с особенностями антропометрического развития, что послужило основанием соответствующей модификации содержания тренировочного процесса хоккеистов. Цель исследования – сравнительный анализ антропометрических данных спортсменов хоккейной команды «Держава» для формирования индивидуально-дифференцированных компонентов спортивной подготовки хоккеистов с особенностями антропометрического развития.
Методы исследования. Методологической основой данного исследования был выбран системно-структурный, индивидуально-дифференцированный подход, позволивший структурировать тренировочный процесс с учетом данных антропометрии хоккеистов. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация, педагогическое наблюдение, инструментально-диагностический метод: InBody – анализатор состава тела, основанный на измерении биоэлектрического импеданса (BIA), методы математической статистики, обобщение.
Результаты исследования. Проанализированы антропометрические данные спортсменов хоккейного студенческого клуба «Держава», выявлены спортсмены с особыми антропометрическими показателями, влияющими на скорость игровой адаптации в подготовительном периоде. Результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительной информации тренерами любительских команд видов спорта, где игровая специфика требует определенных антропометрических показателей игроков различных амплуа.
Выводы. Обоснована необходимость в модификации структуры спортивной подготовки хоккеистов, обладающих особыми антропометрическими данными.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Актуальность. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что полное и глубокое изучение российской истории XVII века невозможно без изучения региональной истории и, в частности, такой важной ее составляющей, как изучение истории провинциального общества, в том числе вопросов, связанных с торгово-промысловыми занятиями и повинностями местного населения. В связи с этим были исследованы торгово-промысловые занятия и повинности одной из групп служилого населения общества Юга России – пушкарей. Пушкари в южнорусских городах являлись довольно немногочисленной группой служилых «приборных» людей, которые обслуживали артиллерию. Цель исследования – рассмотреть вопросы, связанные с торгово-промысловыми занятиями и повинностями южнорусских пушкарей в XVII веке.
Методы исследования. Методологическая база исследования базируется на следующих основных исторических принципах и методах: принцип историзма, принцип объективности, сравнительно-исторический метод, историко-типологический метод, статистический метод. В целом работа построена на основе применения проблемно-хронологического и системного методов, что позволяет рассматривать события в рамках единого общеисторического контекста. Работа опирается на широкий круг архивных и опубликованных источников.
Результаты исследования. Рассмотрена торгово-промысловая деятельность южнорусских пушкарей в XVII веке, а также выявлена их значительная роль в торговле в первой половине XVII века. Также изучены основные налоги и повинности южнорусских пушкарей в XVII веке и факты неофициального притеснения со стороны начальствующих лиц.
Выводы. Особенностью южнорусских городов было активное участие служилых людей, в том числе пушкарей, в торгово-промысловых занятиях. Наиболее значительную роль в местной южной торговле служилые люди (в том числе и люди пушкарского чина) занимали в первой половине XVII века. Но эта ситуация меняется во второй половине века. Изменения были связаны с принятием Соборного уложения 1649 г., которое упразднило льготы служилым людям в сфере торговли, в связи с чем их значение в торговле несколько снизилось. Количество налогов и повинностей южнорусских пушкарей было довольно значительным. Кроме того, пушкари часто подвергались неофициальным притеснениям со стороны начальствующих лиц.
Актуальность. Изучение поколения «революционного перелома» позволяет проникнуть во внутренний мир людей эпохи революции и гражданской войны. Особый интерес представляет начальный этап становления представителей данного поколения, приходившийся на первую революцию 1905–1907 гг.
Методы исследования. Из всех групп молодежи менее всего изучена крестьянская молодежь – в немалой степени из-за ограниченности источниковой базы. Формулирование выводов и наблюдений возможно только на основе представительной базы данных по социальной активности крестьян и источников личного происхождения. В исследовании использованы аналитические и историко-статистические методы.
Результаты исследования. На основе полной коллекции источников по Оренбургской губернии и ее анализа стало возможным оспорить мнение о всеобщности распространенных в литературе утверждений о нарастании в рассматриваемый период сознательности крестьянской молодежи и проявлении межпоколенческих конфликтов. В то же время факты свидетельствуют о начале этого процесса.
Выводы. Сделанные наблюдения не претендуют на всеобщность, но позволяют предположить схожесть условий и возможностей рассматриваемой губернии с иными, также окраинными. Большие территории, слабые коммуникации наряду с иными характерными чертами окраин создавали дополнительные сложности политическому просвещению сельской молодежи. Отсюда проявления крестьянской активности ценны не только и не столько количеством случаев, но и фиксацией качественных изменений в крестьянском сознании. Изучение воззрений крестьянской молодежи периода революции и гражданской войны требует обращения к самому началу формирования таковых.
Актуальность. Представлен интерес к истории Гражданской войны в России, в которой остается немало «белых пятен». К их числу относится участие Чешско-Словацкого корпуса в иностранной интервенции в России и характер его отношений с антибольшевистскими силами. Летом 1918 г. Чешско-Словацкий корпус, ведя активную борьбу против советской власти, захватил контроль над Транссибирской магистралью. Численный перевес над местными силами большевиков, лучшая выучка, подготовка, внезапность выступления, а также энтузиазм легионеров позволили им в короткий промежуток времени овладеть рядом крупных городов в Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Это в свою очередь привело к становлению местных антибольшевистских сил – Комитета членов Учредительного собрания (КОМУЧ) и Временного Сибирского правительства в Омске.
Методы исследования. Использован историко-системный метод, который позволил выявить роль Чешско-Словацкого корпуса в эскалации Гражданской войны в России с учетом «чехо-словацкого фактора» в международных отношениях того времени.
Результаты исследования. На основе тщательного анализа документов и директив, подготовленных большевиками, антибольшевистскими силами, союзниками по Антанте, военным и политическим руководством Чешско-Словацкого корпуса, показано, что корпус преследовал свою цель – добраться до Владивостока, для достижения которой осуществлялись захват городов и свержение советской власти. В то же время был налажен контакт с местными ячейками эсеров главным образом через коммерцию. Кроме того, во взаимоотношениях с союзниками корпус продолжал следовать своим целям, помогая Народной армии Комитета членов Учредительного собрания до того момента, когда это перестало отвечать его интересам. Констатировано, что корпус оказался втянут в иностранную интервенцию, поскольку его успехи в борьбе против советской власти заставили страны Антанты пересмотреть его роль в России.
Выводы. Чешско-Словацкий корпус не только инициировал «острый» этап Гражданской войны в России, но и стал катализатором ряда процессов как в России, так и в мире, которые привели к дальнейшей эскалации конфликта.
Актуальность. Рассмотрен региональный аспект в развитии вопросов теории и практики финансов в начальный период советской индустриализации. В этот период промышленность и сельское хозяйство совершили огромный качественный и количественный скачок. Несмотря на давность, положительные сдвиги в экономике продолжают вызывать огромный интерес у широкого круга исследователей, в том числе историков.
Методы исследования. Принципы историзма и объективизма позволили проанализировать основные аспекты государственной финансовой политики и методы, которыми пользовалась региональная власть для достижения высоких результатов по исполнению бюджета.
Результаты исследования. В годы первой пятилетки финансовая система СССР подверглась существенной реорганизации, что было вызвано необходимостью мобилизации всех денежных ресурсов на нужды форсированной индустриализации. На основе широкого спектра источников удалось выявить, что в этот период были найдены новые формы и методы пополнения государственного бюджета, способы перераспределения ресурсов в пользу тяжелой промышленности и опробованы механизмы взаимодействиях центральных и региональных финансовых органов.
Выводы. Процесс советской индустриализации напрямую зависел от источников финансирования. В этой связи была проведена существенная трансформация всей финансовой системы СССР. Кроме того, налоговые инструменты позволили разрешить противоречия нэпа и полностью перейти к социалистической модели экономики. Государственная собственность стала преобладающей.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Актуальность. Изучение биографии и наследия философа Дамаския – одного из ранневизантийских философов-неоплатоников является актуальным в контексте изучения интеллектуальной жизни ранневизантийских Афин V – начала VI века. Особая роль среди источников по истории философии V – начала VI века принадлежит произведению философа-неоплатоника Дамаския «Философская история, или Жизнь Исидора». При этом помимо «Философской истории» Дамаский является автором ряда иных работ и неоплатонических комментариев, о которых упоминается в источниках.
Методы исследования. В рассмотрении проблем исторического знания в контексте интеллектуальной истории на основе изученных источников и историографии, учитывая весь комплекс методологических подходов, следует выделить следующие методы, использованные в исследовании: сравнительно-исторический, историко-генетический, системный.
Результаты исследования. Исследована биография автора этого сочинения, в результате чего показано, что он имел непосредственное отношение к ранневизантийским Афинам, где учился, а затем работал преподавателем. Также проанализирована и верифицирована информация Дамаския об Афинах в вышеуказанную эпоху. В ходе исследования установлено, что Дамаский является важным и достоверным источником по данному вопросу, так как получал информацию либо из первых рук – от друзей-студентов или учителей в Афинской философской школе, либо был непосредственным очевидцем или участником событий.
Выводы. Сделан вывод о том, что, хотя акцент в «Философской истории» сделан на философской школе в Афинах, сочинение Дамаския является непосредственным продолжением трактата «Жизнь философов и софистов» писателя IV века Евнапия, развивая жанр интеллектуальной истории с биографическим акцентом.
Актуальность. С 1915 по 1917 г. в г. Кирсанов Тамбовской губернии функционировал лагерь для австро-венгерских военнопленных итальянской национальности, которые приняли предложение Итальянского правительства об отправке в Италию и о последующем вступлении их в ряды ее вооруженных сил. В предшествовавший отправке период группа военнопленных, разделявших ирредентистские идеи, организовала в лагере ряд патриотических мероприятий с целью национального сплочения будущих волонтеров. Их деятельность получила название «Кирсановского движения», недостаточно освещенного в современной историографии.
Материалы и методы. Основными источниками для исследования послужили архивные материалы, а также ряд опубликованных исследований. Был использован историко-генетический метод, который позволил проследить истоки и эволюцию итальянского национального движения (ирредентизма) на принадлежавших Австро-Венгерской империи территориях.
Результаты исследования. Показано, что достижение цели национального сплочения военнопленных затруднялось как социально-экономически обусловленными мировоззрением и довоенными стереотипами взаимного восприятия уроженцами различных территорий Габсбургской монархии с итальянским населением, так и сохранением у части военнопленных прежней лояльности к Габсбургской империи, подпитывашейся возможными репрессиями австрийских властей по отношению к ним самим и их родственникам.
Выводы. В период ожидания отправки в Италию группа патриотически настроенных военнопленных в кирсановском лагере организовала ряд мероприятий, который получил название «Кирсановское движение». Его целью являлось вовлечение политически колебавшихся военнопленных в патриотическую деятельность.
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензия на коллективную монографию «Обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта» под научной редакцией проф. П.В. Сысоева содержит описание актуальности проблематики исследования в эпоху цифровизации образования в целом и обучения иностранному языку в частности, структуры книги, основных вопросов, обсуждаемых в главах монографии. Автор обращает внимание как на научную новизну исследования, так и на его практическую ценность при формировании аспектов языка или развитии иноязычных видов речевой деятельности обучающихся. Автор отмечает, что работа содержит большое количество конкретных примеров работы с технологиями искусственного интеллекта, которые в значительной степени компенсируют отсутствие специализированных курсов и руководств, которые наглядно и пошагово инструктировали бы преподавателя, как обращаться с интеллектуальными технологиями, и разъясняли потенциал их использования в обучении иностранному языку.
ISSN 2782-5825 (Online)