Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 26, № 192 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

7-15 51
Аннотация

Рассмотрены вопросы, связанные с переосмыслением общего статуса учебника как основного средства обучения, его места и роли в системе обучения иностранному языку (ИЯ) в неязыковых вузах. Дан ретроспективный анализ основных тенденций развития концепции учебника ИЯ, история трансформации его форм, функций и значимости. Показано усиление роли современных мультимедийных учебников и интегрированных цифровых лингвообразовательных сред в качестве альтернативы традиционному учебнику. Доказана необходимость отражения в учебнике современных научно-методических представлений о целевых, содержательных и процессуальных аспектах иноязычного образования. Показана возрастающая актуальность внутривузовских изданий. В качестве ориентира для разработки концепции современного учебника ИЯ в неязыковом вузе предложена интегративная методология и обоснована продуктивность интеграции профессионально ориентированной направленности обучения ИЯ, компетентностного, коммуникативного и межкультурного подходов. В качестве способа актуализации профессионально ориентированной направленности обучения ИЯ в неязыковом вузе рассмотрен контекстный подход. Показано, что реализация контекстного подхода требует от кафедр иностранных языков в неязыковых вузах конкретизации содержания обучения иностранному языку, выявления и уточнения особенностей профессионального общения будущих специалистов того или иного профиля подготовки. При этом необходимо принимать во внимание не только сугубо научно-технические/онтологические (предметный контекст), но и социальные, коммуникативные, организационные аспекты общения (социальный контекст). На основе обобщения результатов предпринятого анализа сформулированы требования к содержанию и структуре современного учебника. Дан прогноз относительно наиболее вероятных направлений эволюции учебника иностранного языка для неязыкового вуза.

16-23 77
Аннотация

Первая мировая война имела огромное влияние не только на развитие международных отношений в течение XX века, но и привела к созданию военно-воздушных сил разных стран. Участниками Первой мировой войны были более 30 стран, в том числе Британская империя, воевавшая на стороне Антанты. В период Первой мировой войны повысилось значение военно-воздушных сил, которые играли решающую роль в завоевании господства в воздушно-космическом пространстве. Будучи главным средством нанесения ударов по противнику на всей глубине театра военных действий, авиация получила особенное развитие. Ее задачами являлись воздушная разведка, уничтожение вражеской авиации и бомбардировка местности. К тому же, благодаря бурному научно-техническому развитию в начале XX века, появилось огромное количество новых экспериментальных образцов вооружения и военной техники. Все эти факторы поспособствовали образованию большого количества новых военных сленгизмов. Рассмотрены сленговые единицы, которые появились в сленге Военно-воздушных сил Великобритании в период Первой мировой войны, выполнена их тематическая классификация и посредством анализа определено влияние Первой мировой войны на неформальную военную лексику. Во время подготовки специалистов по лингвистическому обеспечению военной деятельности тема военного сленга остается неизученной, из-за чего у переводчиков возникают трудности при переводе сленговых единиц. Таким образом, изучение данного явления может улучшить навыки военных переводчиков и позволит им избежать грубых ошибок в профессиональной деятельности.

24-32 63
Аннотация

Пандемия коронавирусной инфекции 2019 г. оказала существенное влияние на разработку новых инновационных методов и форм обучения иностранному языку, способных организовать дистанционное или смешанное обучение иностранному языку и продолжить формировать у обучающихся субкомпетенции, входящие в иноязычную коммуникативную компетенцию. Метод проектов – это один из методов проблемного обучения, направленный на активизацию речемыслительной деятельности обучающихся в процессе выполнения ряда заданий. Его уникальная характеристика заключается в том, что данный метод может быть использован как в аудиторной, так и в смешанной или дистанционной формах обучения. Однако, несмотря на то, что в методической литературе существует много исследований, посвященных разработке конкретных методик обучения иностранному языку (аспектам языка и видам речевой деятельности) посредством информационных и коммуникационных технологий, исследователи не пришли к единому мнению, какие этапы должна включать проектная методика. В нашей работе на основе анализа методической литературы выделено восемь этапов организации проектной работы студентов языкового вуза. К ним относятся: 1) целеполагание; 2) обсуждение технических вопросов организации проектной работы; 3) поиск, сбор и обработка необходимой информации в сети Интернет; 4) работа над проектом; 5) обратная связь с преподавателем и студентами; 6) работа по улучшению драфт-версии проекта; 7) презентация проекта; 8) оценка проекта. Приведен анализ некоторых известных методических исследований, посвященных организации проектной работы учащихся и студентов, а также приведено подробное описание авторских этапов обучения.

33-43 66
Аннотация

Предметно-языковое интегрированное обучение (Content and language integrated learning) как один из современных подходов к обучению иностранному языку для общения в профессиональной сфере получает все большее и большее распространение в российских вузах. Данный подход характеризуется одной отличительной характеристикой – двойной целью обучения. С одной стороны, CLIL-курс направлен на формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза. С другой – CLIL-курс направлен на изучение студентами профильной дисциплины, которая служит предметно-тематическим стержнем, на базе которого разрабатываются упражнения и задания, направленные на достижение первой цели – овладение иностранным языком в профессиональной сфере. Однако, несмотря на дидактический потенциал интегрированного обучения, практика применения подхода достаточно ограничена. На основе анализа методических работ, посвященных описанию опыта российских вузов по внедрению методологии предметно-языкового интегрированного обучения, представлен опыт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по внедрению CLIL-курсов. Описана актуальность предметно-языкового интегрированного обучения, а также рассмотрен ряд ключевых аспектов разработки и внедрения CLIL-курсов в российских вузах. К ним относятся: 1) отбор предметно-тематического содержания CLIL-курса; 2) разработка учебных материалов CLIL-курса; 3) повышение квалификации преподавателя CLIL-курса и его мотивация; 4) уровень владения студентами иностранным языком. Каждый из этих аспектов подробно описан в работе.

44-57 53
Аннотация

Определены методические принципы создания языковых корпоративных курсов, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям корпоративных обучающихся иностранному языку. Данные принципы основаны на анализе психолого-педагогических особенностей обучения сотрудников компаний и методических положений обучения иностранным языкам и направлены на повышение эффективности языковых корпоративных обучающих программ. К методическим принципам были отнесены: 1) учет потребностей обучающихся и образовательных стандартов при определении целей и содержания обучения иностранному языку; 2) междисциплинарный подход к отбору языкового, предметного и методического типов содержания; 3) ограничение контекста использования иностранного языка для профессиональных целей; 4) принцип последовательности при отборе языкового содержания обучения для специализированных курсов по иностранному языку; 5) реализация компетентностного подхода при отборе содержания и технологий обучения; 6) принцип модульности языкового, предметного и методического содержания; 7) интеграция знаний, умений и методов обучения; 8) учет психолого-педагогических особенностей обучения корпоративных обучающихся; 9) учет возможных трудностей контекста обучения иностранному языку корпоративных обучающихся. Данные принципы соответствуют потребностям и особенностям корпоративных обучающихся и могут быть использованы разработчиками языковых корпоративных курсов.

58-69 39
Аннотация

Дано определение понятию «компьютерная игра» и содержанию параметров, включенных в нее. Были рассмотрены типы компьютерных игр и как они используются в дидактических целях. К основным типам игр относят: конструкторские программы; драматизации (конструкторы сказок); развивающие компьютерные программы, направленные на развитие зрительно-моторной координации в пространстве; головоломки, игры на развитие логического мышления; игры на развитие внимания и памяти. Проведен анализ целого ряда преимуществ компьютерных игр в образовательном процессе. К ним можно отнести следующие положения: большое количество способов предоставления информации; положительное влияние на мотивацию и интерес учеников к образовательному процессу; вариативность способов, при которых решаются задачи, а также контроль над их решением и постановкой; огромный инструментарий, предназначенный для контроля деятельности учащихся; благоприятное воздействие на формирование навыков самоанализа. Также было рассмотрено распределение обучающих игр по разным группам, в зависимости от их характера деятельности, связанной с познанием. Рассмотрена игровая методология и ее основные принципы. Основными принципами являются: осмысленность обучения; контекст обучения; многовариативность. Также были рассмотрены основные предложения касательно надлежащего использования компьютерных игр в образовательном процессе. Основным моментом будет являться появление мотивации к обучению. Были также проанализированы два фундаментальных принципа фазы мотивации, которые следует учитывать при выборе компьютерной игры в образовательном процессе. К ним можно отнести такие принципы фаз мотивации, как исследование и культура. Проведен анализ того, как использовать игры, в особенности их образовательную часть для обеспечения успешного образовательного процесса.

70-77 66
Аннотация

Рассмотрены основные принципы конструктивизма (учет и развитие познавательных интересов учащихся, поощрение взаимного обучения и активизация сверстников как источников обучения), лежащие в основе современной педагогики и лингводидактики. Проведено сравнение традиционного урока и урока, построенного на принципах конструктивизма, показано, как меняется сущность контроля и отношение к нему на современном этапе развития образования и в теории. Особое внимание уделено проблеме формирующего контроля, в частности, обсуждена его специфика на разных этапах обучения и роли, которые отводятся в нем участникам образовательного процесса – учителю, ученику и одноклассникам. Уточнено определение формирующего контроля и рассмотрены его различные аспекты: вовлечение учащихся в процесс целеполагания, само- и взаимоконтроль; качество вопросов, применяемых учителем в классе, и качество обратной связи; последующее использование результатов итогового контроля в обучающих целях. Раскрыты функции формирующего контроля. Проанализированы уровни формирующего контроля (низкий, средний и высокий), выбор которых зависит от контекста обучения. Продемонстрирована релевантность формирующего контроля образовательным результатам с акцентом на формирование предметных и метапредметных умений в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего среднего образования.

78-86 63
Аннотация

Предложен обзор традиционных и современных методов, используемых при обучении детей иностранному языку на раннем этапе. Обоснована целесообразность раннего развития иноязычной компетенции учащихся и необходимость подготовки специалистов узкой направленности в области преподавания ИЯ в системе дошкольного образования. Описаны возрастные и психологические особенности дошкольников и младших школьников. Охарактеризованы категории учащихся в зависимости от типа восприятия информации: визуалы (visual learners), аудиалы (aural learners), вербалы (verbal learners), кинестеты (physical learners), логисты (logical learners), социалы (social learners) и одиночники (solitary learners). Обоснованы факторы, мотивирующие их к обучению, в том числе к овладению ИЯ. Описаны методы и приемы, которые обычно используются при обучении английскому языку, такие как метод полного физического реагирования (Total Physical Response), естественный подход (the Natural Approach), аудиолингвальный метод (Audiolingual Method), коммуникативный метод, CLIL (Content and Language Integrated Learning).

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

87-95 37
Аннотация

Рассмотрены особенности внеаудиторной работы с иностранными учащимися в формате заседаний студенческого объединения «Русский клуб». Обозначены основные цели, задачи и принципы, на которых строятся занятия. Описаны наиболее эффективные формы внеаудиторной работы, среди которых межкультурный коммуникативный тренинг, мастер-классы, проектная деятельность и учебная экскурсия. Рассказано о традиционных мероприятиях, проводимых в рамках данного студенческого объединения. Приведен планконспект организации и проведения заседания, посвященного празднованию Старого Нового года в России. Дана краткая информация об истории возникновения этого праздника. Подробно рассмотрены все этапы подготовки и проведения различных конкурсов и праздничных заданий с методической и организационной позиций, направленных на углубленное проникновение студентов в смысл изучаемых явлений и аутентичное приобщение их к русским национальным культурным традициям. Работа адресована преподавателям русского языка как иностранного.

96-103 46
Аннотация

Обоснована необходимость развития коммуникативных навыков у иностранных студентов, изучающих русский язык, на основе интерактивного подхода к обучению. Во время стажировки в России учащиеся должны не только усвоить языковые нормы и правила, но и познакомиться с культурой, обычаями и традициями нашей страны, научиться взаимодействовать на уровне коллективного сотрудничества. Обучение заинтересованному продуктивному общению при этом не вносится отдельно в учебный процесс, а проявляется в результате совместной познавательной деятельности в результате группового освоения учебных предметов. При интерактивном обучении на занятиях по развитию устной и письменной речи происходит комплексное развитие иностранных студентов. У них формируется коммуникативная компетентность в когнитивной области (в форме осмысления собственного коммуникативного поведения на основе полученных на занятиях знаний, существующих норм и подходов), индивидуальных личностных свойствах (толерантное восприятие), поведенческих образцах (овладение навыками вербального и невербального общения, этикетными нормами), эмоциональных личностных свойствах (получение положительного заряда от общения, доверия к преподавателю и своим одногруппникам, развитие искренности, заинтересованности, раскрепощенности, психологического комфорта при общении). Подчеркнута полинаправленность интерактивного обучения русскому языку иностранных студентов и отмечена эффективная роль межличностного общения при формировании коммуникативной компетентности, представляющей новый, творческий индивидуальный образовательный результат.

104-111 47
Аннотация

В условиях полиэтнического образовательного пространства важным становится вопрос о построении процесса обучения с учетом индивидуальной специфики контингента обучающихся. Обращено внимание на малоизученный начальный этап овладения правописанием детьми-инофонами, которые оказываются в неравноправных учебных условиях, связанных с необходимостью восприятия материала на одном уровне с носителями языка, одинаковом способе оценивания уровня усвоения знаний ими. Цель исследования – описание основных лингвистических трудностей овладения правописанием на начальном этапе изучения русского языка младшими школьниками-инофонами, определение методических решений по организации уроков русского языка в начальных классах общеобразовательной полиэтнической школы. В работе проанализированы основные трудности, возникающие у детей-инофонов при овладении орфографическим материалом, рассмотрены педагогические средства и методы развития орфографических навыков и предложены организационно-методические рекомендации по формированию орфографической грамотности у учащихся-инофонов в начальных классах. Сделаны выводы о необходимости целенаправленной работы по формированию орфографической грамотности учащихся-инофонов на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе в условиях полиэтнической образовательной среды с учетом особенностей восприятия учебного материала ими, организации системной дополнительной предварительной работы, направленной на осознанное усвоение грамматических категорий русского языка.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

112-120 73
Аннотация

Умение стрелять для будущих сотрудников правоохранительных органов – важный и конкурентно ориентированный навык для поступления, построения карьеры в системе правоохранительных органов, так как огневая подготовка входит в профессионально-прикладную боевую и физическую подготовку сотрудников государственных ведомственных структур. Обучение и совершенствование навыков стрельбы осуществляется в рамках проведения занятий по огневой подготовке. Рассмотрена методика обучения огневой подготовки студентов специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» на базе гражданского вуза – Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Занятие по огневой подготовке – это основа, закладывающая как первичные навыки стрельбы, так и в последующем площадка для совершенствования, оттачивания навыков. Большая часть занятий по огневой подготовке имеют не теоретическую форму, а практическую. Рассмотрены основные методы преподавания как теоретических, так и практических занятий по огневой подготовке. Однако сложившаяся методика преподавания и обучения навыкам стрельбы не отвечает современным практическим вызовам. В настоящее время практические упражнения для проведения занятий по огневой подготовке, которые регламентированы и рекомендованы соответствующими нормативно-правовыми актами (не только общеметодические рекомендации для подготовки студентов в гражданских вузах, но и приказы и инструкции специализированных учебных заведений правоохранительных органов), не соответствуют реальным условиям и ситуациям применения огнестрельного оружия. В частности, стоит учитывать тот факт, что спокойные и тихие условия для осуществления выстрела – это только возможности в условиях практического занятия. В реальной жизни применять оружие приходится при экстремальных ситуациях и в условиях сложного психического состояния. В связи с этим имеет место методическая адаптация преподавания дисциплины огневой подготовки к современным практическим реалиям оборота и применения оружия.

121-128 56
Аннотация

Исследование посвящено проблеме влияния на состояние организма пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата завершения спортивной деятельности. Адаптивный спорт активно развивается в последние годы в мире и в России. Плавание в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата является одной из самых популярных спортивных дисциплин, так как способствует реабилитации и социальной интеграции занимающихся. Занятия адаптивным спортом не могут продолжаться на протяжении всей жизни, в связи с чем актуальными представляются вопросы функционального состояния бывших пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата, членов сборной команды России. Спустя два года после прекращения ими спортивной деятельности было проведено лабораторное обследование реографических характеристик для сравнения и оценки исследуемых показателей, полученных во время и после окончания занятий адаптивным плаванием. Полученные результаты подтвердили положение о необходимости продолжения рекреационных и реабилитационных занятий для поддержания оптимальной физической формы бывшими спортсменами, особенно имеющими отклонения в состоянии здоровья. Предположено, что спортсмены и специалисты адаптивного спорта воспользуются полученными ими результатами для улучшения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья.

129-138 56
Аннотация

В физическом воспитании детей дошкольного возраста развитие основных движений зависит от проявлений двигательных качеств – быстроты, силы, выносливости, которые в большей мере расширяют функциональные возможности детского организма. При недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. В связи с этим в нашем исследовании мы рассмотрели эффективность применения предметов на занятиях ритмической гимнастики в учреждениях дошкольного образования. Исследование посвящено физическому воспитанию дошкольников средствами ритмической гимнастики. Дана характеристика образно-игровой ритмической гимнастике. Перечислены методические особенности применения предметов на занятиях ритмической гимнастикой в учреждениях дошкольного образования. Представлены результаты сравнительного педагогического эксперимента, цель которого – выявить эффективность применения на занятиях с детьми 6–7 лет упражнений образно-игровой ритмической гимнастики с гимнастическими палками. Показана значимость занятий ритмической гимнастикой, ее влияние на развитие физических качеств у дошкольников.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

139-147 54
Аннотация

На основе анализа современного состояния педагогической науки и практики выявился ряд актуальных вопросов, требующих углубления изучения и расширения практического внедрения этнопедагогических достижений в образовательную деятельность высшей школы. Современная педагогическая наука все чаще забывает о предыдущем историческом опыте обучения и воспитания. Декларируются «инновационные» технологии, которые на самом деле оказываются древними гуманитарными технологиями. В их число входит индивидуальное обучение, имеющее форму обучения в парах. При внимательном анализе оказывается, что подобная форма обучения имела место в древности в народной педагогике. Парное обучение стало применяться в средней школе в ХХ веке и не теряет своей популярности в настоящее время. Сделан вывод, что содержание учебно-воспитательного процесса высшей школы можно модернизировать путем включения в него нововведений, основанных на традиционных этнопедагогических технологиях. Среди них особое внимание уделено индивидуально-групповому обучению, получившему в современной педагогической методологии новые формы и сферы применения. Мы делимся опытом использования обучения в парах в процессе изучения иностранных языков обучающимися Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС. Эта технология позволяет выпускникам повысить уровень их подготовки и обрести навыки эффективной межкультурной коммуникации.

148-156 57
Аннотация

Рассмотрены принципы проектной работы студентов в высшем учебном заведении. Приведены примеры обучения студентов по информационным специальностям с применением основ программирования и дизайна в системе высшей школы в странах Европы и Северной Америки. Показаны роли дистанционного, традиционного образования и выбора индивидуальных траекторий в указанном обучении. Особое внимание уделено описанию игровых командных форм обучения при работе в средах трехмерного моделирования и прототипирования. Описаны различные роли преподавателя на каждом этапе во всех игровых проектах на построение сложных конструкторских деталей. Показаны примеры разработанных проектных работ в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина при работе с 3D графикой и сведением ее к трехмерной печати, а также встраивание результатов работ в сайты, блоги и другие Веб 2.0 ресурсы. Представлены ключевые этапы проведения командных игр, в том числе выборы капитана команды с использованием психологического ролевого теста Р. Белбин и профессиональных качеств студентов. Подобные работы с успехом можно масштабировать на все направления подготовки университета, а также на профильные направления для студентов средних специальных учебных учреждений. Сделан вывод, что знания по трехмерному моделированию и прототипированию закрепляются в ходе итоговой игровой командной работы по построению сложной конструкции или серии архитектурных сооружений.

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

157-164 37
Аннотация

Рассмотрена коммуникативная компетентность, как одна из ключевых компетенций современных старшеклассников, которая является ресурсом эффективной будущей профессиональной реализации. В ходе исследования было выявлено содержание коммуникативной компетентности, которое определяет более сложные процессы коммуникации и сетевого взаимодействия. Также выделены этапы, компоненты и условия формирования коммуникативной компетентности, определены уровни ее сформированности, предложены психолого-педагогические техники и технологии формирования коммуникативной компетентности, а также разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа успешной коммуникации». Результаты исследования могут быть использованы при организации процесса формирования коммуникативной компетентности в системе дополнительного образования. Особенностью программы является ее вариативность и возможность реализации как в очном, так и дистанционном формате.

165-168 41
Аннотация

Рассмотрена проблематика измерения результатов по грамотности чтения в условиях казахстанского учебного дискурса. Проанализированы возможные формулировки тестовых заданий, направленные на проверку реализации стратегии по формированию функциональной грамотности. Рассматриваемая проблема весьма актуальна в контексте модернизации системы школьного образования в Казахстане.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

169-175 58
Аннотация

Проанализирована миссионерская деятельность епископа Русской православной церкви Порфирия (Константина Александровича Успенского) на территории Палестины, входившей в исследуемый период с 1847 по 1853 г. в состав Османской империи. Показана предварительная разведка Порфирием этих земель для обоснования целесообразности учреждения Русской Духовной миссии в регионе, покровительство этой идее среди властей Российской империи, в том числе среди канцлера графа Нессельроде и императора Николая I. Рассмотрена просветительская и благотворительная деятельность епископа Порфирия среди местного православного населения, в том числе оказание финансовой помощи в создании народных училищ и богословского училища для подготовки духовенства из местного арабского населения. Отмечено, что наряду с миссионерством для епископа чрезвычайно важной была научно-исследовательская деятельность. Будучи востоковедом, Порфирий описывал местный церковный фольклор, собирал реликвии и переписывал рукописи, описывал свои наблюдения. Отмечено, что его собратья также стремились раскрыть для российского общества историю и культуру Ближнего Востока; в частности, семинарист Соловьев делал зарисовки местности. Охарактеризованы взаимоотношения епископа с российским и австрийским консулами.

176-184 44
Аннотация

Рассмотрено социально-экономическое и культурное развитие Кизляра и прилегающих к нему станиц в контексте национальной политики, проводившейся в городе царской администрацией в период 20–60-х гг. XIX века. В качестве основного метода исследования использовался нарративный метод, а также следование принципам всесторонности и системности исторического познания вопроса исследования. В качестве основной базы исследования использованы архивные материалы и доступная литература. Сделана попытка на основании доступных источников и литературы детального анализа вклада армянской и грузинской диаспор в хозяйственно-экономическую и образовательную деятельность на Кизлярщине. Показана передовая роль армянского и грузинского купечества в процесс вовлечения региона (ряда городов Северо-Восточного Кавказа) в торгово-экономическое пространство Российской империи. Раскрыта торговая и хозяйственная специализация диаспор города, явившаяся впоследствии основой промышленного производства в Кизляре. Освещен вопрос просветительской деятельности армянской диаспоры, появления первых частных школ, основанных армянским сообществом города Кизляра. Показан на примере деятельности представителей армянской и грузинской диаспор процесс гражданской колонизации региона как основной метод к сближению отношений центр – окраина.

185-196 54
Аннотация

Реконструкция биографии является одной из форм исторического анализа. С опорой на инструментарий историко-биографического метода предпринята попытка восстановления биографии историка, педагога, общественного деятеля и директора Белгородского учительского института с 1913 по 1918 год – Петра Александровича Дьяконова (1857 – после 1918 гг.). По результатам научно-исследовательской работы с опубликованными статистическими и справочно-правовыми и неопубликованными историческими источниками из фондов Российского государственного исторического архива, Государственного архива Российской Федерации, Центрального государственного исторического архива г. Санкт-Петербург, Государственного архива Белгородской области реконструирована научная биография и основные этапы профессионального развития П.А. Дьяконова. Восстановлены данные и проанализирована его деятельность в учебных и общественных заведениях Тамбовской губернии, подробно рассмотрена работа в должности правителя дел Тамбовской ученой архивной комиссии; Волчанской учительской семинарии Харьковской губернии, Дирекции народных училищ области войска Донского и Тамбовской губернии и Белгородском учительском институте Курской губернии. Проанализирована деятельность Белгородского учительского института в предреволюционные годы. Восстановлен список преподавателей Учительского института в г. Белгород за 1916 г. По результатам исследовательской деятельности с фондами Белгородского государственного историко-краеведческого музея идентифицировано портретное изображение П.А. Дьяконова.

197-208 52
Аннотация

Актуальность темы продразверстки и Антоновского восстания объясняется столетним юбилеем данных событий и сохранением различных подходов и мнений среди историков по данным вопросам. Важным представляется изучение северных и западных уездов Тамбовской губернии, которые не принимали значительного участия в «Антоновщине», поскольку данной теме посвящено незаслуженно мало внимания. Основные задачи исследования заключены в анализе хозяйственного и экономического положения в «неповстанческих» уездах в контексте их сравнения с южными уездами (Тамбовским, Кирсановским и Борисоглебским) накануне Тамбовского восстания 1920–1921 гг. Для решения поставленных задач были использованы статистические сведения о естественном приросте населения, размерах посевных площадей, урожайности и продразверстке и др. Значимость работы состоит в том, что проведенное исследование добавляет больше фактического материала о причинах низкого уровня социальной агрессии среди крестьянства северных и западных уездов накануне повстанческого движения в Тамбовской губернии.

209-215 42
Аннотация

Рассмотрена продовольственная ситуация в начале 1918 г. в производящих регионах России на материалах Тамбовской губернии. Опубликованные документы свидетельствуют о сильном росте цен на потребительские товары, население с тревогой воспринимало высокие цены на продукты. Продовольственная проблема явно приобретала политическую окраску. Пришедшие к власти большевики не только насаждали власть, исходя из своих политических и экономических предпочтений, начиная социалистические преобразования и борясь с остатками старых органов власти. Все это показано в опубликованных источниках по крестьянскому движению, захлестнувшему губернию, а также в мемуарной литературе свидетелей всех тех проблем, связанных с продовольствием и ухудшением политической и экономической обстановки в городе и губернии в целом. В частности, советская власть сразу же столкнулась с огромными продовольственными проблемами как доставшимися им в наследство, так и порожденными своими же реквизициями, а также с крестьянским протестным движением. Само же крестьянское движение, вызванное голодом и хаосом, в дальнейшем сыграет огромную роль в политике, проводимой большевиками. Документы и мемуары могут послужить в деле изучения состояния населения в указанный период.

216-224 49
Аннотация

Рассмотрен этап развития библиотечного дела на Тамбовщине в период становления советской власти. Охарактеризованы систематизация в фондах государственных и профсоюзных библиотек, национализированных из состава частных собраний книг, воссоздание и расширение сети местных (районных и подрайонных) библиотек, изб-читален, передвижных библиотек, способствовавших просветительской работе среди населения региона. Исследованы мероприятия новой власти по административному регулированию системы отношений между библиотеками, библиотек с другими учреждениями культуры и образования и органами местной власти. Показана деятельность руководства Центральной губернской библиотеки по повышению трудовой дисциплины, уровня образования и политической грамотности библиотекарей. Дана характеристика руководства Центральной губернской библиотеки и его политики найма сотрудников, борьбы с проявлением личных конфликтов библиотекарей на рабочем месте, расхищением книг и небрежным к ним отношением. Рассмотрены массовые мероприятия, практиковавшиеся наряду с выдачей книг в библиотеке: собрания политического просвещения, экскурсии для детей-пионеров, атеистические антирелигиозные вечера. Охарактеризовано создание детских и юношеских отделений, способствовавших развитию образования. Показано, что библиотечные сотрудники создали развитую систему библиотек в регионе, позволивших удовлетворять культурные потребности населения.

225-236 66
Аннотация

Работа посвящена исследованию форм, методов, подходов, особенности функционирования и проблем развития системы партийно-политического просвещения на Дальнем Востоке СССР в 1930-е гг. На основе анализа архивных документов обосновано, что многие проблемы развития данной системы были обусловлены ее оторванностью от базовых партийно-политических учебных центров и диктовали специфические особенности ее функционирования. Они были связаны с ограниченностью материальных и кадровых ресурсов, частой ее подменой хозяйственными мероприятиями, а также безразличным отношением к ней со стороны партийных и хозяйственных руководителей на местах. Доказано, что это в свою очередь приводило к недооценке значения партийной учебы со стороны рабочих и служащих, их слабому охвату просвещением и низкой степенью посещаемости учебных мероприятий. Центральное и местное партийно-политическое руководство постоянно пыталось решить проблемы, мешавшие поступательному развитию партийно-политического просвещения. Однако, несмотря на их действия по усилению организационных, контрольных и других мероприятий для развития партийно-политического просвещения, ситуация оставалась сложной и неоднозначной.

237-244 41
Аннотация

Исследование посвящено изучению особенностей восприятия молодым поколением внешней политики советского руководства в 1937–1941 гг. Показана специфика формирования в сознании молодых людей образа внешнего врага. Исследованы основные механизмы формирования патриотических настроений молодежи. Как показало проведенное исследование общественных настроений, большинство юношей и девушек, несмотря на изменения внешнеполитического курса, готовились к войне. Вследствие активной работы пропагандистских структур возрастал престиж армейской службы, а день призыва становился одним из самых долгожданных моментов юношеской поры. Чувство долга и личной ответственности за будущее своей Родины способствовало укреплению сознательного патриотизма подрастающего поколения, что свидетельствует о высокой результативности всей системы военно-патриотического воспитания накануне Великой Отечественной войны.

245-256 62
Аннотация

Исследование посвящено проблемам развития гуманитарного взаимодействия между регионами двух государств – Амурской области (РФ) и провинции Хэйлунцзян (КНР). Проанализировано развитие гуманитарных отношений между этими сопредельными территориями с конца 1980-х гг. и до настоящего времени. Рассмотрены основные нормативно-правовые акты межгосударственного и межрегионального уровней, повлиявшие на гуманитарное взаимодействие. Отмечены факторы, влияющие на развитие российско-китайских отношений в приграничье, связанные со сложной социально-экономической обстановкой реформ в России в 1990-е гг. Рассмотрена позиция руководителей Амурской области по отношению к развитию гуманитарных связей с соседним регионом КНР. Выделены основные направления гуманитарного взаимодействия Амурской области с приграничными территориями Китая (прежде всего, с провинцией Хэйлунцзян) в области туризма, в сфере культуры, спорта, а также в образовательном пространстве. Доказано, что развитие российско-китайских межгосударственных отношений с конца 1980-х гг. можно охарактеризовать как поступательное и стабильное. Сделан вывод об особенностях модели сотрудничества области с регионами КНР, о значительной роли географического положения области в развитии международного взаимодействия, а также о стабильности курса на сближение в области гуманитарного взаимодействия между двумя странами.

ИСТОРИОГРАФИЯ

257-268 41
Аннотация

Исследование посвящено анализу научных текстов историографического освоения истории предпринимательства дореволюционной Сибири. Современная историография накопила большой фактический материал. Историками опубликованы монографии, тематические сборники, статьи, тезисы, рецензии, доклады, библиографические указатели, энциклопедические и справочные издания, в советах защищаются кандидатские и докторские диссертации по различным проблематикам этого направления. Жанровое многообразие научной литературы о деловых людях является отражением широкого профессионального и общественного интереса к торговле и иным занятиям предпринимательством и способствует координации научно-исследовательской деятельности. Отечественная историография истории купечества и предпринимательства Сибири представлена значительным количеством работ историков региона. Цель исследования – проанализировать научный текст как форму организации речевого материала в научном дискурсе изучения истории предпринимательства Сибири второй половины XIX – начала XX века. Использованы методы исторического исследования, базирующиеся на анализе и обобщении исследований других исследователей, с применением принципа историзма, который позволил применить историко-логический, историко-системный методы. Регион-ориентированный подход дал возможность наиболее полно изучить особенности научных текстов в историографии истории предпринимательства Сибири. Результаты исследования следующие: научный исторический дискурс характеризуется определенным комплексом норм, стереотипов мышления и поведения; научное общение играет значимую роль в жизни общества; жанры выступают средством организации и формализации взаимодействия в научном сообществе; текст как форма организации речевого материала в научном дискурсе характеризуется своеобразием и узнаваемостью стиля, композиционной структуры.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)